ДОМАШНИЙ АРХИВ
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ
Николай ШЕВАРОВ:
“Мы сидели на диване и оба плакали...”
Из писем о внуке-второкласснике
1 сентября 1970 года, Вологда.
Сегодня выдался хороший, солнечный день. Дима
сидит на первой парте, прошлый раз еще Юлия
Николаевна говорила, что она его «держит все
время перед глазами, а то он очень любопытный и
поэтому часто вертится».
Юлия Николаевна попросила меня сходить на
квартиру к одной девочке-ученице, которая
почему-то не пришла в школу, что-то с ней
случилось. Я прямо из школы к ней. Оказалось, что
девочка лежит в больнице, ей сделали операцию, у
нее был гнойный аппендицит. После операции
девочка лежала три дня без сознания, а теперь ей
лучше, но пролежит еще в больнице не менее месяца.
2 сентября
Бабушка сегодня только обнаружила, что у
нового школьного костюма нет карманов. Дала Диме
носовой платок, а положить его некуда. Теперь
посылает меня на фабрику, попросить там такого же
материала, чтобы самой сшить. А в продаже такого
материала нет.
8 сентября
Утром я провожал Диму в школу, помогал ему
нести горшок с цветком. Потом я по поручению
бабушки ходил на швейную фабрику выяснять,
почему у школьных костюмов нет хлястика и
карманов. У них ответ один: им дали такой фасон, и
все. Сами изменить они его не могут. Дали мне
кусочек такого, как костюм, материала, из
которого бабушка сделает карманы и хлястик.
10 сентября
Дима мне сегодня сказал, чтобы я больше не
ходил его встречать, что он – “первоклассник что
ль”. В школе, когда меня увидел, сделал кислое
лицо. Меня беспокоит, что из школы они идут с
Сережей Евстигнеевым, им по пути, а тот такой
заводила, что он прямо домой никогда не идет и
начинает бродить по оврагам и стройкам.
11 сентября
У нас сегодня произошло ЧП. Расскажу о нем
все по порядку. Когда Дима пришел из школы, меня
дома не было. Прихожу, смотрю, у него очень
грустный вид. Спрашиваю: что случилось? Отвечает:
“Ничего”. Прошу показать тетради и дневник. Он с
нежеланием расстегивает свой портфель. Подает
тетрадь по математике, там стоит тройка и запись
Юлии Николаевны: “Дима, почему не решил задачу?”
Оказывается, он не выполнил полностью домашний
урок, не решил одну задачу. Потом прошу показать
тетрадь по русскому. Он как заревет и бежать от
меня в ванную. Оказывается, она там у него была
спрятана. Пришел с тетрадью в комнату, плачет и не
хочет нам с бабушкой показывать тетрадь. Потом
отдал нам ее, а сам все плачет. Оказалось, что в
тетради стоит двойка за диктант и запись Юлии
Николаевны: “Подумай и напиши правильно,
грамотно”. Она просила написать каждого, как
кого зовут, в каком городе они живут и на какой
улице, а потом продиктовала диктант. Так Дима
умудрился почему-то написать “меня зовут
Дмитрий Дмитриевич”, а потом наделал несколько
ошибок в диктанте. Вот такие начались у нас
неприятные события. А без них, очевидно, не
обойтись.
12 сентября
У нас началась осень, стоит прохладная,
пасмурная, дождливая погода. Дима в школу ходит
уже в синем пальтишке. Сегодня с ним произошел
такой поразительный случай. Пришел он домой,
стали мы с ним раскрывать его портфель, чтобы
посмотреть отметки, и – о, ужас – портфель-то
оказался чужой, другого ученика.
Оказывается, когда они одевались, портфели
положили рядом и перепутали. Мы с ним собрались и
пошли обратно в школу, встретили там в коридоре
Юлию Николаевну, она нам назвала адрес этого
мальчика. Оказалось, что он живет на неосвещенной
улице, мы там рыскали долго, но мальчика не нашли.
Пришли домой, а без нас этот мальчик приходил к
нам и принес Димин портфель. А нас ждать не стал,
потому что бабушка ему сказала, что Дима пошел к
нему на квартиру и понес портфель.
13 сентября
За портфелем приходил отец мальчика только
утром. Через некоторое время приходит и мальчик и
тоже спрашивает портфель! Оказывается, они с
отцом разошлись и плохо договорились, кто у них
пойдет за портфелем.
22 сентября
Был в школе, Диму уже там не захватил, у них
сегодня было три урока, и он ушел раньше. Зашел в
класс, а Юлия Николаевна сидит за столом, закрыв
голову руками. Говорит, что плохо себя чувствует,
температура. Она сегодня проверила тетрадки и
выставила оценки – всем сорока шести ученикам! Я
ей посоветовал немедленно ехать к врачу. Дима
играл с ребятами в войну. Пришел домой грязный, а
лицо ему какой-то мальчишка измазал краской.
Бабушка его отмывала и застирывала. Оказывается,
предварительно он сам эту краску смывал со
своего лица в луже, которая около нашего дома, но
полностью не смыл.
30 сентября
У нас сегодня прохладно, я ходил встречать
Диму и помогал ему найти свою шапку. Он в субботу
пришел в чужой шапке, причем потрепанной, с кем-то
разменялся. На нашей шапке внутри на подкладке
бабушка вышила Димины инициалы, поэтому мы
быстро ее нашли. Да еще мешок с тапочками им был
оставлен, который мы тоже разыскали.
1 октября
Итак, позади месяц учебы. И как раз сегодня я
выслушал от Юлии Николаевны неприятное
сообщение. Встретила она меня в школе, куда я
зашел за Димой, не особенно любезно, даже сердито,
говорит: “Николай Фролович, Дима сегодня вел
себя отвратительно. У нас в классе была
учительница из другого класса, я в это время
уходила к директору, а Дима и еще шесть учеников,
во-первых, опоздали на урок, во-вторых, бегали по
партам. Посадите его на хлеб и воду”. Когда мы
пришли с ним домой, я долго с ним говорил, а потом
спросил: “Ну, как тебя наказывать?” Он
расплакался. Я с ним тоже расплакался. И вот мы с
ним сидели на диване и оба плакали.
Продолжение следует
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|