Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 87 
 

Людмила БЕЛИКОВА,
учитель гимназии № 9
г. Королев, Московская область

Заграница нам поможет

Cambridge English for Schools in Russia

Cambridge English for Schools in Russia.
УМК для 5–9 классов. –
М.: Дрофа, 2005

В основу «Cambridge English for Schools in Russia» положен известный международный британский УМК для учащихся 10–15 лет. Участие в проекте известных российских методистов позволило адаптировать британский вариант к российской школе, синтезировав достижения отечественной и зарубежной методик.
Российско-британский учебный курс включает в себя 5 уровней и предназначен для учащихся 5–9 классов. Он состоит из книги для учащегося, рабочей тетради, звукового пособия (кассеты), книги для учителя и дополнительного компонента «Companion». Кроме того, к каждому уровню прилагается набор аутентичных неадаптированных книг для чтения с определенной системой отработки прочитанного материала. Каждый уровень УМК рассчитан на один год обучения, приблизительно на 90–100 часов, что соответствует 3 часам в неделю аудиторных занятий.
Целью данного курса, как и требуют современные подходы к изучению иностранного, является развитие у учащихся коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и понимании на слух английской речи, развитие у учащихся компенсаторных умений и навыков, формирование языковых навыков и речевых умений, осознание ими явлений действительности через знания о культуре, традициях, формирование навыков межкультурного общения. Для решения этих задач авторы предложили довольно интересные способы.
В отличие от всех иностранных учебников, которые ориентированы на «учащегося без национальности», в этом курсе за счет дополнительного компонента «Companion», написанного русскими авторами, учтены потребности и интересы российских школьников, представлены история России и реалии современной российской жизни. Кроме того, авторы, учитывая проблемы языкового образования в школе, усилили грамматическую составляющую с учетом трудностей, возникающих у русскоговорящих учащихся. Использование русского языка при объяснении грамматического материала на всех уровнях способствует лучшему пониманию учащимися нового материала. Большое количество заданий, основанных на сравнении различных элементов культуры и аспектов жизни России и англоязычных стран, способствует выработке фоновых знаний, компенсаторных умений и навыков, кросскультурной компетенции.
Весь материал курса строго систематизирован и объединен тематически. Каждая тема предполагает определенные этапы работы. Сначала предъявляется новый материал по определенной теме. Особенность тематического материала в том, что он представлен с учетом изучаемого материала по другим предметам. Таким образом, в основу курса положен прежде всего интегративный подход, который учитывает межпредметные связи при обучении иностранному языку. Таким образом, учащиеся не просто изучают английский язык по УМК, а они изучают также биологию, географию, историю, физику, музыку при помощи английского языка.
Блок «Language Focus» полностью посвящен формированию у учащихся лексико-грамматических навыков, выработке правильности речи, умению пользоваться функциональным языком. Этот раздел содержит большое количество страноведческого, культуроведческого, проблемного материала по разным странам мира. Разделы «Activity/Culture Matters» направлены на формирование всех четырех видов речевой деятельности. Новый лексический или грамматический материал в них закрепляется.
Книга для учащихся содержит большое количество заданий, которые дети выполняют в группах или в парах, отдельным разделом выделены задания на формирование навыков письменной речи. Каждый уровень этого УМК обеспечивает широкий выбор разнообразных видов деятельности, вариантов выполнения одного и того же упражнения в зависимости от степени успешности учащихся, он содержит большое количество оригинальных идей, которые помогают освежить урок, сделать его более привлекательным для учащихся и мотивировать их на активное участие в учебно-познавательном процессе.
Среди большого количества предлагаемых заданий можно выделить три основные группы:
1. Языковые, включающие лексические, грамматические и лексико-грамматические упражнения, такие как: решение кроссвордов и головоломок, заполнение пропусков в предложении, таблицах и текстах, завершение предложений по определенным алгоритмам, раскрытие скобок, составление предложений по образцу или с использованием определенных опор, исправление ошибок, нахождение эквивалентов, множественный выбор, подбор подписей к рисункам, диаграммам, таблицам.
2. Условно-речевые: ответы на вопросы по содержанию текста, изложение содержания, расстановка предложений в определенной последовательности, управляемые диалоги, дополнение и воспроизведение диалогов, монологи и письменные задания, подтверждение или опровержение информации, прямой и обратный переводы, создание учащимися собственных упражнений и заданий, исполнение стихов и песен.
3. Собственно речевые задания, предполагающие языковую и коммуникативную самостоятельность учащихся, варьируются от описания, сравнения или комментирования рисунков, устных сообщений или написания открыток или писем личного характера до презентации собственных проектов, постеров, рекламы, дискуссий в группах и в классе.
Все виды работ снабжены необходимыми пояснениями, советами и образцами выполнения, что облегчает работу учащихся в школе и дома и экономит учебное время.
Раздел «Practice Units» содержит большое количество дополнительного материала по каждой из изучаемых тем, а рабочие листы «Language Worksheets» позволяют дополнительно отработать и закрепить изученный материал.
Достоинством этого УМК является и то, что практически все задания начитаны на аудиокассетах с использованием различных голосов – как детских, так и взрослых. Наличие мелодичных жизнерадостных песен вносит живой элемент в работу. По тому, как написана книга для учителя, можно сказать, что авторы не понаслышке знают о загруженности учителя и поэтому предусмотрели практически все до мелочей. Прежде всего это формат подачи материала. Учитель найдет рекомендации по использованию заданий, подробное описание приемов работы с каждым упражнением, дано подробное поурочное планирование, описаны цели и задачи каждого урока, четко выделена лексика, подлежащая активному усвоению, рекомендации о том, как работать с разноуровневыми учащимися, а также тексты аудиозаписей. Представлены даже материалы для ксерокопирования!
Хорошо известно, что зарубежная и отечественная методики преподавания иностранного различаются прежде всего на терминологическом уровне. В разделе «Methodology» представлена современная терминология методики преподавания иностранного языка, переведенная на русский язык с необходимыми пояснениями. Для учителя это весьма ценная информация.
Отдельно хотелось бы остановиться на приложении по чтению. Все книги серии «Cambridge Reading для российских школ» представляют собой подборку материалов по чтению четырех уровней. Каждый уровень включает в себя 10 небольших текстов различных жанров: это и сказки, и короткие фабульные рассказы, и рассказы в стиле фэнтези, и небольшие научно-популярные рассказы. Все они являются аутентичными, были написаны для английских детей.
Разработанный же российскими авторами методический аппарат позволяет максимально усвоить предъявляемый материал, сформировать различные стратегии чтения (просмотрового, поискового, с полным пониманием), каждая книжка содержит большое количество упражнений, направленных на формирование различных речевых навыков, а также словарик. Кроме того, неоценимым достоинством данной серии является их методическая поддержка. Каждый уровень сопровождается книгой для учителя (или родителей), в которой показаны цели и задачи данных пособий, приемы работы не только над текстовым материалом, но и с обложкой, иллюстрациями, определены цели каждого упражнения. Целью данных пособий является не только формирование навыков чтения, но и формирование других речевых навыков через чтение, подробно описаны сценарии работы над каждым текстом. В конце книги для учителя на каждый уровень даны рабочие листы, в которых представлены специальные задания. Работа с такими книгами для чтения, которые можно использовать не только как компонент «Cambridge English for Schools», но и как приложение к любому другому учебнику или просто как самостоятельное пособие, будет способствовать выработке мотивации изучения английского языка, даст возможность привить детям любовь к чтению.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru