Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

«Стартовые условия должны быть одинаковыми. Но нельзя делать одинаковыми детей»
Нестандартные принципы образовательной политики Любови Кезиной

Накануне нового учебного года руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина встретилась с директорами ведущих столичных школ. За “круглый стол”, организованный “Первым сентября”, сели представители учительской общественности Москвы, редакторы газет нашего издательского дома и журналисты столичной прессы.

“Наш совместный с департаментом проект “Педагогический марафон” развивается с каждым годом, – рассказал, открывая встречу, руководитель Издательского дома “Первое сентября” Артем Соловейчик. – Мы всегда мечтали о газете-делателе. Поэтому перед началом нового учебного года нам хотелось собраться всем вместе и поговорить о главном: как мы живем, что сделано и как нам жить в будущем году”.
“Для меня очень важно встретиться с вами, – призналась Любовь Кезина. – Накануне общегородского педсовета мне просто необходимо услышать альтернативные мнения”.
Конечно, и журналистам было важно узнать, как относится к текущим событиям в образовании один из самых авторитетных образовательных политиков страны.

…ЕГЭ – только добровольно…

Москва долго сопротивлялась внедрению ЕГЭ. И теперь, когда единый экзамен проводится в стране не первый год, Любовь Кезина по-прежнему осторожно относится к идее единого государственного экзамена.

– Как вы относитесь к рейтингованию школ по результатам ЕГЭ? – спросили у Любови Кезиной журналисты.
– Я думаю, что этого не следует делать. Оценивать школу, выстраивать рейтинги школ по результатам ЕГЭ нельзя. Москва в этом году сдавала два предмета – русский язык и историю. По результатам ЕГЭ мы просто подвели итог: хорошо ли подготовлены ребята, как они справились с заданиями. В этом году нас порадовали кандидаты на золотую медаль. На ЕГЭ они подтвердили свои знания и получили высокие баллы.
– Хотели бы вы ввести в Москве хотя бы один обязательный предмет ЕГЭ – например, русский язык, как в Санкт-Петербурге?
– Директора, учителя и правительство Москвы единодушны в том, что ЕГЭ надо сдавать только на добровольной основе. Но если учащиеся захотят сдавать обязательный предмет ЕГЭ, мы его введем. Поэтому я хотела бы знать в первую очередь мнение учащихся. Ежегодно в сентябре мы проводим анкетирование ребят, создавая базу данных всех выпускников 11 класса. При этом задается вопрос, какие экзамены в форме ЕГЭ они хотели бы сдавать. В этом сентябре мы планируем спросить ребят, хотят ли они сдавать ЕГЭ как обязательный экзамен.
Мы считаем также: смысл проведения ЕГЭ в том, чтобы в экзамене были заинтересованы вузы. Но как раз этой заинтересованности – чтобы все без исключения московские школьники сдавали ЕГЭ – у московских вузов мы не видим. В этом году Министерство образования и науки не справилось с московским ректорским корпусом: некоторые вузы проигнорировали приказ министерства о том, чтобы 50% специальностей отдать под ЕГЭ. Если так пойдет дальше, то ЕГЭ вообще будет ни к чему.

…НВП отдать в УПК

Государственная дума приняла в трех чтениях поправки к Закону “Об образовании”, приводящие образовательное законодательство в соответствие с армейским. Совет Федерации поправки утвердил. Поэтому с 2006 года в школах России должна начаться обязательная военная подготовка.

– Что теперь делать нам, директорам? – спросил у Любови Кезиной директор образовательного центра “Царицыно” Ефим Рачевский. – Строить склады для хранения оружия? Копать окопы?
– Доты мы с вами построим, и полосы препятствия тоже, – ответила руководитель Департамента образования. – Решение принято, и нам надо быть законопослушными гражданами. Раз Верховным главнокомандующим приказано, нам с вами отступать некуда. Но меня волнует другое: где взять преподавателей, которые будут вести для ребят военное дело? Я уже говорила на этот счет с начальником отдела кадров Минобороны: просила, чтобы при закрытии военных кафедр в вузах они направляли офицеров в школы. Ведь преподавание НВП в московских школах всегда было пародией на начальную военную подготовку. Не знаю, как в других регионах – может быть, там проживает больше мужчин-офицеров, которые готовы преподавать в школе и могут делать это хорошо. Но в Москве все было иначе: военное дело в школах всегда вели 70–80-летние полковники, над которыми ребята порой просто насмехались.
– Вы не опасаетесь, что вместо 70-летних полковников, над которыми школьники насмехались, в школу придут 30–35-летние капитаны и майоры, которые в свою очередь отыграются на ребятах? – задало вопрос “ПС”. – Даже если учесть, что у них есть педагогическая подготовка, она рассчитана на общение с 18-19-летними призывниками в армейских условиях…
– Я полностью согласна. С самого начала мы говорили, что курс молодого бойца нужно проходить в армии, а не в школе. В школе
НВП быть не должно. Но я надеюсь на то, что родители, которые стоят за каждым учеником, просто не дадут развернуться дедовщине на уроках НВП. Нам придется взять под более строгий контроль наши сиротские учреждения, где воспитываются дети без родителей. Там для контроля над уроками НВП придется привлекать общественность, попечителей.
– Может быть, сделать в каждом районе Москвы по одной опорной школе, чтобы десятиклассники приходили туда на уроки НВП, как в ресурсные центры? В каждом районе – по одному доту, – предложил Ефим Рачевский.
– Я согласна с этим предложением. Давайте создадим ресурсные центры, где школьники смогли бы изучать военное дело – скажем, по одному на каждый район столицы. Мэр Москвы нас наверняка поддержит.

...Школы полного дня – по желанию

Москва объявила о переходе на школу полного дня. В такой школе дети и педагоги находятся с утра до вечера. Это мировая тенденция в школьном образовании, которая с успехом реализуется в европейских странах.
Из полутора тысяч московских школ только 240 директоров изъявили желание ввести у себя полный день. Теперь энтузиастов осталось 218. Многие учебные заведения поняли, что не выдержат работы в этом режиме.
– Взявшись за работу в режиме полного дня, директора школ не поняли опасности, которая во всем этом таится, – заметил директор школы “Самоопределение” Александр Тубельский. – Первая опасность: школа полного дня со временем превращается в обыкновенную продленку. Такая тенденция уже есть. Вторая опасность – если подростки, жители мегаполиса, будут находиться в четырех стенах с утра до вечера, они соскучатся. И никакая охрана не поможет: они будут сбегать из школы. Школа полного дня должна двигаться и развиваться как свободная образовательная среда. Это мировая тенденция развития образования – расширение свободного пространства в школе. А мы, называя учебное заведение школой полного дня, продолжаем делать учебно-предметные планы. Если платить учителям такой школы как за обыкновенную продленку, если оставить в такой школе классно-урочную систему, очень скоро останется только одно название “школа полного дня”…
– Но ведь мы в Москве не перевели все 1550 школ на полный день, – возразила Любовь Кезина. – Мы сделали всего 218 школ – только там, где педколлективы подали соответствующую заявку. Действительно, некоторые директора потом отошли от своих замыслов. Но мы в Москве никого насильно на полный день не переводим и стараемся по мере сил поддерживать те школы, которые стали так работать. Например, если 80% детей находятся в школе с утра до вечера, мы выделяем им двухразовое горячее питание. Иногда директора просто не оформляют документы на школу полного дня. Я побывала в одной из таких школ, где совмещается основное и дополнительное образование и где дети находятся с утра до вечера. Школа расположена на окраине города, в Ново-Косино. Я спросила у директора: почему вы не оформите документы на школу полного дня? Разве вам не нужны от Департамента образования дополнительные деньги, не нужно двухразовое горячее питание? Она ответила мне: “Мы как-то об этом не подумали…”

...Профильное обучение – по индивидуальным планам...

– Мы всегда боялись тотальной профилизации в школе, – заявила Любовь Кезина. – И потому первыми создали лицеи, ориентированные на вузы. Практика показала, что мы не ошиблись. В 2006 году в Москве будут вводить нормативы только на общее образование. Старшую школу мы пока не трогаем. Заверяю, что, вводя в столице профильное обучение, мы никогда не ликвидируем уже существующие гимназии, прогимназии, школы с лицейскими классами, центры образования, школы с углубленным изучением иностранных языков. В центре всей нашей педагогической деятельности должна стоять индивидуализация обучения. Я побывала в одной гимназии в Финляндии, где на 500 учащихся из взрослых – только директор и заместитель директора. Заместитель директора занимается тем, что помогает детям создавать индивидуальные учебные планы. На мой взгляд, это оптимальный подход к обучению. Зачем пичкать знаниями ребенка независимо от того, гуманитарий он или технарь? Надо исходить из его личных потребностей. Для всех детей должны быть одинаковые стартовые условия. Но одинаковых стартовых детей не может быть. Все дети – разные.

…Никакой школьной формы

– Легче всего надеть на детей школьную форму. Но при этом забывают – хотят ли сами дети носить школьную форму. Мы в Москве провели немало опросов на эту тему и давно убедились: дети школьной формы не хотят.

...Нужен фильм про учителя

– Мы несколько лет выходим в специальную комиссию с предложением – поставить в Москве монумент учителю, – говорит Любовь Кезина. – В комиссии, членами которой являются многие депутаты, нас спрашивают: какому учителю? Назовите фамилию. Мы объясняем: это должен быть просто памятник Учителю. Чтобы около монумента всегда были цветы, чтобы в выпускной вечер к нему приходили учителя. Нельзя, отвечают нам после заседания комиссии. Вторым пунктом заседания было – поставить памятник собаке. Собаке можно, а учителю – нельзя. Впрочем, мы по-другому решили этот вопрос. Скоро в Москве откроется педагогический музей. И там, на территории музея, мы решили поставить монумент учителю.
…А еще нам очень нужен фильм о современном учителе. Это должна быть такая картина, чтобы люди захотели пойти работать в школу. Такая же, какой была для своего времени лента “Доживем до понедельника”. Когда-то мы уже собрались снять фильм о жизни учителей и сделали заказ прекрасным сценаристам. Прочли готовый сценарий – и расстроились. Мы пришли к выводу, что если по этому сценарию снять фильм, то из школы сбегут последние учителя. Так что картина о современном учителе – это по-прежнему актуально. У меня предложение: может быть, газета “Первое сентября” объявит конкурс на лучший сценарий?

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru