ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Как относятся эксперты к составлению
рейтингов школ по результатам ЕГЭ?
С точки зрения науки о педагогических
измерениях такие рейтинги составлять можно. Для
этого нужно иметь так называемую
представительную выборку по региону.
Представительной, или репрезентативной,
считается выборка, когда в ЕГЭ приняли участие не
менее 70–80% всех выпускников муниципалитета или
региона. Не имеет значения, что в одном регионе
было 446 участников ЕГЭ по математике, в другом
регионе – 10 тысяч. Главное, чтобы на экзамен
пришли более двух третей выпускников региона.
Предметов ЕГЭ, отвечающих этим требованиям, в
России пока два – это русский язык и математика.
Они являются обязательными, и их сдают
большинство школьников в большинстве регионов.
По результатам этих экзаменов регионы можно
сравнивать между собой.
Можно сравнивать регион и сам с собой: по годам,
по отдельно взятым предметам, по совокупности
предметов. Например, если в регионе по одному
предмету получается очень высокий, а по другому
очень низкий результат, то это дает пищу для
размышлений.
Остальные предметы ЕГЭ сдаются по выбору. На них
в регионах приходят порой 200–300 человек. В этом и
заключается трудность – мы не знаем, кто эти 200
школьников и как они подготовлены. Из года в год
на ЕГЭ по иностранным языкам приходят выпускники
спец-
школ. Потому и тестовые баллы на этих экзаменах
так высоки. Но по этим результатам нельзя,
конечно, судить о том, как знают все школьники
республики или области иностранные языки. И
создавать рейтинги школ или муниципалитетов по
результатам малочисленных ЕГЭ по выбору –
бесполезно. Специалисты Федерального центра
тестирования считают: если на ЕГЭ по одному
предмету в крупном регионе пришли меньше 600–700
школьников, то результаты такого госэкзамена не
могут отразить реальную картину знаний.
И самое главное. Смысл рейтингования школ или
регионов по результатам ЕГЭ заключается в том,
что полученным результатам можно доверять. Если
доверия к результатам ЕГЭ нет, составление
рейтингов лишается смысла. Информация о ЕГЭ
должна быть высшего сорта: качественная,
надежная и объективная. Для этого ЕГЭ должны
проводить независимые организации.
Министерство образования и науки РФ совершило
ошибку, передав проведение экзамена органам
управления образованием. Они больше других
заинтересованы в повышении тестовых баллов.
Такая ситуация провоцирует учителей на то, чтобы
натаскивать детей на ЕГЭ, а чиновников – на то,
чтобы завышать результаты экзамена.
Министерство образования и науки РФ и
Рособрнадзор знали это всегда. Они знали, что
неизбежно начнется соревнование – у кого
тестовые баллы выше. Потому и запрещали
составлять и публиковать рейтинги школ.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|