ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ОРИЕНТИРЫ
Школа без барьеров
На пути к совместному обучению здоровых
детей и детей-инвалидов их три: психологический,
архитектурный, административный. В Москве делают
первую попытку эти барьеры преодолеть
С начала этого учебного года в
московской общеобразовательной школе №1961 в
Южном Бутове вместе со здоровыми ребятами будут
учиться дети-инвалиды.
Вместе со школой проект развивает региональная
общественная организация инвалидов
“Перспектива”. Пока решено, что в эксперименте
примут участие двое детей – Артем Нагиев и Настя
Нестерова. Оба ребенка – инвалиды-колясочники,
состоящие на надомном обучении в школе №1961.
Мелкий дождик сыплется из обложных
серых туч. Еще от метро слышно незабываемое
“Учат в школе…”. Держась за мамину руку, по
черному влажному асфальту шествуют первоклашки.
Почти не видные под огромными бантами и букетами,
они собираются у 1961-й школы. Там стоит веселый
гомон старшеклассников, суетятся родители с
фотоаппаратами и камерами, запечатлевая своих
чад, а учителя с табличками в руках тщетно
пытаются обуздать распоясавшуюся за лето
детскую вольницу.
У ворот школы – фиолетовая “Ока”. Возле нее
четверо, двое – в инвалидных колясках. Это
представители РООИ “Перспектива”.
– Сегодня мы просто поздравим учеников, –
говорит активист “Перспективы” Сергей
Прушинский. – Мы только начали взаимодействие со
школой. Договорились, чтобы ее дооборудовали.
Добьемся новых ставок для
педагогов-специалистов по работе с “особыми
детьми”.
К сожалению, в школу пойдут всего двое
детей-инвалидов. В дальнейшем мы планируем
собрать всех инвалидов в районе. Часть из них
вообще не учатся.
– Я совсем не планировал совместного обучения, –
признался директор школы Александр Киося, улучив
минуту после всей суматохи торжественного
открытия. – Просто в июле этого года ко мне
пришли две мамы детей-инвалидов. Принесли
справки на надомное обучение – это обычная
практика. У меня 17 надомников, и я за год вперед
собираю справки, чтобы издать приказ об их
обучении.
А я вдруг говорю: слушайте, ведь ваши дети
фактически брошены. У меня давно такая мысль
зрела и вдруг как-то прорвалась.
Давайте, говорю, мы переломим эту ситуацию? Пусть
ваши дети участвуют в школьных праздниках,
праздниках класса, ярмарках. Может, и вы бы тоже в
школу пришли, нашли бы дело себе по душе.
Родителям это понравилось.
И вдруг звонок начальника управления
образования: “К вам приедет представитель РООИ
«Перспектива»”. И все завертелось. Но поскольку
опыта такой работы не было, я был против
скоропалительных шагов – с первого сентября
привести детей прямо в класс.
В итоге мы остановились на трехмесячной
подготовке документации и программы, которая
будет рассчитана на три года. Ее конечная цель –
полноценное обучение детей-инвалидов в рамках
общеобразовательного класса.
А пока 12 числа мы собираемся сделать “День
встреч”. Чтобы ребята пришли и попробовали
отсидеть хотя бы урок.
С родителями Артема и Насти мы все полностью
проговорили, и они готовы. А вот дети – не совсем.
У таких детей ужасная социальная задержка. Они не
умеют ни дружить, ни просто разговор вести.
Поэтому проблем будет множество.
С родителями здоровых детей мы пройдем целую
серию тренинг-классов, чтобы не было потом
возмущенных писем. Мы уже провели с ними
предварительный семинар, и в целом настроение у
людей терпимое. Негатива я не услышал, кроме как
по поводу детей с отклонениями в умственном
развитии.
Я боюсь, что придется всю школу таким образом
готовить.
К тому же необходимо дополнительное штатное
расписание – минимум еще один психолог,
дефектолог, медсестра. Плюс еще технический
персонал, обслуживающий подъемник. Это же
спецоборудование.
Всего этого нет, потому что я не могу выписать
дополнительные ставки. А управление образования
нас только свело с “Перспективой”, и более
ничего. Я ездил выбивать ставки – сказали, что
денег нет.
Что буду делать? Видите стеклянные витрины? Это
Музей Жукова. Четыре года я ходил, просил
финансирования и вот выходил. Так и здесь будем
работать. Потому что я понимаю, что это дело
нужное, причем больше здоровым детям. Надо и
музеи открывать, и инвалидов в классы вести –
может быть, через это мы не дадим детям черстветь.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|