Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Марина КОНДАКОВА, директор НП «Телешкола»:
«Аттестация интернет-школ отрабатывается на нас»

Сегодня в России уже действует одна общеобразовательная интернет-школа, получившая лицензию на образовательную деятельность по программам основного общего образования. Она обучает только старшеклассников. В школе «Просвещение.ru» 25 сетевых педагогов и несколько сотен учеников из разных субъектов РФ. В этом году первые из них уже поступили в вузы.

– Во многих субъектах РФ не хватает учителей-предметников. В вашей интернет-школе разработаны все базовые учебные курсы для 10–11 классов. Могут ли в перспективе уроки в Сети решить проблему недостающих кадров в школах?
– Даже если директор школы скажет: «Мне очень нравится интернет-ресурс, который вы предлагаете моей школе. Наконец-то вакансия физика будет у меня закрыта!» – оплатить интернет-уроки при существующей законодательной базе школе будет очень трудно! Мы предлагаем платный сетевой образовательный ресурс. Чтобы он стал бесплатным для учащихся, администрация школы должна купить его у нас. Следовательно, уроки должны быть либо оплачены директором за счет перераспределения статей бюджета, либо по согласованию с планово-финансовым управлением, либо за счет внебюджетных средств школы. А это головная боль. Как правило, руководители школ оплачивают наш ресурс за счет внебюджетных средств. Либо занятия в интернет-школе оплачивает муниципалитет, как это произошло, например, в Челябинской области.
– «Просвещение.ru» – первая в России общеобразовательная интернет-школа, которая получила лицензию на образовательную деятельность. Объясните, как при существующих правилах сетевая школа смогла пройти процедуру лицензирования? Ведь при выдаче лицензии оценивается материальная база учебного заведения. Что комиссия оценивала у вас?
– Действительно, в России еще никто не имел дела с дистанционными общеобразовательными школами. Так что и модели экспертной оценки отрабатываются на нас. Обычная школа показывает оснащение лабораторий и библиотек. Мы же представили на экспертизу все сетевые учебные курсы, виртуальную библиотеку, лабораторный практикум удаленного действия. Мы находимся в привилегированном положении. Ведь нам не надо покупать дорогостоящее оборудование для лабораторий – мы можем все нарисовать! Материальная база в нашем случае – наличие автоматизированных рабочих мест сетевых учителей и тьюторов, которые обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного процесса.
– Комиссия поняла, что вы ей показывали?
– По ходу дела пришлось разъяснить ряд понятий: что такое дистанционное образование, каков применяемый в нашем деле понятийный аппарат. Сейчас мы проходим процедуру аттестации и выходим на аккредитацию. Пока ученики из разных регионов России могут получить московский аттестат через нашу базовую школу в столице. Все сетевые ученики пишут заявление на прохождение итоговой аттестации в этой школе экстерном. Только это сегодня дает нам возможность работать в правовом поле.
– За три года работы вы уже выяснили, каков портрет потенциального ученика общеобразовательной интернет-школы? Где он живет – в столице или в регионах?
– Региональные школы мечтают получить доступ к сетевому ресурсу, разработанному в столице. К тому же наши сетевые учителя – это авторы учебников для издательства «Просвещение». Возможность получать интернет-консультации у специалистов такого высокого уровня очень привлекательна для регионов.
– Требования, предъявляемые к работам старшеклассников сетевыми и реальными учителями, наверняка расходятся. Как тогда в реальной школе вашим ученикам выставляются оценки?
– Мы рекомендуем школам проводить процедуру модерации, то есть каждую конкретную работу сетевые учителя и учителя реальной школы оценивают совместно. У последних всегда есть возможность перенести из электронного журнала в обычный ту отметку, которую они считают наиболее целесообразной. Мы строго подходим к оцениванию знаний, потому что таковы требования на вступительных экзаменах в вузы. Как правило, учителя реальных школ на балл повышают отметки, полученные учениками у нас. Но ставить ученикам высокие оценки – это их право. Так что многие учащиеся, работая с нашим ресурсом, на 1–2 балла повышают успеваемость в общеобразовательной школе.


Зарегистрировавшись в интернет-школе, ученики получают двух наставников – тьютора и сетевого учителя по выбранному предмету. Тьютор организует для каждого старшеклассника учебный процесс, а сетевой учитель оценивает работы и дает консультации. Один педагог может одновременно обучать в Сети не более трех групп, то есть 30 человек. Каждый сетевой учитель имеет свое расписание работы и приемный день. Раз в неделю он дает трехчасовую консультацию. В это время к нему можно обратиться в режиме он-лайн. Запрос офф-лайн ученики отправляют педагогу по электронной почте в любое время суток. Система фиксирует, сколько консультаций у сетевого учителя получил каждый школьник.
После каждого тематического блока старшеклассники решают контрольную работу. Отметки проставляются в электронном журнале, который доступен для всех участников образовательного процесса – даже для родителей.

Портрет виртуального ученика

Что оказалось самым трудным в работе сетевого учителя?
Педагоги, которые пришли в интернет-школы «Просвещение.ru» из общеобразовательных школ, прекрасно знали свой предмет и владели компьютером, но не были готовы к активному сотрудничеству в Сети. В первый год работы у них возникали проблемы, связанные с перепиской в виртуальном пространстве. Оказалось, что найти общий язык со своими учениками, не видя их, нелегко. Старшеклассники, в свою очередь, робели, садясь за компьютер писать письма преподавателям и тьюторам.
«Что это такое – виртуальный ученик? Как его увидеть? – говорит директор интернет-школы «Просвещение.ru» Елена Подгорная. – На первых порах мы даже составляли типовые письма для сетевых учителей. Но потом поняли: сетевому учителю надо дать возможность почувствовать живого ученика. Мы нашли выход. Теперь с учениками и сетевыми учителями работает психолог. Она заводит на учеников индивидуальную учебную карту, дает педагогам советы, как общаться».
Вот как выглядит, например, индивидуальная карта учащегося, составленная психологами и сетевыми педагогами интернет-школы «Просвещение.ru»:

«Имя: Анна.
Возраст: семнадцать лет.
Место и способ выхода в интернет: дом. Технических ограничений по выходу в интернет нет.
Образовательная история: в целом позитивный опыт взаимодействия с педагогами и классом. Негативный опыт в области проектной деятельности.
Основные мотивы обучения в интернет-школе: 1. Познавательные. 2. Подготовка к поступлению в вуз.
Высокий интерес к предметам: литература, русский, обществоведение, история.
Низкий интерес к предметам: химия, физика, алгебра.
Особенности изучения выбранных предметов: модульно.
Профиль обучения: гуманитарный.
Увлечения, хобби: культурология, искусство, политика, журналистика.
Дополнительные занятия помимо интернет-школы: подготовительные курсы.
Обычно работает над уроками (время суток): день.
Уровень самостоятельности (субъективно): высокий.
Деловая активность (субъективно): высокая.
Индивидуально-психологические особенности: активный экстраверт, открыта, легко идет на контакт, готова к сотрудничеству и общению.
Рекомендации психолога по организации общения: Анна является целеустремленным человеком, способным к достаточно высокой степени саморегуляции. В обращении желательно проявлять естественность, избегать слишком официального стиля и позиции поучения. При разрешении различных вопросов оптимально выбирать позицию сотрудничества. Наиболее эффективным будет выстраивание сотрудничества, исходя из позиции «взрослый – взрослый», предоставляя возможность Анне проявить себя целенаправленной личностью».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru