ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
В ареале европейской культуры, к
которому мы всегда принадлежали (хотя и не всегда
это признавали), идет становление семьи нового
типа. Пока еще никто не знает, какой она будет.
Ясно, что более свободной, чем прежде,
освобожденной от демографических обязательств,
которые с излишком выполняют семьи других
ареалов, от экономических обязательств мужа
перед женой, которая все чаще зарабатывает не
меньше мужа, перед престарелыми родителями (их
кормит и лечит государство, и теперь уже ни одно
даже самое бедное государство не может от этих
социальных обязательств отказаться, вернуть их в
семью).
Правда, остаются экономические обязательства по
отношению к детям – их в недавнем прошлом тоже
пытались переложить на государство, но ничего
путного из этого не вышло.
Однако главные обязательства, кажется, другие. И
значение этих самых «других» обязательств –
моральных и психологических – постепенно
растет. Не только по отношению к детям, но также и
друг к другу.
Например, многие согласятся, что нет смысла
продолжать семейную жизнь, когда в отношениях не
осталось не только любви, но и уважения друг к
другу. Ребенок в неполной семье – это, конечно,
плохо, но ребенок, растущий в обстановке полной
отчужденности мамы и папы или постоянных
скандалов, – это вряд ли лучше.
Но то, что, например, для мужа, который больше и не
любит, и не уважает свою жену невыносимо (хотя,
кстати, обычно бывает наоборот: женщины, как
утверждает статистика, в России чаще подают на
развод, чем мужчины), для жены, которая все еще не
только уважает, но и любит своего мужа, – это
трагедия. Проще всего развести руками и сказать:
это жизнь, бывает хорошо, бывает плохо, ко всему
надо приспосабливаться. И это, конечно, верно, но
сути проблемы вообще не затрагивает. А по моему
убеждению, проблема здесь есть. Правда, решения
ее я не знаю.
Это я не к тому, что, когда новая европейская
семья «доразовьется», неразрешимых проблем не
останется вовсе – они были, есть и будут всегда.
Но я не вполне согласна с тем, что это личная
проблема каждого и вообще не подлежит
обсуждению. Конкретная – про семью Иванова,
Петрова, Сидорова – да, не подлежит. А общая
проблема моральных и психологических
обязательств – она остается.
И штамп в паспорте тут ни при чем: мои родители
всю жизнь прожили без такого штампа и поженились
позже меня из чисто меркантильных соображений –
чтобы если с папой что, так маме была бы пенсия.
Папа, между прочим, настоял, потому что
чувствовал ответственность: что там с мамой
будет, когда его не будет... Всегда были люди,
которые брали на себя обязательства, и те,
которые не брали, совершенно независимо ни от
штампа, ни от аналоя, вокруг которого их когда-то
водили, ни от наличия или отсутствия детей.
Кажется, по мере того как уменьшается давление
экономических обстоятельств, которые прежде во
многом определяли семейную жизнь, увеличивается
зона свободы от обязательств. На самом деле она
растет, только меняется. Это особенно видно на
отношении к детям: когда материально вырастить
их было трудно, всякие психологические тонкости
редко брались в расчет, да их и не видели, не
опознавали, не выделяли и уж конечно не
признавали важными. Это своего рода роскошь –
тонкость человеческих отношений. Но теперь это
не роскошь. Потому и распадается старая семья,
что выросла потребность в других отношениях, и
эта потребность была осознана, принята, и
деваться от нее больше некуда. Не откупишься.
Выросли дети, привыкшие к тому, что их чувства
уважают, с ними считаются, их много лет окружают
любовью, вниманием; они будут по-другому строить
отношения друг с другом. Во что это выльется – не
знаю. Знаю только, что новая семья будет
требовать от человека большего, а не меньшего.
Ирина ПРУСС
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|