ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
«Будем общаться с банками, как Маша
с Дубровским, – через дупло»
Эксперты комментируют ужесточение
казначейского контроля и нормативно-подушевое
финансирование
Систему финансирования российского
образования снова ждут изменения. Ужесточается
казначейская система, запланирован переход на
нормативно-подушевое финансирование. По общему
мнению директоров школ, эти нововведения и
полезны, и опасны одновременно. Но отменить их
невозможно, и остается искать способ, как выжить
в новых условиях.
Этот вопрос стал темой круглого стола «Работа
учреждений образования в условиях нормативного
финансирования и казначейского исполнения
бюджета», прошедшего недавно в Департаменте
образования Москвы.
– До конца года мы переведем на лицевые
счета внебюджетные доходы и расходы
образовательных учреждений, – рассказал первый
заместитель руководителя Департамента финансов
Москвы Серафим Ярных. – Это означает, что
средства будут полностью подконтрольны
казначейским органам, так же как и бюджетные.
Правда, как этот контроль будет осуществляться
на практике, непонятно. Федеральное казначейство
не подготовило никаких конкретных документов на
этот счет. Отсутствует даже программное
обеспечение для бухгалтерий. Ясно одно: деньги
будут поступать не напрямую в банки, как раньше,
быстро и оперативно, в течение суток, а на счета
казначейских органов.
– Будем общаться с Центральным банком, как Маша с
Дубровским, – через дупло», – грустно пошутил
Серафим Ярных, завершая свою речь.
Однако руководителям образовательных
учреждений было не до шуток.
– Мы полтора года живем в условиях казначейского
исполнения бюджета, – сказал директор лицея
№1502 Владимир Чудов. – Ничего, кроме больших
забот, нам это не дало. Уровень ответственности и
объем работ возросли непомерно. Казначейство
придирается к каждой букве и цифре. Постоянно
меняются инструкции, по которым мы работаем,
бухгалтерам постоянно приходится переучиваться.
Если раньше найти квалифицированного главного
бухгалтера было очень трудно, то теперь просто
невозможно.
Еще меня пугает предстоящее введение
нормативно-подушевого финансирования, –
признался Владимир Чудов. – Придется все
переделывать, в частности выгнать громадное
количество ценных специалистов, закрыть
научно-исследовательскую деятельность в школе, а
денег от этого все равно больше не станет.
Сидящие в зале периодически прерывали Владимира
Чудова аплодисментами.
– Действительно, в связи с нормативом возможно
сокращение штатного расписания, – сказал секретарь
ЦК профсоюза работников народного образования и
науки Владимир Лифшиц. – Для грамотного
внедрения новой системы финансирования школ
необходим адаптационный период и серьезный
анализ ситуации.
– Тогда почему же профсоюзы поддерживают
нормативно-подушевое финансирование? – задали
вопрос из зала.
– Это единственный объективный способ
финансирования образовательных учреждений, –
ответил Владимир Лифшиц.
– Не бойтесь переходить на нормативно-подушевое
финансирование, – увещевала коллег заместитель
руководителя Департамента образования Москвы
Елена Никоненко. – Переходит вся страна, мы
от этого никуда не денемся.
– Пока все школы не перейдут на нормативное
финансирование, не будет решен вопрос
правильного планирования бюджетных
ассигнований, – высказалась начальник
контрольно-ревизионного управления (КРУ)
Московского департамента образования Нина
Носковская. И привела несколько примеров
серьезного перерасхода бюджетных средств,
допущенного школьными бухгалтериями.
Подводя итоги семинара, можно констатировать,
что реформирование системы финансирования
образования идет по пути закручивания гаек
(казначейское исполнение бюджета) и
революционной ломки, ведущей к резкому
сокращению кадров (переход от сметного к
нормативно-подушевому финансированию).
При этом ни одно из нововведений не направлено на
достижение главных задач: обеспечение
хозяйственной самостоятельности школы и
увеличение средств на ее развитие. Недаром даже в
благополучной столице, согласно данным
мониторинга, проведенного накануне учебного
года, около половины опрошенных москвичей
признали неудовлетворительным состояние
материально-технической базы школ.
Что же касается финансовой самостоятельности, то
в рамках казначейства, взявшего под свой
контроль сначала бюджетные, а теперь еще и
внебюджетные средства, говорить об этом просто
не приходится.
Особенно сложно будет ПТУ и колледжам, которые
пытаются организовать деятельность учащихся на
базовых предприятиях и заработать таким образом
дополнительные средства. Рамки бюджетных
учреждений не позволят им принимать участие в
различных конкурсах и тендерах.
Предлагаемый правительством выход – смена
организационно-правовых форм (переход из статуса
бюджетных учреждений в автономные) – признается
сегодня малоприемлемым большинством
специалистов из-за риска лишиться
гарантированного бюджетного финансирования. Как
констатировали большинство собравшихся, все эти
нововведения являются по существу рычагом
управления школой и давления на нее со стороны
государства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|