Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 87 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

Требуется “доля юмора”

Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения

Зуева Ф.А.
Основы профессионального самоопределения.
Предпрофильная подготовка:
Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. –
Челябинск: “Взгляд”, 2004. – 47 с.

Одним из наиболее острых вопросов, которые во множестве порождает профилизация школы, является проблема профориентационной работы с учащимися. Зачастую старшекласснику некуда обратиться за помощью в сложном деле профессионального самоопределения. К сожалению, значительная часть педагогов и психологов, работающих в школе, в силу всевозможных причин не способны обеспечить качественную профильную и предпрофильную подготовку школьников. Учебное пособие для учащихся 9 классов Ф.А.Зуевой (которое так и называется “Предпрофильная подготовка”) направлено на то, чтобы заполнить эту лакуну и облегчить девятиклассникам выбор будущей специальности через “изучение … своих индивидуальных способностей и соответствия их избираемой профессии”.
Каким же образом школьники могут изучить свои индивидуальные способности? Книга состоит из восьми лабораторных работ, представляющих собой смесь вполне серьезных психологических методик с популярными и даже шутливыми тестами. Весь этот коктейль подается уважаемому старшекласснику как надежное средство самопознания. На первый взгляд ничего страшного. Автор сообщает девятикласснику, что его ждет именно самотестирование, результаты которого “знать никто не будет”. Да и заявлено пособие как предназначенное исключительно для учащихся 9 классов. И действительно, как можно на уроке, в окружении тридцати человек, выражать свое согласие или несогласие с такого рода утверждениями: “Когда меня что-то расстроило или я чего-то заранее опасаюсь, то иногда в животе возникает неприятное чувство” (лабораторная работа № 6). Естественно предположить, что отвечать на подобные вопросы следует только дома или в кабинете у психолога. Но все дело в том, что нигде в пособии специально не указано, в какой обстановке следует проводить психологическое диагностирование. Более того, во всех лабораторных работах (которые заявлены как самотестирование) фигурируют “экспериментатор” и “испытуемые”, а также ставится цель занятия. Например: “Раскрыть сущность понятия “способности” и показать роль способностей в профессиональном самоопределении личности”. После того как поставлена цель, следует “беседа на тему…”. Хочется спросить – кого с кем? “Самотестирующегося” девятиклассника с самим собой? С некоторыми заданиями, такими, например, как определение “коэффициента ранговой корреляции по формуле Спирмэна”, подросток вообще вряд ли справится без посторонней помощи. В лабораторной работе № 5 необходимо составить “социометрическую матрицу выбора лидера”, условием чего является работа в группе. Кроме того, характер большинства методик действительно требует присутствия экспериментатора. То есть выходит, что пособие все-таки для учителя или для школьного психолога, но никак не для учащегося. Но если книга будет использована на уроке не имеющим соответствующей квалификации педагогом, это будет означать грубейшее нарушение всех этических (и возможно, правовых) норм, связанных с психологическим диагностированием. Если же работать с пособием предполагается в кабинете школьного психолога, то почему книга адресована именно девятиклассникам, а не психологам? Да и как бы выглядели такие занятия? Можно, конечно, допустить, что подросток уединится с пособием у себя дома и, пропустив формулу Спирмэна и социометрию, займется другими заданиями. Но и в таком случае он может достаточно серьезно пострадать от внешне безобидных тестов. Уже на первых страницах пособия старшеклассников заботливо предупреждают: “Знакомясь со своим психологическим диагнозом, отнеситесь к нему спокойно, а в некоторых случаях с изрядной долей юмора”. И действительно, подростку потребуется немалая “доля юмора”, чтобы не разочароваться в себе после результатов очередной лабораторной работы, где он всерьез (по крайней мере так подается в пособии) может оказаться “рабочим – человеком физического труда”, в то время как его брат или сестра – “правителем” (лабораторная работа № 2). Но если бы “предпрофильная подготовка старшеклассников” ограничивалась только сомнительным юмором и тестами на профориентацию – это было бы еще полбеды. Дело в том, что девятиклассник должен сам диагностировать свое умственное развитие (память, внимание, мышление) и личностные качества (темперамент, свойства нервной системы). Как школьник будет интерпретировать результаты этих тестов? Не секрет, что, подобно ошибочному медицинскому диагнозу, самооценивание может стать вредным даже для взрослого человека, а подростку оно тем более способно нанести серьезную психологическую травму. К сожалению, эта азбучная истина психодиагностики не для всех очевидна.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru