Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ОРИЕНТИРЫ

Школа без барьеров
На пути к совместному обучению здоровых детей и детей-инвалидов их три: психологический, архитектурный, административный. В Москве делают первую попытку эти барьеры преодолеть

С начала этого учебного года в московской общеобразовательной школе №1961 в Южном Бутове вместе со здоровыми ребятами будут учиться дети-инвалиды.
Вместе со школой проект развивает региональная общественная организация инвалидов “Перспектива”. Пока решено, что в эксперименте примут участие двое детей – Артем Нагиев и Настя Нестерова. Оба ребенка – инвалиды-колясочники, состоящие на надомном обучении в школе №1961.

Мелкий дождик сыплется из обложных серых туч. Еще от метро слышно незабываемое “Учат в школе…”. Держась за мамину руку, по черному влажному асфальту шествуют первоклашки. Почти не видные под огромными бантами и букетами, они собираются у 1961-й школы. Там стоит веселый гомон старшеклассников, суетятся родители с фотоаппаратами и камерами, запечатлевая своих чад, а учителя с табличками в руках тщетно пытаются обуздать распоясавшуюся за лето детскую вольницу.
У ворот школы – фиолетовая “Ока”. Возле нее четверо, двое – в инвалидных колясках. Это представители РООИ “Перспектива”.
– Сегодня мы просто поздравим учеников, – говорит активист “Перспективы” Сергей Прушинский. – Мы только начали взаимодействие со школой. Договорились, чтобы ее дооборудовали. Добьемся новых ставок для педагогов-специалистов по работе с “особыми детьми”.
К сожалению, в школу пойдут всего двое детей-инвалидов. В дальнейшем мы планируем собрать всех инвалидов в районе. Часть из них вообще не учатся.

– Я совсем не планировал совместного обучения, – признался директор школы Александр Киося, улучив минуту после всей суматохи торжественного открытия. – Просто в июле этого года ко мне пришли две мамы детей-инвалидов. Принесли справки на надомное обучение – это обычная практика. У меня 17 надомников, и я за год вперед собираю справки, чтобы издать приказ об их обучении.
А я вдруг говорю: слушайте, ведь ваши дети фактически брошены. У меня давно такая мысль зрела и вдруг как-то прорвалась.
Давайте, говорю, мы переломим эту ситуацию? Пусть ваши дети участвуют в школьных праздниках, праздниках класса, ярмарках. Может, и вы бы тоже в школу пришли, нашли бы дело себе по душе.
Родителям это понравилось.
И вдруг звонок начальника управления образования: “К вам приедет представитель РООИ «Перспектива»”. И все завертелось. Но поскольку опыта такой работы не было, я был против скоропалительных шагов – с первого сентября привести детей прямо в класс.
В итоге мы остановились на трехмесячной подготовке документации и программы, которая будет рассчитана на три года. Ее конечная цель – полноценное обучение детей-инвалидов в рамках общеобразовательного класса.
А пока 12 числа мы собираемся сделать “День встреч”. Чтобы ребята пришли и попробовали отсидеть хотя бы урок.
С родителями Артема и Насти мы все полностью проговорили, и они готовы. А вот дети – не совсем. У таких детей ужасная социальная задержка. Они не умеют ни дружить, ни просто разговор вести. Поэтому проблем будет множество.
С родителями здоровых детей мы пройдем целую серию тренинг-классов, чтобы не было потом возмущенных писем. Мы уже провели с ними предварительный семинар, и в целом настроение у людей терпимое. Негатива я не услышал, кроме как по поводу детей с отклонениями в умственном развитии.
Я боюсь, что придется всю школу таким образом готовить.
К тому же необходимо дополнительное штатное расписание – минимум еще один психолог, дефектолог, медсестра. Плюс еще технический персонал, обслуживающий подъемник. Это же спецоборудование.
Всего этого нет, потому что я не могу выписать дополнительные ставки. А управление образования нас только свело с “Перспективой”, и более ничего. Я ездил выбивать ставки – сказали, что денег нет.
Что буду делать? Видите стеклянные витрины? Это Музей Жукова. Четыре года я ходил, просил финансирования и вот выходил. Так и здесь будем работать. Потому что я понимаю, что это дело нужное, причем больше здоровым детям. Надо и музеи открывать, и инвалидов в классы вести – может быть, через это мы не дадим детям черстветь.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru