КОНФЛИКТ
Чиновника не убедишь...
Если он решил закрыть школу, он ее
закроет. Но родители учеников Пермской областной
школы для детей-инвалидов сдаваться не
собираются
Мы уже писали о ситуации, сложившейся
вокруг Пермской областной школы для детей с
ограниченными возможностями здоровья (“ПС” №49).
Она возникла в 1993 году, и все это время школа
росла, у нее возникли филиалы, которые потом
стали отдельными школами.
Несколько лет назад Департамент образования
Пермской области стал переводить детей из
«головной» школы в филиалы, принадлежащие
муниципалитетам. Таким образом экономили
средства областного бюджета. Наконец детей
осталось так мало, что школу решили закрыть.
Однако протест со стороны родителей и учителей
вынудил департамент образования пойти на
уступки.
– Приказ о ликвидации сейчас отменен, –
сообщила Марина Нагорная, специалист
отдела общего и специального образования
Департамента образования Пермской области. –
Закрытие школы отсрочено на год. В течение этого
года часть детей продолжит обучение на тех уже
условиях, что и раньше.
Сейчас в областной школе обучаются 130 детей,
находящихся в больницах, и 37 – на надомном и
дистанционном обучении. Из последних – 11 детей с
ранними проявлениями аутизма и трое с тяжелыми
нарушениями психики.
Для этих 14 детей в здании коррекционной школы №18
создается специальное отделение. Всем родителям
сказано, что услуги по обучению таких детей будут
предоставляться на базе этой школы.
Оставшимся 23 детям мы предложили учиться еще год
с теми же учителями в составе той же областной
школы. Однако теперь родители обвиняют нас в том,
что мы, выводя из состава школы 130 детей,
обучающихся в больницах, снижаем нагрузку
педагогов. Они продолжают настаивать на
сохранении школы в целом.
– Эти 130 человек, которых обучали в больницах,
позволяли нашей школе существовать с
юридической точки зрения, – сказала Людмила
Власенко, председатель родительского
комитета. – В ней остались всего 23 ребенка и 8
учителей. Нам существовать до первой проверки.
Ведь у нас в городе минимальная наполняемость
любой школы – 60, 70 человек. Малокомплектная школа
может быть на селе, а в Перми нормативы совсем
другие.
– Но какой смысл переводить детей в областной
интернат? – удивляется Власенко. – Тот же бюджет
будет финансировать другое учреждение. Экономии,
о которой так пекутся в департаменте, никакой. А
профиль у школы-интерната совсем другой –
слабослышащие дети.
Однако, оказывается, смысл все же есть. Только
кроется он совсем не в экономии.
– Просто в течение года мы все равно планируем
закрыть школу и подготавливаем ее к ликвидации,
– объяснила Марина Нагорная.
Эта отсрочка нужна с одной целью – будет создана
комиссия из представителей законодательной,
исполнительной власти, родителей, учителей, для
того чтобы подобрать каждому ребенку дальнейшее
место обучения. Председатель нашего
департамента Александр Зимин заверил, что в
течение года школу не закроют.
Однако все заверения работников департамента
образования, что в течение года со школой все
будет в порядке и что ни один ребенок не
пострадает, родителей не убедили.
– Мы провели большую пресс-конференцию, куда
собрали прессу, депутатов, представителей
Пермской гражданской палаты, – сказала Людмила
Власенко. – Разъясняли все хитрые ходы
департамента. Звали и руководителей
департамента, но никто из них не пришел. К нам
прислали всего одного специалиста, который
ничего не решал.
Понимаете, за прошедшие годы происходило
последовательное уничтожение нашей школы.
Каждый год департамент забирал по 20 человек в
городские школы, мотивируя тем, что областному
бюджету трудно. Хотя в этом году профицит бюджета
области составил 4 миллиарда.
В конфликте образовательных властей и родителей
депутаты и общественные деятели встали на
родительскую сторону.
– Если после прошедшей пресс-конференции
руководитель областного департамента Зимин
ничего не предпримет, то мы будем выходить с ним
на контакт, – сообщил Игорь Аверкиев,
председатель Пермской гражданской палаты. Мы
выступаем за сохранение школы как юридического
лица и сохранение связей между детьми и
учителями. Статус может быть любым, но самое
главное – есть стабильная система обучения
детей, которую разрушать негуманно и нелогично. А
вот какой там будет статус, в каком помещении
будет располагаться учительский состав – это
уже дело второстепенное. Главное, нельзя
отрывать детей от педагогов и привычного им
образовательного процесса.
Но у Департамента образования Пермской области
своя логика. Логика межбюджетных отношений,
нормативов, приказов и положений.
– На самом деле закрытие школы изначально
планировалось, – сказала Марина Нагорная.
– Мы сознательно сокращали контингент, и каждый
год вставал вопрос: зачем нужна эта школа?
Понимаете, в 93-м году не было никакой нормативной
основы для обучения детей с очень сложной
структурой дефектов. И мы дали директору Виктору
Жданову возможность разрабатывать
индивидуальные технологии через развитие сети
филиалов. Но сейчас эта сеть создана, и страна у
нас другая, и законодательство. Есть нормативная
база, есть сеть филиалов, которая может вполне
обучать таких детей. А кому-то очень не хочется
менять ситуацию.
Два года назад мы вывели в город 170 человек. И
тогда не было никаких проблем. Мы действовали
точно так же, как сейчас, предельно корректно в
отношении каждого ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|