Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Что его потянуло?
Многие родители сознательно подталкивают ребенка к выпивке за семейным столом.
Мотивируя: пусть, мол, лучше на моих глазах курит и пьет. А потом почему-то удивляются...

Как уберечь ребенка от самоубийственных опытов? Как помочь уже оступившемуся?
Корреспондент «ПС» Сергей КАМЕНСКИЙ встретился с заведующим амбулаторно-наркологического отделения Невского района Санкт-Петербурга Андреем Соколовым и психиатром-наркологом детско-подросткового кабинета Еленой Небредов-
ской для того, чтобы получить профессиональные ответы на вопросы отчаявшихся родителей.

– Возможно ли, что именно семейные проблемы становятся главным фактором риска при вовлечении подростка в наркопотребление?
Андрей Соколов. Конечно, не одна только проблематичная ситуация в семье играет роль, но именно она в значительной степени провокатор. Если родители сами частенько расслабляются с помощью спиртного, а тем более злоупотребляют алкоголем, то у ребенка изменяются ценностные установки, возникает перекос в понимании допустимого и недопустимого.
Ребенок незаметно привыкает к тому, что отдых, праздник, застолье, веселье – это обязательно алкоголь. Бывает, что родители сознательно подталкивают ребенка к потреблению спиртного за семейным столом. Мотивируя: пусть, мол, лучше на моих глазах выпивает, чем где-то и с кем-то. Результат недвусмысленный: попробовал – понравилось, началось формирование поведения, направленного на получение легкого удовольствия.
Еще одна ошибка родителей связана как раз со страхом перед наркотиками. Многие родители думают: уж лучше пусть курит и выпивает, лишь бы наркотики не употреблял. Но существует четкая последовательность: тот, кто привык к алкогольным удовольствиям, потянется к новым опытам. Не сразу к героину, хотя и это бывает, но анашу, которую многие подростки даже наркотиком не считают, попробует и очутится на наркотической дорожке. Станет наркозависимым.
– Зависимость. Что это вообще такое?
Елена Небредовская. Направленность всей жизни на некую деятельность при забвении всего остального. Не обязательно это зависимость от психоактивных веществ, хотя сегодня это наиболее опасный вид. И культуризм может стать зависимостью. Задача родителей и педагогов в беседах со школьниками – объяснить механизмы биохимического формирования зависимости, ведь основы любой зависимости всегда одни и те же.
– Какие вопросы чаще всего задают ребята на встрече со специалистами?
Е.Н. Их в первую очередь интересует законодательство. Спрашивают, когда наступает уголовная ответственность. Правда ли, что даже однократный прием героина может привести к возникновению зависимости.
– А это правда?
Е.Н. Да.
– Неужели угроза вовлечения в наркопотребление нависла над каждым подростком?
Е.Н. Для возникновения такой зависимости должны существовать и взаимодействовать три условия: наличие агента, снижение сопротивляемости, условия. Рассмотрим, что же это такое.
Итак, первое условие. Агенты – это наркоторговцы, барыги, наркогенная сеть: торговец – клиент – новый клиент – еще и еще.
Второе условие. Снижение сопротивляемости подростка связано со многими причинами: недостаток моральной устойчивости, низкая самооценка, подверженность влияниям, компанейство, отсутствие интересного дела.
И третье – условия, способствующие вовлечению подростка в наркопотребление. Занятость родителей, легкий неконтролируемый доступ к деньгам, гипер- и гипоопека – либо навязчивый контроль за каждым шагом ребенка, либо отсутствие всякого контроля.
Отдельная проблема – наследственная предрасположенность. Важно понимать, что это хоть и существенно, но не фатально. И при наследственной предрасположенности подростка можно и нужно уберечь от наркотиков.
– Специалисты утверждают, что каждый наркоман в течение года втягивает в потребление наркотиков до 25 подростков. Это правда?
А.С. У нас, как и во всем мире, наркоманы всегда были, есть и будут. Но утверждать, что каждый наркопотребитель ежегодно втягивает в наркопотребление 24 новичка, не стоит. Потому что это не так. Кто-то, конечно, может и пятьдесят втянуть, но это будет исключением.
– Говорят, в подростковой среде есть такая установка: кто не пробовал наркотик, тот не крутой.
А.С. Нет. Основная причина – было просто интересно, очень любопытно узнать, как это бывает, хотелось самому попробовать.
Если успеть захватить беду при ее возникновении, ребенку можно помочь. На стадии первых проб важно предупредить зависимость как заболевание. Не забывайте: подрастающий организм только формируется, что заложим, то и получим. Взаимодействуя со школой, с органами милиции, в самом начале можно будет вернуть ребенка к нормальной жизни.
– Но как ее выявить в самом начале? Разве за каждым проследишь?
Е.Н. Достаточно вовремя проводить профилактические осмотры по плану учебных заведений. В этих планах, не забывайте, существует диспансеризация, к которой нужно подключить специалистов по наркозависимости.
– Нередко предлагаются, в том числе и от законодателей, радикальные меры: если подросток пойман на употреблении наркотика, выгнать его из школы, запретить поступать в институт... Выходит, падающего подтолкни? Оступился раз, всю будущую жизнь перечеркнуть?
А.С. Если по спартанскому принципу выкидывать в пропасть всех больных детей – тогда да. Но мы же не в архаической Спарте. Так нельзя.
– Тем не менее такие предложения активно высказываются. Это пугает многих родителей. И когда они обнаруживают, что их ребенок экспериментирует с психоактивными веществами, они пытаются справиться с бедой своими силами. К специалистам обращаться боятся. Как бы ребенок не попал на учет, не оказался среди отверженных, у которых все пути в жизни будут закрыты.
Е.Н. Есть два вида учета. Первый – профилактический. На этом учете состоят подростки с аддитивными формами зависимости. Что это такое? Беда именно в самом начале, подросток еще остается социально включенным человеком, он учится, работает, живет в семье.
На профилактическом учете подросток наблюдается год, получает помощь в зависимости от клинической картины. Наблюдение профилактическое, чтобы осознал ошибку, исправил ее и больше не оступался.
Мы каждый месяц отслеживаем, чем такой подросток занимается, посещает ли школу, какова обстановка в семье. Многие признаются: с тех пор как я на учете, вообще не употребляю, даже не пью и не курю.
Принципиально важный момент: о ребятах, состоящих на учете, мы не имеем права сообщать какую бы то ни было информацию, иначе как по запросу органов прокуратуры, следствия дознания. Повторяю: никому другому и никакую.
Второй вид учета – диспансерный. На нем пять лет состоят лица с героиновой зависимостью, три года – с алкогольной или зависимостью от летучих веществ. Здесь уже речь о тех, у кого болезнь сформировалась и дошла до той степени, что произошел распад социальных связей. Важно отметить, что помощь таким больным мы оказываем с согласия самих больных. Об этом сказано в статье 54, пункт 2, закона о психиатрической помощи. В соответствии с поправками, принятыми в декабре 2004 года, на добровольной основе производится лечение больных начиная с 16 лет, а до этого возраста – по просьбе или с согласия родителей или лиц, их заменяющих.
– Какова тут роль СМИ? Чем они могут помочь, чем мешают? Не получается ли так, что родители, учителя, врачи внушают подростку необходимость вести здоровый образ жизни, а реклама все перечеркивает?
А.С. Постепенно все-таки происходит определенное улучшение: рекламы курения нет совсем, пивная реклама сдвинута на более позднее время. Законодательство запрещает продавать алкоголь и сигареты лицам до 21 года, требует убрать ларьки от школ, детских, спортивных учреждений. Так что законодательная основа есть, нужно только, чтобы законы эти четко и неукоснительно соблюдались.
Чем могут помочь СМИ? Давать объективную информацию, усиливать социальную рекламу. Потому что, увы, пивная реклама до сих пор и увлекательнее, и изобретательнее, и настырнее.
– Подростки часто спрашивают в неофициальной обстановке: если психоактивные вещества, наркотики, алкоголь и табак недопустимы, почему же они тысячелетиями сопровождают человечество?
А.С. Человечество прошло большой путь и много чего добилось, но сделали это не алкоголики и не наркоманы. Так среди кого, спросите подростка, тебе хочется быть? Среди тех, кто добивается побед, или среди тех, кто убивает себя? Молодому человеку куда более свойственно стремиться к большим свершениям, чем к пораженческому уходу от реальности в иллюзорный мир.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru