Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

К чему взрослый притерпелся, подростку – мучительно
Татьяна СИДОРОВА, учительница г. Москва

Мы привычно говорим: неповторимая свежесть детского восприятия... И даже не задумываемся: а есть ли у подростка хоть что-то для этого свежего восприятия? Дурацкая уверенность, что раз восприятие свежее, то даже однообразная рутина не окажется тоской и скукой, а будет восприниматься свежо.
Не знаю, как было в давние времена, не могу судить, только современному ребенку явно не хватает обыкновенных, но достаточно разнообразных зрительных впечатлений, которые можно было бы воспринимать. А свежо или не свежо – уже другое дело.
Что, собственно, каждый день видит прилежный школьник? Рискну сказать: он уже ничего не видит. Утром – дорога в школу. Он ее тысячу раз прошел или проехал и, разумеется, уже не воспринимает. Незамечаемое пространство, которое надо побыстрее преодолеть. В школе – все те же коридоры, кабинеты, лестницы, парты. Ничего этого давно уже не замечает замыленный взгляд. После уроков – все та же дорога обратно, тот же письменный стол. Да телевизор, который показывает одно и то же. И как символ этого тупого однообразного повторения – реклама. Несколько раз в час – все то же. Осатанеешь.
Конечно, и у взрослого маршруты однотипны. Той же дорогой на работу, в магазин, домой. Опять и опять. И у взрослого нет притока зрительных впечатлений. Но у подростка и в самом деле иное восприятие. К чему взрослый притерпелся, то растущему человеку мучительно. И пусть он еще не может этого осознать и выразить, капризничает, нудит, ему скучно, он чего-то хочет, а чего – и сам не знает. Но уже чувствует: ему недостает зрительных впечатлений.
Вспомните, что прежде всего привлекло подростка, который попробовал наркотик из любопытства, из интереса? Приятели обещали ему, что будут необыкновенные, яркие, удивительные видения – «глюки». И ему тут же захотелось их посмотреть! Подростка можно понять. Он ведь привык, что в реальности, как это ни абсурдно звучит, смотреть не на что.
А если бы мы, учителя и родители, позаботились о том, чтобы у подростков была новизна зрительных впечатлений, то, может быть, «глюки» не вызывали бы у них такое острое любопытство?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru