Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 87 
 

Э.ДЭНИЭЛ,
профессор факультета Информационного и библиотечного дела
университета Северной Каролины в Чэпел Хилле (США)
В.АНТИПОВА, зав. центром
научно-педагогической информации ПОИПКРО (Псков)

Стандарты для школьных библиотек как зеркало системы образования

Представляем вашему вниманию историю стандартов школьных библиотек США. Почти на протяжении века они создавались и пересматривались общественной организацией – Американской библиотечной ассоциацией – в соответствии с изменениями в обществе и образовании. И на каждом этапе школьные библиотечные стандарты становились мощным инструментом развития самого института школьной библиотеки – как в идейном, так и в финансовом отношении. В российском библиотечном сообществе только обсуждаются проблемы модельных стандартов разных библиотек, поэтому американский опыт оказывается весьма ценным.

“Многогранные организации”

Первые школьные библиотечные стандарты в Соединенных Штатах были созданы в 1920-х годах в ответ на прогрессивное образовательное движение, которое охватило все государственные школы. Одним из наиболее известных лидеров этого движения стал Джон Дьюи (1938). Он был критически настроен к традиционной образовательной практике, где подчеркивались правила порядка и строгая дисциплина. Дети учились через муштру и практику, от них требовалось, чтобы они сидели тихо, с руками, сложенными на парте. Школьная библиотека, если она была, использовалась прежде всего как учебный центр или как источник книг для персонального чтения. Роль библиотекаря была канцелярской.
Дьюи полагал, что эти твердые правила обучения были слишком формальными и слишком бюрократичными. Он ратовал за школу, в центре которой находится ребенок, за школу с индивидуальными и групповыми проектами и деятельностью. Детские интересы, а не отвлеченные цели должны были определять фокус изучения в чтении, математике, естественных науках и истории. Школы, на которые повлияло прогрессивное движение, стали активными, волнующими местами.
В этой атмосфере Американская библиотечная ассоциация приняла первые школьные библиотечные стандарты, определяющие школьную библиотеку как сердце школы. Их рекомендации нацеливали на лучшие средства труда, определенную квалификацию для школьного библиотекаря, увеличение книжных фондов. Библиотекарям рекомендовалось обучать детей использованию библиотеки, поощрять свободное чтение и обеспечивать преподавателей материалами.
Цель этих двух стандартов (одного – для библиотек начальной и одного – для библиотек средней школы) состояла в том, чтобы сделать библиотеку неотъемлемой частью образовательной программы школы. Школьные библиотеки ответили на это, превратившись в “многогранные организации”, обеспечивая не только книги, но также журналы, брошюры, карты, схемы, иллюстрации и другие визуальные материалы. Библиотекари заняли более активную роль в работе с преподавателями, так же как и со студентами.
В 1945 г. Американская библиотечная ассоциация опубликовала новый набор стандартов, озаглавленный “Школьные библиотеки сегодня и завтра”. Как и более ранние стандарты, они очерчивали ключевую роль для школьной библиотеки и школьного библиотекаря. Они установили различия между школьной и публичной библиотекой и определили разницу в функциях обслуживания между ними. Эти стандарты утверждали, что “школьный библиотекарь – это, возможно, наиболее важный фактор в полной программе библиотечного обслуживания”. Здесь утверждалось значение профессионального образования и, кроме того, идентифицировались некоторые персональные качества, которые характеризовали наиболее успешных школьных библиотекарей: “Хорошее настроение, приятный внешний вид, дружелюбие с людьми, достоинство и самоконтроль, энергия и инициатива”. В то время многие школы все еще не имели библиотечного оборудования, и некоторые школьные библиотеки состояли только из нескольких полок устарелых книг. Однако стандарты обеспечили видение и перспективу. Для того чтобы дальше проводить идею важности хорошей школьной библиотеки, в 1951 году была сформирована Американская ассоциация школьных библиотек (AASL), отделение Американской библиотечной ассоциации.

И количество, и качество!

В середине 1950-х в рамках разногласий между прогрессивными и традиционными тенденциями критики прогрессивного образования потребовали возвращения к акцентированию на традиционные академические предметы. Английский язык, социальные науки и в меньшей степени естественные науки были снова усилены в средних школах, в то время как чтение стало первичным фокусом учебных планов начальной школы. Строгое сосредоточение на работе с учебниками предполагало меньше интереса к другим ресурсам, и библиотечные фонды были маленькими. К 1959 г. только около половины средних и около трети начальных школ имели библиотеки.
Изменение учебных планов, особенно в областях естественных наук, математики и иностранных языков, произошло в 1960-х. Теории учения сфокусировались на структуре учебных дисциплин и использовании методов вопроса и методов открытия. Новые программы, построенные на этих идеях, начали заменять обычные, сосредоточенные на описании и фактической информации. Потребовались ресурсы вне учебника, чтобы поддержать этот вид обучения, и внимание к школьной библиотеке возобновилось.
В 1960-х годах возникают другие новшества в методах обучения – самостоятельное учение, продвинутое размещение, большая взаимосвязь предметов, групповое обучение, обучение в группах по способностям, особое внимание к социально и экономически обездоленным ученикам, а также увеличение использования аудиовизуальных материалов. Эти новшества потребовали новых программ библиотечного обслуживания.
В 1960 году Американская ассоциация школьных библиотекарей (AASL) выпускает “Стандарты для школьных библиотечных программ”. Часть I этого издания была озаглавлена “Школьная библиотека как сила образования” и заявляла: “Любая из рекомендаций по усовершенствованию школ, которые в настоящее время получают так много давления и внимания, может быть полностью достигнута только тогда, когда школа имеет полный комплект библиотечных ресурсов, персонала и услуг”. Стандарты 1960 года касались и количества, и качества. С точки зрения качества они придавали особое значение необходимости обслуживания учащихся в учебном процессе и обеспечения потребностей персонала, а также подчеркивали роль школьного библиотекаря как преподавателя. С точки зрения количества стандарты определяли размер и положение библиотеки в школе, ежегодные расходы на одного ученика, размер фондов, количество библиотекарей и персонала.
Вслед за публикацией стандарта 1960 г. федеральное правительство приняло закон (Акт об элементарной и средней школе 1965 г.), который среди прочего обеспечивал финансирование на приобретение книг и других обучающих материалов. В это же время был предпринят Школьный проект библиотек Кнаппа, чтобы продемонстрировать, что могло бы быть, если бы школа обслуживалась “идеальной” школьной библиотекой, отвечающей всем требованиям этого стандарта. Было установлено несколько демонстрационных библиотек, и тысячи педагогов посетили их или узнали о них через публикации.

Новое слово “медиа”

В 1969 г. Американская ассоциация школьных библиотек объединилась с отделом аудиовизуального обучения Национальной ассоциации образования (NEA), чтобы произвести новую версию стандартов с почти тем же самым заглавием “Стандарты для школьных медиа-программ” (ALA и NEA. 1969). Эти стандарты описали широкую унифицированную программу обслуживания с применением аудиовизуальных и печатных материалов. Роль библиотекаря расширилась, чтобы включить: 1) его деятельность как специалиста, обеспечивающего ресурсы в классной комнате; 2) его деятельность как члена обучающей команды; 3) его помощь при разработке обучающих программ; 4) его работу с преподавателями в планировании учебного плана и 5) обеспечение им обучения учащихся использованию медиа-центра.
К концу 1960-х две трети из 88000 школ в Соединенных Штатах имели библиотеки, тогда часто называемые центрами обучающих материалов, с библиотекарями, которых называли специалистами по материалам или консультантами обучающих ресурсов. Все виды учебных средств можно было найти в школьных библиотеках, в том числе телевизоры, проигрыватели, магнитофоны, проекторы и другие типы аудиовизуального оборудования.
В 1970-е годы образовательные новшества шестидесятых были расширены, и началось то, что было названо “движением за открытое образование”. Тенденция была направлена на более открытые, неформальные и гуманистические программы, разработанные, чтобы удовлетворить потребности всех учащихся. Групповое обучение, разновозрастные группы, индивидуально предписанное обучение, программированное обучение и модульное или гибкое расписание рекомендовались как пути, способные обеспечить опыт учения, совместимый с индивидуальными потребностями учащихся.
Больший акцент на индивидуума в этот период помещал школьную библиотеку в стратегическом положении в центр процесса обучения. Школы, которые строились в это время, отказались от окруженных четырьмя стенами классных комнат в пользу автономных больших открытых пространств и интересных центров. Библиотека часто была центром открытого пространства, от которого распространялись все другие зоны и области. Никакие физические барьеры не допускались, чтобы не задерживать использование. Скорее школа была представлена как расширение медиа-центра. Библиотека стала называться медиа-центром, а библиотекарь стал называться медиа-специалистом. В новых стандартах, выпущенных Американской библиотечной ассоциацией и вновь сформированной Ассоциацией образовательных коммуникаций и технологии (AECT), была опущена фраза “школьные библиотеки” в заглавии: они были озаглавлены теперь “Медиа-программы: район и школа” (ALA и AECT. 1975).
Стандарты 1969 года рекомендовали непрерывный пересмотр программ, для того чтобы удовлетворять стремительным изменениям, происходящим в обществе и на образовательной сцене, и публикация 1975 года была реакцией, ответом. Она предлагала руководящие принципы для решений на местном уровне, которые определяли цели деятельности библиотечных медиа-программ с критериями для высокого качества, но оставляли за индивидуальными школами право определять, как лучше всего выполнить эти цели. Точные (определенные) типы ресурсов рассматривались как существенные и рекомендовались к применению, но специфические количества не были включены, снова оставляя решения о размерах и областях действия на усмотрение местных районов. В главе, посвященной определению концепции медиа-программ, были идентифицированы четыре важные функции: планирование (определение целей; установление приоритетов; оценка компонентов программы); консультирование (выделение обучающих стратегий; работа с преподавателями для оценивания, выбора и производства материалов); информация (обеспечение источников и услуг, соответствующих потребностям пользователя и продумывание соответствующих систем доставки), управление (определение способов и средств, с помощью которых могут быть достигнуты цели и приоритеты программы).
Новые стандарты отразили системный подход к медиа-обслуживанию, защищая процесс планирования для определения потребностей отдельных медиа-программ, и адресовали важность этих программ на уровень районов для поддержки программ индивидуальных школ. Реакция не была немедленной, как это было при выпуске каждого нового стандарта. Исследование показало, что библиотекари не спешили превращать библиотеки в медиа-центры и становиться медиа-специалистами и медленно воспринимали перспективную систему для работы. Некоторые библиотекари стали выступать в роли консультантов для учителей, но это происходило довольно редко и не было широко распространено. С каждым новым стандартом заметно происходило запаздывание в усвоении библиотекарями изменений и дополнений, которых требовала их новая роль.
В 1980-е годы американское образование было снова объявлено в кризисе. Влиятельный доклад “Нация в опасности”, выпущенный органом правительства США (Национальная Комиссия, 1983), говорил о “возрастающем потоке посредственности” и относил снижение уровня академических достижений на счет пониженных ожиданий и менее строгих программ. В ответ на это были приняты новые образовательные программы, что сместило фокус от образования, сосредоточенного на ребенке, назад, к переусилению акцента на базис и учение, управляемое учителем. Были установлены минимальные стандарты компетенции для продвижения и оценивания. Предлагалось еще меньшее количество профессиональных программ, программ по искусству, избирательных программ. Между тем сопровождала эти изменения информационная революция. В 1980-е годы началось широкое внедрение многообразия новых технологий на рабочие места и в школы.
Фокус на “новые основы” и приток технологий значительно изменили медиа-программы в восьмидесятых. В 1988 году были выпущены новые стандарты. Они назывались “Власть информации: руководящие принципы для школьных библиотечных медиа-программ”. Эта публикация привязывала школьный библиотечный центр к развитию критического мышления, непрерывному образованию и формированию грамотности. Среди целей, очерченных для школьного медиа-центра, в стандартах 1988 года были: обеспечение физического и интеллектуального доступа к информации; лидерство и консультативная помощь преподавателям в использовании учебных и информационных технологий; помощь учащимся в том, чтобы стать разбирающимися потребителями и квалифицированными создателями информации. Были предложены другие название и роль: библиотечные специалисты были обозначены как информационные специалисты, преподаватели и учебные консультанты.
Частный фонд DeWitt Wallace-Reader’s Digest сделал за 10 лет 40-миллионные вложения в оживление школьных библиотечных центров. Эта инициатива “Власти библиотеки” была самой большой неправительственной инвестицией, начиная с проекта школьной библиотеки Кнаппа 1962 года. В результате этого гранта школьные библиотечные фонды улучшились и были приближены к образовательным потребностям; большее количество преподавателей стали работать совместно с медиа-специалистами; улучшились помещения и оборудование, чтобы включить пространства для индивидуальных занятий, маленьких и больших групп, а также разнообразной деятельности, включающей компьютеры. Девяносто четыре процента школ имеет одного или более профессионально сертифицированных библиотечных медиа-специалистов. Учащиеся имеют гибкий или полугибкий доступ и используют центр больше чем один раз в неделю как индивидуумы, члены класса или маленькой группы.

Власть информации

Декада 90-х могла бы хорошо быть описана как декада технологии. Сегодня большинство библиотек школ США имеет онлайновый доступ к каталогам, телефоны, компьютеры, доступ в Интернет, CD-ROMы, доступ к подписным полнотекстовым базам данных и кабельное телевидение. Школьные библиотекари обычно используют электронную почту для связи с преподавателями и администраторами. Многие школьные библиотеки поддерживают свою веб-страницу, описывающую услуги и политику и содержащую связанные с учебным планом ссылки на качественные интернет-ресурсы. Изменение роли медиа-специалиста, хотя и медленно, становится общепринятым. Большинство школьных библиотекарей ценят свою роль в развитии учебного плана и в учебном проекте и стремятся работать совместно с преподавателями в планировании уроков.
В 1988 году были выпущены самые последние стандарты для школьных библиотек под заглавием “Власть информации: Строим партнерство для обучения”. В предисловии говорится: “Фокус школьных библиотечных программ передвинулся от ресурсов к учащимся, к созданию объединения учеников, учащихся в течение всей жизни”. Три темы подчеркнуты в этом стандарте: сотрудничество, лидерство и технология.
Роль библиотекаря или медиа-специалиста в стандартах 1998 года определяется следующими функциями:
1. Как преподаватель медиа-специалист сотрудничает с учащимися и педагогами, чтобы на основе анализа учебных и информационных потребностей определять и использовать адекватные ресурсы; знает о современных исследованиях в области педагогики и психологии и умело применяет их на практике; постоянно повышает свою квалификацию и знания, чтобы эффективно работать со всеми пользователями.
2. Как партнер по обучению медиа-специалист сотрудничает с преподавателями, чтобы определить связи между информационными потребностями учащихся, содержанием учебных планов, критериями оценки и обучения и широким рядом различных информационных ресурсов. Библиотечный медиа-специалист играет ведущую роль в развитии школьной политики, практики и учебного плана.
3. Как информационный специалист библиотечный медиа-специалист обеспечивает лидерство и экспертизу в приобретении и оценке информационных ресурсов во всех форматах; в моделировании стратегии для нахождения, доступа и оценки информации и вне пределов своего медиа-центра.
4. Как администратор библиотечный медиа-специалист работает в сотрудничестве с членами коллектива, чтобы определить политику программы центра и вести всю деятельность в соответствии с этим.
Появился и новый термин – “информационная грамотность”, который определяется как осознание потребности в необходимости информации, знание того, как достигнуть и использовать информацию, умение оценить и синтезировать информацию и способность обмениваться информацией. Часть этого издания, озаглавленная как “Стандарты информационной грамотности для учащихся”, является доступной как отдельная публикация для использования преподавателями и администраторами. Документ включает девять стандартов, которые разделены на три категории, охватывающие понятия “информационная грамотность”, “самостоятельное учение” и “социальная ответственность”. Каждый из стандартов имеет индикаторы, чтобы оценить уровень достижений учащихся. Всего насчитывается 29 индикаторов. Каждый стандарт также связан со стандартами в предметных областях.
Например, в области информационной грамотности предлагается три стандарта:
Стандарт 1. Информационно грамотным учеником является тот, кто находит и извлекает информацию умело и эффективно.
Стандарт 2. Информационно грамотным учеником является тот, кто оценивает информацию критически и со знанием дела.
Стандарт 3. Информационно грамотным учеником является тот, кто использует информацию точно и творчески.
Для того чтобы было проще определить, что означает тот или иной стандарт, к каждому из них предлагаются индикаторы, предполагающие три уровня владения конкретными навыками. Например, индикатор 5 к первому стандарту формулируется следующим образом: “…развивает и использует успешные стратегии для определения местонахождения информации” и далее раскрывает, что означает развитие успешных поисковых стратегий.
“– базовый уровень – перечисляет некоторые идеи, как можно идентифицировать и найти необходимую информацию;
– уровень умелого владения – объясняет и применяет план достижения необходимой информации;
– образцовый уровень – формулирует и пересматривает план достижения информации для различных нужд и ситуаций”.
Кроме того, даются возможные примеры областей применения стандартов.
Здесь необходимо отметить, что, проследив трансформацию стандартов в области образовательной или обучающей функции школьных библиотек, можно прийти к выводу, что основная тенденция развития образовательных школьных библиотечных программ – это переход от обучения простым библиотечным навыкам к обучению информационной грамотности как совокупности знаний, умений и навыков “определять, управлять, оценивать и использовать информацию для решения проблем, принятия решений и непрерывного совершенствования”.
Таким образом, ясно, что стандарты для школьных библиотек ставят высокие идеалы и являются мощным катализатором для изменения в содержании функций школьной библиотеки и внутри школы. Стандарты также служат, чтобы притянуть ресурсы из федерального правительства и частных фондов. Регулярное появление новых изданий школьных библиотечных стандартов, каждый из которых отражает преобладание определенной образовательной философии, – это твердое убеждение для совершенствования школьной библиотечной области и является, перефразируя Мэри Пикок Дуглас, резонансной фразой из более ранней эры.
Знакомство с опытом работы школьных медиа-центров штата Северная Каролина (США) позволило нам сделать некоторые выводы.
Главными целями школьного медиа-центра является обеспечение физического и интеллектуального доступа к информации через обучающую деятельность, которая интегрирована в расписание и помогает учащимся достичь информационной грамотности, а также через обеспечение ресурсов и деятельности, которая способствует выработке навыков непрерывного образования.
Школьные медиа-специалисты работают в тесном сотрудничестве с учителями как для оказания им помощи в обучающей деятельности, так и для выработки библиотечных планов и программ.
При формировании информационной грамотности школьников школьные медиа-специалисты опираются на стандарты, принятые Американской библиотечной ассоциацией.
Большинство библиотечных программ использует ресурсно-базовый подход в обучении и опирается на варианты проблемно-ориентированных моделей обучения: 1) обучение, основанное на проблеме (или информационной проблеме), 2) обучение, основанное на решении проблемы (или информационной проблемы), 3) исследовательская модель.
Вопрос, который стоял на повестке дня еще в конце 90-х годов – о включении библиотечных уроков в учебные планы и программы школы, – на сегодняшний день практически решен. Особенно это касается начальной и средней школы.
В проведенном нами мини-исследовании в LMnet 87% школьных медиа-специалистов отметили, что их обучающие программы интегрированы в учебный план школы, 9% отметили, что они не совсем удовлетворены существующим положением вещей и работают над этой проблемой. Во многих начальных школах каждый класс один раз в неделю имеет библиотечный урок. Наибольшие сложности вызывает внедрение библиотечных уроков в старшей школе. Как правило, выход из ситуации библиотечные специалисты и школьная администрация видят в применении интегративного и предметно-основанного подходов, в проведении совместных уроков с учителями-предметниками. Это способствует и внедрению гибкого расписания, которое считается одним из путей повышения эффективности обучения, 89% медиа-специалистов, работающих со старшеклассниками, ответили, что они внедряют или уже работают по гибкому расписанию.
При составлении обучающих программ в школьных медиа-центрах учитываются психологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Обучение основывается на интерактивных формах. В элементарной школе основное внимание уделяется работе с печатными материалами. В средней и старшей школе вводится работа с новыми информационными технологиями.

Зачем российской школьной библиотеке стандарты?

Опыт работы американских библиотек и медиа-центров доказывает, что эффективное формирование информационной грамотности учащихся возможно только при активном использовании института школьной библиотеки, который призван содействовать непрерывному образованию путем обучения умениям ориентироваться в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов. Исследование Кейт Ланс доказало, что современная, с богатыми фондами, квалифицированными специалистами и оснащенная современными технологиями школьная библиотека оказывает бесспорное влияние на качество образования.
Мы уверены, что центральной частью библиотечной программы каждой школы должен стать план формирования у читателей навыков “независимого библиотечного пользователя”: обучение пользованию печатными и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации; умению целеустремленно использовать книги и другие информационные ресурсы для решения поставленных перед ними задач.
В России ситуация представляется не такой простой. Сегодня многие школьные библиотеки испытывают сложности в реализации своей деятельности. Проблемы, которые затрудняют работу школьных библиотек, общеизвестны, и мы все знаем о слабом комплектовании; о низкой технической оснащенности школьных библиотек; об отсутствии читальных залов, а иногда и просто о недостатке места. Об этом говорят итоги паспортизации школьных библиотек, проведенные отделом библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства образования РФ.
Но помимо этого можно выделить еще одну группу проблем, которая имеет только косвенное отношение к финансовым трудностям, – это частое недопонимание администрацией роли школьной библиотеки в учебном процессе, это большие нагрузки и нечеткий статус школьного библиотекаря, это отсутствие формирования грамотности в учебных планах. Иногда это непонимание и нежелание библиотекарей видеть новые задачи своего подразделения, что, впрочем, неудивительно, так как сегодня у них отсутствует мотивация принятия новой роли, повышения профессионального уровня.
Нам представляется, что ситуацию можно было бы исправить, используя опыт создания стандартов для школьных библиотек в США.
В чем состоит положительная роль стандартов? Они вооружают школьных медиа-специалистов целями деятельности, подсказывают пути реализации этих целей. Кроме того, немаловажно и то, что принятые на государственном уровне стандарты фиксируют роль и функции школьной библиотеки, что помогает в развитии фондов, ресурсов и программ.
Они четко очерчивают статус работника школьной библиотеки. Сегодня просто не возникает вопросов о том, должен или способен медиа-специалист формировать информационную грамотность школьников. Школьный библиотечный медиа-специалист – это в первую очередь педагог, который помогает учащимся стать квалифицированными пользователями информации.
На сегодняшний день у нас не существует единой программы проведения библиографических уроков. Это хорошо, потому что позволяет творческим и инициативным специалистам в области библиотечного дела применять различные модели и методики обучения, которые кажутся им наиболее эффективными. Однако у нас нет и критериев, которые были бы способны определить эффективность данной работы со школьниками. Более того, у нас нет и гарантированной системы проведения библиотечных уроков. Принятые стандарты могли бы помочь в решении этих проблем. Четкие критерии оценки информационной грамотности учащихся необходимы при проектировании программ обучения.
Каков круг знаний, умений и навыков, необходимых для осмысленного использования информации по окончании начальной и основной школы? Что составляет содержание понятия “информационная грамотность”? Включать ли обучение использованию мультимедиа и Интернета в библиотеках? Нужно ли давать ребятам знания о роли иллюстрации в книге, об истории возникновения книги? Что означает “уверенно ориентироваться в справочно-поисковых системах библиотек”? Каков уровень взаимодействия с учителями-предметниками? Например, учитель информатики учит пользоваться поисковыми системами, а является ли обучение умению оценить, критически использовать информационные ресурсы прерогативой школьного библиотекаря?
Опыт работы со стандартами поможет сформулировать требования к комплексу знаний, умений и навыков, которым должен обладать молодой россиянин в информационном обществе.
Сегодня школьные библиотекари ждут пакета нормативно-регламентирующих документов, который готовится к утверждению. Нам представляется, что следующие положения должны найти отражение в этом пакете:
1. Придание школьной библиотеке статуса информационного центра школы, где сосредоточены все возможные ресурсы информации.
2. Придание школьному библиотекарю статуса педагог-библиотекарь.
3. Разработка стандартов информационной грамотности, привязанных к стандартам для начальной школы и для предметов общеобразовательного цикла для основной и средней школы, а также критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в этой области.
4. Включение занятий по формированию информационной грамотности в учебные планы школы.
5. Введение аттестации и обязательного повышения квалификации работников школьных библиотек.
Только при этих условиях школьная библиотека сможет стать центром, не только предоставляющим доступ к широкому ряду информационных ресурсов, но и обучающим осмысленно, критически и эффективно их использовать, местом, где они смогут приобретать положительный опыт коммуникации в современном обществе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru