Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Первая тетрадь. Политика образования


КОНФЛИКТ 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Чиновника не убедишь...

Если он решил закрыть школу, он ее закроет. Но родители учеников Пермской областной школы для детей-инвалидов сдаваться не собираются

Мы уже писали о ситуации, сложившейся вокруг Пермской областной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (“ПС” №49). Она возникла в 1993 году, и все это время школа росла, у нее возникли филиалы, которые потом стали отдельными школами.
Несколько лет назад Департамент образования Пермской области стал переводить детей из «головной» школы в филиалы, принадлежащие муниципалитетам. Таким образом экономили средства областного бюджета. Наконец детей осталось так мало, что школу решили закрыть. Однако протест со стороны родителей и учителей вынудил департамент образования пойти на уступки.

– Приказ о ликвидации сейчас отменен, – сообщила Марина Нагорная, специалист отдела общего и специального образования Департамента образования Пермской области. – Закрытие школы отсрочено на год. В течение этого года часть детей продолжит обучение на тех уже условиях, что и раньше.
Сейчас в областной школе обучаются 130 детей, находящихся в больницах, и 37 – на надомном и дистанционном обучении. Из последних – 11 детей с ранними проявлениями аутизма и трое с тяжелыми нарушениями психики.
Для этих 14 детей в здании коррекционной школы №18 создается специальное отделение. Всем родителям сказано, что услуги по обучению таких детей будут предоставляться на базе этой школы.
Оставшимся 23 детям мы предложили учиться еще год с теми же учителями в составе той же областной школы. Однако теперь родители обвиняют нас в том, что мы, выводя из состава школы 130 детей, обучающихся в больницах, снижаем нагрузку педагогов. Они продолжают настаивать на сохранении школы в целом.
– Эти 130 человек, которых обучали в больницах, позволяли нашей школе существовать с юридической точки зрения, – сказала Людмила Власенко, председатель родительского комитета. – В ней остались всего 23 ребенка и 8 учителей. Нам существовать до первой проверки. Ведь у нас в городе минимальная наполняемость любой школы – 60, 70 человек. Малокомплектная школа может быть на селе, а в Перми нормативы совсем другие.
– Но какой смысл переводить детей в областной интернат? – удивляется Власенко. – Тот же бюджет будет финансировать другое учреждение. Экономии, о которой так пекутся в департаменте, никакой. А профиль у школы-интерната совсем другой – слабослышащие дети.
Однако, оказывается, смысл все же есть. Только кроется он совсем не в экономии.
– Просто в течение года мы все равно планируем закрыть школу и подготавливаем ее к ликвидации, – объяснила Марина Нагорная.
Эта отсрочка нужна с одной целью – будет создана комиссия из представителей законодательной, исполнительной власти, родителей, учителей, для того чтобы подобрать каждому ребенку дальнейшее место обучения. Председатель нашего департамента Александр Зимин заверил, что в течение года школу не закроют.
Однако все заверения работников департамента образования, что в течение года со школой все будет в порядке и что ни один ребенок не пострадает, родителей не убедили.
– Мы провели большую пресс-конференцию, куда собрали прессу, депутатов, представителей Пермской гражданской палаты, – сказала Людмила Власенко. – Разъясняли все хитрые ходы департамента. Звали и руководителей департамента, но никто из них не пришел. К нам прислали всего одного специалиста, который ничего не решал.
Понимаете, за прошедшие годы происходило последовательное уничтожение нашей школы. Каждый год департамент забирал по 20 человек в городские школы, мотивируя тем, что областному бюджету трудно. Хотя в этом году профицит бюджета области составил 4 миллиарда.
В конфликте образовательных властей и родителей депутаты и общественные деятели встали на родительскую сторону.
– Если после прошедшей пресс-конференции руководитель областного департамента Зимин ничего не предпримет, то мы будем выходить с ним на контакт, – сообщил Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты. Мы выступаем за сохранение школы как юридического лица и сохранение связей между детьми и учителями. Статус может быть любым, но самое главное – есть стабильная система обучения детей, которую разрушать негуманно и нелогично. А вот какой там будет статус, в каком помещении будет располагаться учительский состав – это уже дело второстепенное. Главное, нельзя отрывать детей от педагогов и привычного им образовательного процесса.
Но у Департамента образования Пермской области своя логика. Логика межбюджетных отношений, нормативов, приказов и положений.
– На самом деле закрытие школы изначально планировалось, – сказала Марина Нагорная. – Мы сознательно сокращали контингент, и каждый год вставал вопрос: зачем нужна эта школа? Понимаете, в 93-м году не было никакой нормативной основы для обучения детей с очень сложной структурой дефектов. И мы дали директору Виктору Жданову возможность разрабатывать индивидуальные технологии через развитие сети филиалов. Но сейчас эта сеть создана, и страна у нас другая, и законодательство. Есть нормативная база, есть сеть филиалов, которая может вполне обучать таких детей. А кому-то очень не хочется менять ситуацию.
Два года назад мы вывели в город 170 человек. И тогда не было никаких проблем. Мы действовали точно так же, как сейчас, предельно корректно в отношении каждого ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru