Твой первый день
Одно из чудес Первосентябрьского
праздника – преображение учителя. Хоть в первый
раз идет учить детей, хоть в тридцать первый – он
весь новенький. Костюм, туфли, портфель – это
само собой. Внутри такая же чистота. Помыслы,
стремления, светозарность. Сегодня он начнет
писать с новой строки. Будет внимателен и
терпелив. Интересен. Деликатен. И все будет очень,
очень хорошо.
Новенький, с иголочки, учитель! Первого сентября
ты строишься вместе с классом на традиционную
общешкольную линейку, выслушиваешь слова
поздравлений и пожеланий. Несешь в класс
обязательную охапку букетов. Сообщаешь детям
расписание уроков, напоминаешь им: не надо
запускать учебу. Впереди много трудных тем и
непростых тестов. И только упорным трудом…
Словно какая-то сила захватывает учителя и
уносит в параллельную жизнь. Правильную, где все
разложено по полочкам. Известно, что хорошо, а что
плохо. И отношения там простые и понятные: дети
уважают своего строгого, но справедливого
учителя, и дружат, и помогают друг другу. А если
случается хулиган какой в классе или лентяй, то
это исключение.
Вера в образцово-показательную школу! Вычитанные
из книг и воспринятые с экранов образы
правильной школьной жизни не дают начать учебный
год с чистого листа, только со старых, сто раз
обведенных педагогических прописей.
Быть может, наша литературная ретроспектива
приоткроет перед читателем дверь во внутренний
дворик его дум и чувств. Осветит ярко то, что
беспокоит. И учитель, распрощавшись с чем-то
давно отжившим, ненужным, останется новым до
конца учебного года. Самого счастливого!
Первоклассница
…Девочка написала крупными печатными
буквами свое имя: «Маруся».
– Верно я написала? – спрашивает девочка.
– Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту
сторону. Видишь?
– Правда. Читаю я их правильно, а пишу почему-то
неправильно.
– А скажи мне,
Маруся, ты послушная девочка?
– Очень! – отвечает Маруся.
– Ты, значит, попросила у мамы разрешения прийти
сегодня в школу?
Маруся молчит.
– Отвечай, Маруся! – настойчиво спрашивает
учительница.
– Спросила… – бормочет Маруся.
– И мама тебя отпустила?
– Нет!– вздыхает Маруся.
– Значит, ты не послушалась маму?
– Не послушалась, – шепчет Маруся.
– Почему?
– Я не знаю…
– Ну а все-таки…
– Очень захотелось.
– Вот видишь, значит, ты не такая уж послушная!
– Нет, послушная. Кого хотите спросите!
В дверь стучат.
– Ну вот, сейчас мы и спросим.
В комнату быстро входит Марусина мама. Она
чуть-чуть запыхалась. Маруся бросается к ней.
– Мама! Мама! Скажи учительницам, что я послушная.
– Я бы сказала, – говорит мама, – но боюсь, что
они мне не поверят. Ох, Маруся, Маруся! Хорошо еще,
бабушка тебя не хватилась! Ведь она могла
заболеть, узнав, что ты пропала.
Маруся молчит.
– Вот видишь, Маруся, – говорит Анна Ивановна. –
Ты об этом не подумала. Значит, ты думаешь только
о себе. А в классе у тебя будет сорок товарищей.
Как ты с ними поладишь, если будешь думать только
о себе?
– Не буду, не буду, – уверяет Маруся, – я буду обо
всех думать. Вот увидите!
– Увидим. Хорошо. Я запишу тебя в школу, но помни:
с этой минуты ты уже почти что школьница. Веди
себя хорошо.
– Я отлично буду себя вести!
– Увидим! – повторяет Анна Ивановна.
Евгений ШВАРЦ
Самое распространенное средство
подчинения ребенка – уличение. Анна Ивановна
прекрасно понимает, что Маруся пришла
записываться в школу самовольно. Но не говорит ей
об этом прямо, а заводит фальшивый
воспитательный диалог. В каждом вопросе –
подозрение, в каждом ответе – раскаяние и
оправдание. Неприятная процедура. Но Анна
Ивановна не сомневается в ее необходимости. С
этого момента Маруся будет ее уважать: слушаться
и бояться.
Витя Малеев в школе и дома
…В одно прекрасное утро – это было
первого сентября – я встал пораньше, сложил свои
книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день
на улице, как говорится, царило большое
оживление. Все мальчики и девочки, и большие и
маленькие, как по команде высыпали на улицу и
шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и
даже целыми группами по нескольку человек. Кто
шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав,
как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить
класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые
визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было
весело. Мне казалось, будто я путешественник,
который когда-то давно уехал в далекое
путешествие, а теперь возвращается обратно домой
и вот-вот скоро уже увидит родные берега и
знакомые лица родных и друзей.
Но все-таки мне было не совсем весело… я не знал,
что скажу Ольге Николаевне, если она меня
спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох уж
эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем
испортилось.
Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но
прохладный осенний ветер срывал с деревьев
пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и
падали вниз. Ветер гнал их по тротуару, и
казалось, что листочки тоже куда-то спешат.
Еще издали я увидел над входом в школу большой
красный плакат. Он был увит со всех сторон
гирляндами из цветов, а на нем было написано
большими белыми буквами: «Добро пожаловать!» Я
вспомнил, что такой же плакат висел в этот день
здесь и в прошлом году, и в позапрошлом, и в тот
день, когда я совсем еще маленьким пришел первый
раз в школу. И мне вспомнились все прошлые годы.
Как мы учились в первом классе и мечтали поскорей
подрасти и стать пионерами.
Все это вспомнилось мне, и какая-то радость
встрепенулась у меня в груди, будто случилось
что-то хорошее-хорошее! Ноги мои сами собой
зашагали быстрей, и я еле удержался, чтоб не
пуститься бегом. Но это было мне не к лицу: ведь я
не какой-нибудь первоклассник – как-никак
все-таки четвертый класс!
Во дворе школы уже было полно ребят. Ребята
собирались группами. Каждый класс отдельно. Я
быстро разыскал свой класс. Ребята увидели меня и
с радостным криком побежали навстречу, стали
хлопать по плечам, по спине. Я и не думал, что все
так обрадуются моему приходу.
Мы построились в линейку. Потом классные
руководители стали разводить учеников по
классам.
На первом уроке Ольга Николаевна сказала, что в
четвертом классе нам придется работать гораздо
больше, чем раньше, – так у нас будет много
предметов. Кроме русского языка, арифметики и
других предметов, которые были у нас в прошлом
году, теперь прибавляются еще география, история
и естествознание. Поэтому надо браться за учебу
как следует с самого начала года. Мы записали
расписание уроков.
На втором уроке Ольга Николаевна сказала, что
вначале мы будем повторять то, что проходили в
прошлом году, и она будет проверять, кто что забыл
за лето. Она тут же начала проверку, и вот
оказалось, что я даже таблицу умножения забыл. То
есть не всю, конечно, а только с конца. До семью
семь – сорок девять я хорошо помнил, а дальше
путался.
– Эх, Малеев,
Малеев! – сказала Ольга Николаевна. – Вот и
видно, что ты за лето даже в руки книжку не брал!
Это моя фамилия Малеев. Ольга Николаевна, когда
сердится, всегда меня по фамилии называет, а
когда не сердится, то зовет просто Витя.
Я заметил, что в начале года учиться почему-то
всегда трудней. Уроки кажутся длинными, будто их
кто-то нарочно растягивает. Если б я был главным
начальником над школами, я бы сделал как-нибудь
так, чтоб занятия начинались не сразу, а
постепенно, чтоб ребята понемногу отвыкали
гулять и понемногу привыкали к урокам. Например,
можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю
было только по одному уроку, во вторую неделю –
по два урока, в третью – по три, и так далее. Или
еще можно было бы сделать так, чтоб в первую
неделю были одни только легкие уроки, например
физкультура, во вторую неделю к физкультуре
можно добавить пение, в третью неделю можно
добавить русский язык, и так, пока не дойдет до
арифметики. Может быть, кто-нибудь подумает, что я
ленивый и вообще не люблю учиться, но это
неправда. Я очень люблю учиться, но мне трудно
начать работать сразу: то гулял, гулял, а тут
вдруг стоп, машина, – давай учись.
…В коридоре меня встретила Ольга Николаевна.
– Ну, Витя, как ты думаешь учиться в этом году? –
спросила она. – Пора тебе, дружочек, браться за
дело как следует. Тебе нужно приналечь на
арифметику, она у тебя с прошлого года хромает.
Витя Малеев – изобретатель и философ,
добрая душа, неунывающий фантазер. Но почему-то
эти качества не помогают, а мешают ему учиться. Из
учебного процесса он постоянно выпадает. Ему
скучно учиться.
В годы, когда писалась эта книга, размышления
Вити Малеева о гибком учебном графике (в первую
неделю учебы по одному уроку, во вторую – по два,
в третью – по три) воспринимались как заведомый
абсурд, как показатель лености ученика и его
неспособности учиться. Тогда никому и в голову не
приходило, что школа сможет обсуждать идеи
ученика, обернется к нему лицом.
Разговор с первым классом
– Первый класс!
Первый класс!
Сколько грамотных
У вас?
– Тридцать три!
Тридцать три!
Все раскрыли
Буквари!
– Кто из вас,
Кто из вас
Нынче в школе
Первый раз?
– Наши все
Ученики
В первом классе
Новички!
– Кто из вас,
Кто из вас
Опоздал сегодня
В класс?
– Тридцать три
Ученика
В класс явились
До звонка!
– Кто из вас,
Кто из вас
Не пришел
Сегодня в класс?
– Иванов!
Иванов!
Он сегодня
Нездоров!
– Первый класс,
Первый класс!
Есть ли
Лодыри у вас?
– Есть один,
Есть один!
Это – Вася
Чекалдин.
Про него,
Про него –
Про лентяя
Одного –
Вы услышите
Рассказ, –
Только
В следующий раз!
Самуил МАРШАК
Сердце матери
…Весело возвращаться домой из гимназии
в сентябрьский погожий денек: пышные сады
расцвечены багряными красками, воздух напоен
запахом созревающих яблок и горьковатых астр.
Дома ждут братья и сестры, веселые игры,
прочитанная до самого интересного места книга,
гигантские шаги во дворе. А вечером вернется из
губернии папа, и ему можно будет с гордостью
показать свой дневник, в котором красуются
круглые пятерки. По дороге Володя завернул к
женской гимназии, подождал, пока выбежит Оля.
– Ну как? – задал он обычный вопрос.
Оля весело помотала головой, отчего ее коса,
похожая на тугую рыбку, описала в воздухе
полукруг.
– Из истории двенадцать, и из физики двенадцать,
– пропела она тоненьким голоском.
– А у меня из латыни пять, – сказал Володя.
Пять – это высшая отметка в мужской гимназии, а
двенадцать – в женской. Схватившись за руки, брат
и сестра, цокая башмаками по деревянному
тротуару, помчались вниз по Покровской улице.
– Ты знаешь, как я волновалась за физику? – вдруг
остановилась Оля. – Сижу за партой и
ничегошеньки не помню, а когда учительница
вызвала к доске, в голове все пришло в порядок. Ух,
как я рада, что не срезалась!
– Ты же вчера свою физику при луне повторяла, –
засмеялся Володя. – Я вылез на балкон и видел, как
ты пальцем на стекле формулы выводила.
Володя по-хорошему завидовал сестре, ее
усидчивости и терпению. Вот кто умел упорно
трудиться!
Зоя ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Герои повести –
образцово-показательные ученики. Ученики на все
времена: сознательные, понимающие значимость
своей ученической роли. А роль заключается в том,
чтобы подавать пример другим – как именно нужно
относиться к школьным урокам, хорошо учиться и
исполнять все указания учителя.
Школьные оценки подаются как главное содержание
ежедневного общения брата с сестрой. В их
разговоре слышны отголоски того, как строится
гимназический учебный процесс, каковы его
базовые ценности. Это способность учить,
запоминать, многократно повторять. За это
получают высший балл. Вот и весь результат.
Меховой интернат
…Люся безрадостно отправилась за
отметкой. Урока она не выучила.
– Если я правильно помню,– сказала Ирина
Вадимовна,– мы проходили склонение
числительных. Прошу просклонять «полторы бочки
варенья».
Люся горестно начала:
– Именительный – кто, что? Полторы бочки варенья.
Родительный – кого, чего? Полторы бочки варенья.
Винительный – кого, что? Полторы бочки варенья.
Творительный – кем, чем? Полторем бочкем
вареньем. Предложный – о ком, о чем? О полтором
бочком варенья.
«Что-то я не так делаю»,– поняла Люся под конец.
Потому что у нее все расплылось, появились
какие-то загадочные бочкомы и полторемы.
Что такое домком, Люся знала. Это домовый комитет.
А что такое бочком? Это комитет по бочкам?
– Блистательный ответ,– сказала учительница.– Я
буду вам очень благодарна, если вы все это
запишете на доске.
Люся стала записывать полторемы и бочкемы, Ирина
Вадимовна сказала:
– Получается так, что дикий человек пришел сюда в
класс и пытается изъясняться на малознакомом
русском языке. «Чем вы гордитесь?» – «Полторой
бочкой варенья». – «Чем, чем?» – «Полторем
бочкем». Прэлестно!..
– Кто скажет, как правильно? – спросила
учительница у класса.– Ну-ка, Тарасова, чем мы
гордимся?
– Полторами бочками варенья.
– Спасибо. Тоже дикая девочка. Не полторами, а
полутора. Неужели так трудно запомнить одно
простое правило. В именительном, винительном
пишем полторы. В остальных падежах мы пишем
полутора. Садись, Брюкина, два.
Невеселая девочка-ученица Люся побрела на свое
место. Она еще таила надежду, что Ирина Вадимовна
не поставит двойку в Большой Бумажный
Получальник. Но Ирина Вадимовна вписала туда эту
несчастную получалку.
Более того, она еще попросила у Люси малый
домашний получальник, то есть дневник, и вписала
двойку туда.
Эдуард УСПЕНСКИЙ
Смешная и грустная история Люси о
высокомерии взрослого мира, знающего «как
правильно» и не желающего понимать все
неправильное. Характернейшая черта образцовой
педагогики – принимать лишь то, что «попадает в
формат». И задача ученика, если он не хочет
прослыть «диким», – попасть в формат. Чтобы в его
речи, равно как и в его мыслях, не появлялось
никаких «бочкотомов» и «полторемов». И боже
упаси оживить урок улыбкой! Даже если очень
смешно, учитель не должен проявлять своих чувств.
Ведь школа – государственное учреждение. Здесь
все очень серьезно.
Васек Трубачев и его товарищи
...В класс
вошел учитель. Он поздоровался, оглядел ребят и
сказал:
– Ну, будем знакомиться. Меня зовут Сергей
Николаевич.
– Сергей Николаевич... – повторил кто-то из ребят.
Учитель улыбнулся и развел руками:
– Но я один, а вас много! Давайте попробуем такой
способ: я буду знакомиться сразу с целым звеном.
Согласны?
– Согласны.
Ребята подтянулись, ждали. Учитель подошел ближе
к передним партам:
– Ну, начнем с председателя совета отряда.
Васек вскочил:
– Есть! Председатель совета отряда Трубачев!
Сергей Николаевич быстрым взглядом скользнул по
крепкой фигуре Трубачева, приметил непокорный
рыжий чуб, темные глаза и приветливо кивнул
головой:
– Запомню... Вожатые звеньев!
Лида Зорина, Саша Булгаков и Коля Одинцов встали.
– Давайте по очереди! – Учитель остановил глаза
на Лиде.
– Звеньевая Зорина. В звене десять человек.
Звено, встать! – краснея, скомандовала девочка.
Крышки парт с тихим шумом поднялись. Лида назвала
всех по фамилии. За ней были вызваны Одинцов и
Булгаков.
– А Булгаков у нас еще староста!
– А Одинцов – ответственный редактор! – осмелев,
зашумели ребята.
– Ну, значит, я приобрел замечательных знакомых.
Все такие ответственные лица... – пошутил Сергей
Николаевич.
Ребята улыбались, переглядывались, кивали друг
другу. Леня Белкин показывал за спиной большой
палец, выражая этим свое удовольствие.
Сергей Николаевич сказал:
– А я видел ваши работы на выставке. Некоторые
очень интересны. Например, ледокол... потом
подводная лодка... Очень, очень неплохо сделано.
Новый учитель понравился. Он двигался по классу
уверенно и легко, не делая лишних движений,
говорил звучным голосом, отчетливо выговаривая
слова. Спрашивал ребят, как они провели каникулы,
где были, что видели. Потом рассказал, как он в
детстве любил собирать всякие коллекции и
однажды, зацепившись за водоросли, полчаса
просидел в реке.
– Не утонули? – испуганно спросила Надя
Глушкова.
– Как видишь, – улыбнулся учитель. Улыбка у него
была очень светлая и запоминалась.
Ребята разговорились. Каждому хотелось
рассказать что-то о себе. Коля Одинцов летом был
на Урале. Он привез оттуда разные камни.
– Ты принеси в следующий раз, мы их тут
рассмотрим, – сказал учитель.
Саша Булгаков собирал марки, многие ребята –
коллекции насекомых.
Васек вспомнил, что летом он занимался
выжиганием по дереву, и спросил:
– Можно принести?
– Принеси.
На следующем уроке Сергей Николаевич вызывал к
доске. Спрашивая, он терпеливо ждал ответа, а
одному мальчику заметил:
– Ты сначала подумай, о чем хочешь сказать, а
потом говори. Надо, чтобы мысль была совершенно
ясная, тогда ее легко выразить словами.
Уходя, учитель обратил внимание, что в одном
месте парты слишком выдвинуты вперед, и без
всякого усилия один передвинул весь ряд.
Ребята ахнули.
После уроков не хотелось расходиться по домам.
Ребята шумно обсуждали каждую шутку учителя,
каждый жест, улыбку, слово.
В класс заглянул директор.
– Леонид Тимофеевич, а у нас новый учитель! –
крикнула Лида.
– Да что ты говоришь? – развел руками директор. –
Как же это так? А я ничего не знаю!
Ребята дружно расхохотались. Директор посмотрел
на часы:
– Учитель новый, а расписание старое. Или вы
решили на вторую смену остаться?
Ребята с шумом выбежали из класса.
Валентина ОСЕЕВА
Идеальный учитель из известной
педагогической книжки «движется по классу
уверенно и легко, не делая лишних движений»,
«говорит звучным голосом, отчетливо выговаривая
слова». Четкие команды, не менее четкие ответы.
Дети рассказывают о том, какие у кого
обязанности, как кто провел лето, учитель
доброжелательно улыбается. А в ответ на неловкую
детскую реплику назидательно говорит: «Ты
сначала подумай, о чем хочешь сказать, а потом
говори». Это педагогическое требование нового
учителя приводит детей в восторг! Им нравится,
когда все четко, ясно, когда мысли не топорщатся в
разные стороны, а уложены аккуратными
стопочками! Выровнены, как ряды парт.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|