Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

Только любовь побеждает все напасти
Михаил Шишкин и его роман «Венерин волос»

За последние годы мы как-то забыли удовольствие предвкушать в новой книжке толстого литературного журнала продолжение захватывающего, умного, красивого романа. Журнал “Знамя” вернул читателю эту радость неспешного, думающего чтения, опубликовав философско-психологическое произведение замечательного мастера – роман Михаила Шишкина “Венерин волос”. Теперь этот роман, получивший премию “Национальный бестселлер”, вызвавший горячие критические споры и никого не оставивший равнодушным, вышел и отдельным изданием*.
О новом романе писателя, как и о предыдущих его произведениях – “Урок каллиграфии”, “Слепой музыкант”, “Взятие Измаила”, – нередко говорят с упреком, что это чтение многого требует от читателя и поэтому является сложным и малодоступным. Странный упрек... Каждый читатель интуитивно понимает, а читатель-педагог твердо знает, что только то чтение по-настоящему интересно, только то оставляет след в памяти, которое имеет в себе этико-эстетическую силу вызвать на отклик-диалог. А ведь это и значит многого потребовать от читателя. Потребовать сотворчества и сопереживания, то есть частицу души. К сожалению, сегодняшняя коммерческая литература, составляющая, по данным социологов, 97% чтения, постепенно приучает называть интересными, занимательными тексты, наполненные привычными штампами убийств-погонь. Такие и действительно ничего от читателя не требуют, кроме его кошелька, но испаряются из памяти тут же на последней странице.
Роман “Венерин волос” не забывается. Кто прочтет его, тому захочется и перечитать, потому что это многослойное повествование “питательно”, говоря словами Александра Блока. Поэт писал, что от подлинного произведения искусства мы ждем, чтобы душа замерла от сочувствия, чтобы автор заставил задуматься над самыми больными проблемами современности – “и вообще чтобы было питательно”.
О чем роман, можно ответить коротко – о любви. «Крест на макушке церкви был привязан цепями, чтобы не улетел. Служба уже закончилась, женщины в платках, отгородив проход к алтарю натянутой веревкой, мыли пол, ворчали. В школе проходили Гоголя. Молодой учитель объяснял, что побег носа – это побег от смерти, а его возвращение есть возврат к естественному порядку жизни и умирания. Влюбленные ехали в автобусе зачать себе ребенка, прижимаясь друг к другу в толкучке и вместе со всеми пассажирами приплясывая на задней площадке, – потом, дома, она, замерев с пахучей кофемолкой в руках, подумала: “Господи, как же просто быть счастливой!” – а он открывал банку сардин, наматывая крышку на ключ, будто заводил этот мир, как часы». Но счастливыми быть не просто, а очень трудно и сложно, потому что не влюбленные “завели” порядок нашего мира. Порядок, в котором присутствуют война, гибель любимых, нищета, одиночество, взаимонепонимание. Но ведь и любовь тоже, золотой волос богини любви Венеры, который всегда блестит в мире, стоит только присмотреться. “Сижу и слышу, вижу, вдыхаю все кругом, море, небо, ветер, чаек, людей, но это уже не зрение, не слух, не осязание, не обоняние, а любовь, у меня нет больше ничего своего – ни глаз, ни рук, ни ног, все – ее. Вскочила и полетела по воде в море, в буквальном смысле полетела, как птица, кончиками ног лишь касаясь воды, – ну куда мне столько любви?”
Но венерин волос – это еще и обыкновенное домашнее растение, простой тропический сорняк. А в нашем климате он может расти только в доме, если о нем заботятся. Символика заглавия поворачивается другой стороной: это роман о нашей повседневности, которую люди, когда они не влюблены, не умеют замечать и понимают ее драгоценное тепло, только если на них обрушиваются страшные несчастья. А на несчастья, увы, история человечества всегда была щедра. В романе переплетаются три повествовательных пласта: судьбы влюбленных, счастье и горе супружества, материнства и отцовства увидены автором среди трагедий сегодняшнего дня, первой половины ХХ века и далекой древности. И еще один мотив негромко, но настойчиво звучит в романе – это мотив ученичества, школы, потому что не только родная семья, но и школа должна стать для ребенка опытом любви и души. Должна, но становится ли? Повзрослевшие герои начинают понимать своих наставников, над которыми посмеивались когда-то, но остается открытым вопрос: удастся ли нам всем “завести” мир на любовь, а не вражду?

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru