ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Видят перемены, говорят о кризисе
Не стоит держаться за прошлое, да еще
идеализированное – все равно нам приходится
жить в реальном мире и решать новые проблемы
Когда говорят о семье и ее проблемах,
чаще всего подсознательно сравнивают ее с неким
эталоном. Правда, эталон этот в далеком прошлом.
Апология прошлого буквально преследует всех
пишущих о семье, начиная с Розанова,
идеализировавшего русскую патриархальную семью.
Нынешние публицисты вольно или невольно
продолжают сравнивать то, что есть сейчас, с тем,
что было. И поскольку отличия разительны, то
кажется, что иначе как о кризисе института семьи
и говорить нельзя. Конечно, это кризис, но той,
старой, патриархальной, традиционной семьи. И
сколько он может длиться, сказать трудно. Мы
движемся в том же направлении, что и Европа,
только с некоторым отставанием. А многим кажется,
что мы летим в тартарары.
Очевидно, изменилось отношение к самому
институту брака – не у всех, но у значительной
группы людей. Очень важную роль сыграло в свое
время разделение поведения на брачное,
сексуальное и панкреативное. Раньше человек
должен был вступить в брак, и только это давало
ему право на сексуальную жизнь. Только в браке
могли рождаться дети – цепь нельзя было
разорвать ни в одном звене. Нельзя было
препятствовать рождению детей. Это было
закодировано в культуре. И когда в развитых
странах Европы начали задумываться о
регулировании рождаемости, чтобы уменьшить
число детей в семье, просто перешли на поздние
браки (лет 25 и старше), таким образом пропуская
наиболее плодовитые годы, чтобы обойти
культурные запреты.
Потом, когда появилось так называемое
мальтузианство, контрацепция и сознательное
регулирование состава семьи, рождение детей
отделилось от сексуальной потребности. И отпала
необходимость, чтобы она осуществлялась только в
браке. В конце концов каждый из этих трех видов
поведения стал самостоятельным. Раз нет
демографической необходимости, потом и
экономической – поскольку женщина приобрела
самостоятельные источники существования, –
семейный образ жизни перестает быть жестко
культурно предписанным.
Теперь можно жить в браке и не иметь детей; можно
иметь детей и не быть в браке; можно заниматься
сексом без брачных обязательств. И все это не
падение морали, а объективное изменение в самой
жизни.
Остается проблема воспитания детей: семья
по-прежнему обеспечивает материально,
психологически, интеллектуально их развитие.
Впрочем, что значит «по-прежнему»? Считается, что
родители в традиционной семье были заняты
воспитанием детей; но на самом деле этого не было.
Крестьянские дети, когда их было много, в лучшем
случае воспитывали друг друга: старшие –
младших. Родители думали не о воспитании, а о том,
как бы их прокормить. А в дворянских семьях
няньки, кормилицы, гувернантки – мать
участвовала в воспитании не слишком много.
Воспитывающие родители появились только в
буржуазных семьях, в которых женщины были
достаточно образованными и могли отдавать часть
времени детям. Но тут-то они и почувствовали, что
детей в таком случае не может быть много: можно
отдавать время и устраивать домашнее воспитание
одному-двум-трем, но десяти – невозможно. Так что
все эти изменения между собой связаны...
С появлением всеобщего образования социализация
происходит далеко не только в семье. Она идет в
детском саду, в школе, на улице (где всегда
частично и шла). Все это социализирующая среда.
Каким-то навыкам, каким-то культурным основаниям
по-прежнему учит женщина – по крайней мере пока
ребенок мал, но это уже не становится
единственным ее занятием.
Короче говоря, ребенок как-то приспосабливается
к реальному обществу, в котором живет.
И если семья может оградить его от наркотиков или
плохих знакомств – прекрасно, но гарантий тут
быть не может. Абсолютизировать же некую
идеальную схему и все время себя с ней сравнивать
– занятие бесперспективное.
Конечно, вопросы все равно остаются. Если,
например, женщина заводит ребенка без мужа, на
нее ложится большая нагрузка. Традиционалисты
могут быть довольны: она как бы оказывается на
своем месте. Но с точки зрения прогрессистов,
тут-то она и оказывается в ловушке, и надо помочь
ей переложить часть этого бремени на своих
родителей или на отца ребенка. Кстати, нередко
так и происходит: отцы далеко не всегда
отказываются от своих детей.
На Западе достаточно распространено такое
явление: муж еще раз женился, жена вышла замуж за
другого, и ребенок оказывается внутри этой общей
семьи, у него появляются сводные братья и сестры.
У нас еще этого стесняются. Бывшие жены
протестуют против того, чтобы их дети
встречались с детьми из новой семьи. Мне кажется,
они просто пока не поняли, что в этом нет ничего
плохого.
Не дело демографа морализировать по этому
поводу. Хотя можно было бы, вспомнив, например, о
семье в “Грозе” Островского, в “Анне
Карениной” – в русской литературе традиционная
семья всегда критиковалась, – с невозможностью
развода, с выбором жениха/невесты родителями и
так далее.
Реально у людей, которые умозрительно живут в
прошлом или будущем, те же самые проблемы. У них у
самих редко бывает идеальная семья, много детей
– они только других учат, как надо бы жить. Хотя
на самом деле надо научиться жить в той
реальности, в которой находится все общество.
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ,
доктор экономических наук, академик РАЕН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|