Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Не телефонный разговор
Руководителям образования Тюменской области приходится отвечать за неосторожные заявления своего губернатора о ЕГЭ.
Лучшим ответом им кажется молчание...

В прошлом году тюменские информационные агентства, со ссылкой на заместителя губернатора Наталью Шевчик, сообщили, что руководители области составляют рейтинг школ. Журналисты приводили слова из выступления заместителя губернатора на пресс-конференции: “Сегодня ЕГЭ может позволить нам уже делать выводы и давать рекомендации и по аттестации педагогических кадров, и по лицензированию образовательных учреждений”.
На той же пресс-конференции Наталья Шевчик рассказала, что школьные рейтинги уже составлены и стали настольной книгой управленцев. И, как передавали корреспонденты, прибавила: в открытой печати рейтинги школ опубликованы не будут “до той поры, пока в области окончательно не решится проблема повышения качества образования”.
Но можно ли вообще составлять рейтинги школ? С самого начала эксперимента по ЕГЭ этот вопрос был тесно связан с другим: корректно ли использовать результаты ЕГЭ для аттестации школ и учителей?
С 2001 года с этим вопросом к куратору эксперимента по ЕГЭ, замминистра образования, а теперь руководителю Рособрнадзора Виктору Болотову, приходили журналисты, директора школ, руководители образования и представители общественности.
На слушаниях в Государственной думе, посвященных итогам ЕГЭ 2002 года, Виктор Болотов заявил: “В некоторых регионах по результатам ЕГЭ уже были случаи репрессий по отношению к учителям. Заявляю с этой трибуны: я категорически запретил использовать результаты ЕГЭ для аттестации школ и учителей”.
На вопрос, можно ли составлять рейтинги школ, Болотов ответил: “Составлять для внутреннего пользования можете все что угодно. Я знаю, что такие рейтинги уже составляются. Только для аттестации учителей и школ эти разработки использоваться не должны”.
Однако уже через год выяснилось, что сортировать результаты ЕГЭ и выстраивать школы по ранжиру стало любимым занятием некоторых региональных управленцев. Видимо, таблицы с результатами ЕГЭ по школам, муниципалитетам, районам и городам создавали у них иллюзию особенно результативной работы. Вскоре местные начальники стали фактически вымогать у Министерства образования РФ право публиковать рейтинги школ.
На совещании руководителей регионального образования по итогам ЕГЭ 2003 года стало ясно, что Виктор Болотов частично изменил свое мнение относительно рейтингов.
“Я еще раз повторяю, что запретил органам управления образованием составлять и публиковать рейтинги школ, – сообщил он. – Но если составлением и публикацией рейтинга занимается общественная организация, ей мы ничего запретить не можем. Министерство образования РФ не может командовать общественной организацией!”
Похоже, руководители образования ухватили мысль Болотова на лету.
В разных субъектах РФ начали появляться открытые рейтинги по результатам ЕГЭ. Дальше всех зашли в Самарской области. Департамент Ефима Когана не стал стыдливо прикрываться одежками мифической “общественной организации”, а честно опубликовал все результаты областного ЕГЭ, разбитые по районам и школам.
Эту акцию Министерство образования предпочло не комментировать…
В 2004 году о рейтинг-листе по результатам ЕГЭ впервые заговорили в Тюменской области.
А в конце лета 2005 года тюменский губернатор Сергей Собянин оповестил руководителей муниципалитетов, что будет смещать их с работы за плохие показатели на ЕГЭ. Сфера образования, подчеркнул губернатор, – одна из самых важных. Чиновники, провалившие работу в этом направлении, должны отвечать своим креслом.
Губернатор говорил в расстройстве. Расстроили его результаты ЕГЭ 2005 года.
В Тюменской области свыше пятнадцати тысяч выпускников сдавали ЕГЭ по русскому языку, свыше четырнадцати тысяч – по математике. Другие предметы ЕГЭ тоже не обошли вниманием – 1928 человек сдавали ЕГЭ по биологии, 1424 – по физике, 1264 – по географии, 3013 – по обществознанию. Поэтому результаты ЕГЭ по некоторым предметам оказались невысокими: область находится на 45-м месте в России по уровню среднего тестового балла и на 3-м месте в России по числу участников ЕГЭ, получивших двойки по русскому языку.
Зато ЕГЭ по большинству предметов проходил в Тюменской области честно: статистическая обработка выявила лишь небольшой процент сомнительных результатов экзамена. По этому критерию Тюменская область – в середине или в конце “негативного” рейтинга субъектов РФ.
“Проблема не только в том, что мы оказались хуже Кургана и Челябинска, – передали слова Сергея Собянина местные информационные агентства, – проблема в том, что мы дали результат хуже собственного прошлого года”.
По всей видимости, никто не объяснил губернатору, что понижение результатов – нормальный процесс: чем больше детей участвуют в ЕГЭ, тем ниже средний балл по региону. А, например, Челябинская область, сравнение с которой так расстроило тюменского губернатора, – одна из первых в России по подтасовкам на ЕГЭ.
Руководитель области подумал сам и сделал оргвыводы.
Вывод первый и простой: всех уволить – баллы на ЕГЭ будут выше.
“Глава района является учредителем школ, и он нанимает директоров на работу, он отвечает за их работу, не я, – заявил Собянин. – С кого мне еще спрашивать-то? Рычагов у них более чем достаточно. В каждом районе, в каждом городе, что греха таить, есть такие руководители учреждений, которым пора подумать о смене работы. В той же Тюмени когда вы слышали в последний раз об увольнении директора? Я, например, не знаю такого факта за последние два года”.
После такого заявления губернатора департаменту образования Тюменской области не позавидуешь. От комментариев по поводу рейтингов школ и губернаторских заявлений там все стремятся уклониться. Самая оригинальная увертка такая: “Я здесь новый человек, я всего два дня работаю” – это в отделе общего образования.
Первый заместитель директора департамента Юрий Сердитов от вопроса о рейтингах разволновался.
– У вас абсолютно неверная информация. Мы категорически против составления рейтингов по результатам ЕГЭ. Но я не желаю обсуждать с вами такой серьезный предмет, как ЕГЭ, по телефону.
– Но мы сегодня же пришлем вам расшифровку вашего интервью по электронной почте…
– Я не дам вам своего электронного адреса. Я не желаю говорить с вами про ЕГЭ и про рейтинги. Я вам ничего не говорил. И вообще ЕГЭ – это не телефонный разговор.
Чиновникам Тюменского областного департамента образования можно только посочувствовать. Губернаторские заявления расхлебывать им.
Впрочем, пыл Сергея Собянина вскоре утихнет.
Эпопея с ЕГЭ завершается.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко в своем выступлении на августовском педсовете в Ярославле заявил, что в ряде регионов результаты ЕГЭ “ставят под сомнение объективность экзамена”. Впервые руководитель российского образования нашел смелость признать тот факт, что результатам единого госэкзамена можно доверять лишь с большой осторожностью: местные управленцы давно приспособили технологию ЕГЭ к своим собственным целям.
Местные руководители образования прекрасно уловили суть мысли министра. Сутки спустя заместитель руководителя образования Свердловской области сообщил, что в Екатеринбурге (там ЕГЭ сдавали всего 300 школьников) результаты экзамена были подтасованы. “Соревнование регионов в оценках за единый госэкзамен дискредитирует нововведение”, – сделал вывод Евгений Караман.
Теперь говорить будут те, кто никогда не любил ЕГЭ.

Светлана КИРИЛЛОВА


В конце лета 2005 года тюменский губернатор Сергей Собянин оповестил руководителей муниципалитетов,
что будет смещать их с работы
за плохие показатели на ЕГЭ


ЕГЭ по большинству предметов проходил в Тюменской области честно: статистическая обработка выявила лишь небольшой процент сомнительных результатов экзамена. По этому критерию Тюменская область – в середине или в конце «негативного» рейтинга субъектов РФ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru