РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Сегодня еще лето, а послезавтра – осень,
сентябрь, школа.
Никогда смена времен года не происходит так
точно и вдруг, как 1 сентября.
Они встанут непривычно рано. И пойдут по дорожке
в новых ботинках и туфельках.
Вокруг красиво-красиво, а свет по-новому
пронзительно-желтый.
А может, это и есть тот самый миг? И в этом состоит
секрет человеческого счастья?
Идти и точно знать, что дома тебя любят, а в школе
ждут.
Хазрат Иньят ХАН,
перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ
Больше смеяться и чаще играть!
Может быть, это самое главное, что
должны знать родители, отдавая ребенка в школу в
шесть лет
Когда ребенку исполняется шесть лет, с
ним происходят удивительные изменения. Это
возраст его первого большого внутреннего
конфликта с внешним миром.
Довольно часто именно в это время он не нравится
даже своим родителям. Он кажется неприятным,
беспокойным, упрямым, слишком активным и менее
отзывчивым. В семь это обычно заканчивается, и он
опять становится естественным, уравновешенным,
отзывчивым, готовым слушать советы. Но целый год
– это большое испытание и переживание и для него,
и для родителей.
Многие почему-то считают, что в шесть лет пора
отдавать ребенка в школу, а это неверно. И лучше
ему остаться дома, потому что если он в этом
возрасте окажется в большом непривычном
коллективе, то может растеряться, испугаться и
почувствовать себя брошенным. А в семь лет в
школу уже пора.
На Востоке вообще считают, что лучше всего идти в
школу в девять лет. Может быть, для кого-то из
европейцев это тоже верно, но главное – только не
в шесть. А еще надо помнить, что начало в любом
деле – это чрезвычайно важно и очень
индивидуально. Известно, что чем раньше взрослые
начинают учить ребенка грамоте, счету, включают
его в учебу, тем быстрее потом в жизни
изнашивается его менталитет и исчезает
умственный потенциал. Опыт же показывает, что
потом, через год, вдоволь наигравшийся ребенок
быстрее и успешнее осваивает все школьные
дисциплины.
Ребенок шести лет, говорят специалисты, не
способен понять или принять ни один идеал.
Единственное, что ему необходимо, – побольше
смеяться и почаще играть.
А вот в семь лет детям уже понятно идеальное.
Считается, что именно с семи до девяти ребенок
невероятно интересен и открыт. Ему понятен мир
идей, людей и интересен мир.
Рисунок, музыка, танец
Есть такая притча про то, как один очень
богатый человек пообещал отдать все свое
состояние государству, если ему позволят
немедленно выйти из тюрьмы. Но прошли годы, и
когда правительство наконец решило выполнить
его просьбу, заключенный сказал: “Поздно, теперь
я остаюсь. А тогда моему ребенку было только семь,
и я мог его многому научить!”
В семь лет ребенка нужно чуть серьезнее, чем
раньше, знакомить с рисунком, музыкой и танцем.
Так, чтобы ему стало по-настоящему интересно. И ни
в коем случае не учить чему-то одному с какой-то
определенной целью: это вредно для души и
кругозора. Хочет рисовать – дайте ему краски,
карандаши, бумагу, попросите не рисовать на обоях
– этого вполне достаточно для семи лет. Хочет
петь – пусть поет, это нормальное желание
каждого человека, если его не испугали и не
смутили в свое время критикой и резкими
суждениями. Учите с ним детские песенки, пойте
вместе. Многим энергичным и шумным детям этого
бывает достаточно, чтобы стать тише, мягче,
мелодичнее.
Все дети скачут по диванам, бегают из угла в угол
оттого, что им нечем заняться. Но если чуть-чуть
помочь им и показать, что такое танец, они начнут
с удовольствием двигаться плавно и ритмично.
А если учесть, что дети охотно подражают, нужно
знакомить их с балетом, современными, бальными,
народными танцами. Именно показывая, а не только
рассказывая, – по телевизору, на концертах.
Притча, рассказанная бабушкой
Самый верный способ научить ребенка
чему-нибудь на словах – рассказать ему историю,
басню, притчу или что-то из Библии. Сейчас это им
интересно и понятно как никогда. А главное
запомнится на всю жизнь.
Так, я с детства помню притчу, которую рассказала
мне бабушка, когда я плакал, поругавшись с другом.
“Жили-были на свете осел и верблюд. Сказал как-то
осел верблюду: “Давай дружить!” И отправились
они вместе на луг. Осел наелся – и давай петь
по-ослиному. Прибежал пастух с палкой и ну звать
верблюда на луг. «Нет, – сказал тогда верблюд, – у
нас с тобой разные дороги – иди своей, а я пойду
по другой”. Много раз я вспоминал потом эту
историю и находил в ней новые смыслы: она будто
росла вместе со мной.
Для интеллектуального развития детей важно
прежде всего то, насколько подробно он
познакомился с природой. Но не по учебнику, а в
живом контакте, в неспешной беседе о деревьях,
насекомых, птицах, животных. Когда можно не
торопясь наблюдать, разглядывать, трогать. Это
как ничто другое пробуждает настоящий интерес –
вплоть до философского.
К сожалению, теперь чаще бывает, что ребенок
много читал про животных и не видел простого
муравья. Или знает все про Японию или Персию,
видел Египет и Китай, но никогда не слышал имени
своего деда. И в результате оказывается в
пустоте, не зная, зачем ему вообще нужны знания. А
без корней труднее адаптироваться и понимать,
что происходит вокруг. А ведь именно лет в семь
ребенок начинает задумываться о вещах более
глубоких и важных. Хочет знать про жизнь вообще,
про то, что было ее началом. А вдруг именно ему
удастся потом ответить на этот извечный вопрос?
Из статьи: «В школу пора»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|