ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Марина КОНДАКОВА, директор НП
«Телешкола»:
«Аттестация интернет-школ
отрабатывается на нас»
Сегодня в России уже действует одна
общеобразовательная интернет-школа, получившая
лицензию на образовательную деятельность по
программам основного общего образования. Она
обучает только старшеклассников. В школе
«Просвещение.ru» 25 сетевых педагогов и несколько
сотен учеников из разных субъектов РФ. В этом
году первые из них уже поступили в вузы.
– Во многих субъектах РФ не хватает
учителей-предметников. В вашей интернет-школе
разработаны все базовые учебные курсы для 10–11
классов. Могут ли в перспективе уроки в Сети
решить проблему недостающих кадров в школах?
– Даже если директор школы скажет: «Мне очень
нравится интернет-ресурс, который вы предлагаете
моей школе. Наконец-то вакансия физика будет у
меня закрыта!» – оплатить интернет-уроки при
существующей законодательной базе школе будет
очень трудно! Мы предлагаем платный сетевой
образовательный ресурс. Чтобы он стал бесплатным
для учащихся, администрация школы должна купить
его у нас. Следовательно, уроки должны быть либо
оплачены директором за счет перераспределения
статей бюджета, либо по согласованию с
планово-финансовым управлением, либо за счет
внебюджетных средств школы. А это головная боль.
Как правило, руководители школ оплачивают наш
ресурс за счет внебюджетных средств. Либо
занятия в интернет-школе оплачивает
муниципалитет, как это произошло, например, в
Челябинской области.
– «Просвещение.ru» – первая в России
общеобразовательная интернет-школа, которая
получила лицензию на образовательную
деятельность. Объясните, как при существующих
правилах сетевая школа смогла пройти процедуру
лицензирования? Ведь при выдаче лицензии
оценивается материальная база учебного
заведения. Что комиссия оценивала у вас?
– Действительно, в России еще никто не имел дела
с дистанционными общеобразовательными школами.
Так что и модели экспертной оценки
отрабатываются на нас. Обычная школа показывает
оснащение лабораторий и библиотек. Мы же
представили на экспертизу все сетевые учебные
курсы, виртуальную библиотеку, лабораторный
практикум удаленного действия. Мы находимся в
привилегированном положении. Ведь нам не надо
покупать дорогостоящее оборудование для
лабораторий – мы можем все нарисовать!
Материальная база в нашем случае – наличие
автоматизированных рабочих мест сетевых
учителей и тьюторов, которые обеспечивают
учебно-методическое сопровождение учебного
процесса.
– Комиссия поняла, что вы ей показывали?
– По ходу дела пришлось разъяснить ряд понятий:
что такое дистанционное образование, каков
применяемый в нашем деле понятийный аппарат.
Сейчас мы проходим процедуру аттестации и
выходим на аккредитацию. Пока ученики из разных
регионов России могут получить московский
аттестат через нашу базовую школу в столице. Все
сетевые ученики пишут заявление на прохождение
итоговой аттестации в этой школе экстерном.
Только это сегодня дает нам возможность работать
в правовом поле.
– За три года работы вы уже выяснили, каков
портрет потенциального ученика
общеобразовательной интернет-школы? Где он живет
– в столице или в регионах?
– Региональные школы мечтают получить доступ к
сетевому ресурсу, разработанному в столице. К
тому же наши сетевые учителя – это авторы
учебников для издательства «Просвещение».
Возможность получать интернет-консультации у
специалистов такого высокого уровня очень
привлекательна для регионов.
– Требования, предъявляемые к работам
старшеклассников сетевыми и реальными
учителями, наверняка расходятся. Как тогда в
реальной школе вашим ученикам выставляются
оценки?
– Мы рекомендуем школам проводить процедуру
модерации, то есть каждую конкретную работу
сетевые учителя и учителя реальной школы
оценивают совместно. У последних всегда есть
возможность перенести из электронного журнала в
обычный ту отметку, которую они считают наиболее
целесообразной. Мы строго подходим к оцениванию
знаний, потому что таковы требования на
вступительных экзаменах в вузы. Как правило,
учителя реальных школ на балл повышают отметки,
полученные учениками у нас. Но ставить ученикам
высокие оценки – это их право. Так что многие
учащиеся, работая с нашим ресурсом, на 1–2 балла
повышают успеваемость в общеобразовательной
школе.
Зарегистрировавшись в интернет-школе,
ученики получают двух наставников – тьютора и
сетевого учителя по выбранному предмету. Тьютор
организует для каждого старшеклассника учебный
процесс, а сетевой учитель оценивает работы и
дает консультации. Один педагог может
одновременно обучать в Сети не более трех групп,
то есть 30 человек. Каждый сетевой учитель имеет
свое расписание работы и приемный день. Раз в
неделю он дает трехчасовую консультацию. В это
время к нему можно обратиться в режиме он-лайн.
Запрос офф-лайн ученики отправляют педагогу по
электронной почте в любое время суток. Система
фиксирует, сколько консультаций у сетевого
учителя получил каждый школьник.
После каждого тематического блока
старшеклассники решают контрольную работу.
Отметки проставляются в электронном журнале,
который доступен для всех участников
образовательного процесса – даже для родителей.
Портрет виртуального ученика
Что оказалось самым трудным в работе
сетевого учителя?
Педагоги, которые пришли в интернет-школы
«Просвещение.ru» из общеобразовательных школ,
прекрасно знали свой предмет и владели
компьютером, но не были готовы к активному
сотрудничеству в Сети. В первый год работы у них
возникали проблемы, связанные с перепиской в
виртуальном пространстве. Оказалось, что найти
общий язык со своими учениками, не видя их,
нелегко. Старшеклассники, в свою очередь, робели,
садясь за компьютер писать письма
преподавателям и тьюторам.
«Что это такое – виртуальный ученик? Как его
увидеть? – говорит директор интернет-школы
«Просвещение.ru» Елена Подгорная. – На первых
порах мы даже составляли типовые письма для
сетевых учителей. Но потом поняли: сетевому
учителю надо дать возможность почувствовать
живого ученика. Мы нашли выход. Теперь с
учениками и сетевыми учителями работает
психолог. Она заводит на учеников индивидуальную
учебную карту, дает педагогам советы, как
общаться».
Вот как выглядит, например, индивидуальная карта
учащегося, составленная психологами и сетевыми
педагогами интернет-школы «Просвещение.ru»:
«Имя: Анна.
Возраст: семнадцать лет.
Место и способ выхода в интернет: дом.
Технических ограничений по выходу в интернет
нет.
Образовательная история: в целом позитивный опыт
взаимодействия с педагогами и классом.
Негативный опыт в области проектной
деятельности.
Основные мотивы обучения в интернет-школе: 1.
Познавательные. 2. Подготовка к поступлению в вуз.
Высокий интерес к предметам: литература, русский,
обществоведение, история.
Низкий интерес к предметам: химия, физика,
алгебра.
Особенности изучения выбранных предметов:
модульно.
Профиль обучения: гуманитарный.
Увлечения, хобби: культурология, искусство,
политика, журналистика.
Дополнительные занятия помимо интернет-школы:
подготовительные курсы.
Обычно работает над уроками (время суток): день.
Уровень самостоятельности (субъективно):
высокий.
Деловая активность (субъективно): высокая.
Индивидуально-психологические особенности:
активный экстраверт, открыта, легко идет на
контакт, готова к сотрудничеству и общению.
Рекомендации психолога по организации общения:
Анна является целеустремленным человеком,
способным к достаточно высокой степени
саморегуляции. В обращении желательно проявлять
естественность, избегать слишком официального
стиля и позиции поучения. При разрешении
различных вопросов оптимально выбирать позицию
сотрудничества. Наиболее эффективным будет
выстраивание сотрудничества, исходя из позиции
«взрослый – взрослый», предоставляя возможность
Анне проявить себя целенаправленной личностью».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|