ПЕРВАЯ ПОЛОСА
КРУГ ВОПРОСОВ
Недомагистры…
Похоже, никто, кроме Министерства
образования и науки, не считает бакалавриат
полноценной учебной ступенью
Законопроект, вводящий наряду с
традиционной систему образования
бакалавриат–магистратура, проходит
согласование в профильных ведомствах. В
Министерстве образования и науки считают, что
это нововведение необходимо. Однако
работодатели и ректоры вузов относятся к нему
настороженно. Это выяснилось на круглом столе
«Бакалавриат в системе непрерывного
образования», который прошел недавно в РИА
«Новости».
– Эта тема обсуждается не первый год, –
заявил выступивший первым директор Департамента
государственной политики в образовании
Министерства образования и науки РФ Исаак
Калина. – К тому же система бакалавриат –
магистратура за последний десяток лет появилась
во многих российских вузах. Поэтому не надо
тратить время на разговоры о недостатках
двухуровневой системы. Лучше предложить
варианты, как успешно реализовать ее на практике.
Однако, как ни старались эксперты выполнить
пожелание И.Калины, удавалось им это далеко не
всегда.
– Общество настороженно относится к
бакалавриату, – сообщила руководитель отдела по
работе с образовательными организациями
компании Begin Group Анна Рубальская. – Если в 2003 году
на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок
обучался по западной двухуровневой системе
бакалавриат–магистратура?» – почти половина
респондентов ответила: «Скорее да», то в нынешнем
году уже две трети сказали: «Скорее нет» (хотя
чисто негативных отзывов было не более 8%, 42%
опрошенных высказались за традиционную систему
подготовки).
– Поскольку работодатели бакалавриат не
воспринимают как что-то серьезное, в обществе к
нему существует недоверие, – заметил ректор
Московского международного института
эконометрики, информатики, финансов и права Юрий
Рубин. – Наш вуз готовит бакалавров, если есть
заказ работодателей. Бакалавриат пока
невостребован, он составляет малую часть
образовательных программ.
– Главная задача на ближайший период состоит в
том, чтобы максимально снизить издержки при
переходе бакалавров из системы образования на
рынок труда, – вступил в разговор первый
заместитель директора Федерального института
развития образования Александр Лейбович. –
Следует четко определить профессиональные
задачи, которые способен решать бакалавр по той
или иной специальности, и разработать
профессиональные стандарты по каждому
направлению подготовки.
– Примерно две трети студентов независимо от
того, на кого они учатся – на бакалавров,
магистров или специалистов, – имеют достаточно
расплывчатую перспективу трудоустройства, –
заметил генеральный директор кадрового
агентства «Контакт» Анатолий Купчин. –
Образование в нашей стране выполняет по
преимуществу социальную задачу – занять
определенную группу людей, которая трудно
адаптируется в обществе и в бизнесе. С этой точки
зрения бакалавриат очень полезен, поскольку за
четыре года человек получает общие
представления о системе высшего образования,
взрослеет, приобретает определенные навыки, а
потом доучивается в магистратуре.
– Нет смысла унифицировать образовательные
программы бакалавриата, – высказался Юрий Рубин.
– В зависимости от целей одни из них должны быть
ориентированы на практическую подготовку
специалистов (менеджеры, маркетологи), другие –
на фундаментальную, научную.
– Схема бакалавриата более экономична, –
рассказал проректор по учебной части Московской
государственной академии тонкой химической
технологии Валерий Соломонов. – Но если дальше
вы готовите человека как специалиста, а потом не
собираетесь его использовать, то это пустая
трата денег. Поэтому за второй уровень
образования обязан платить заказчик.
Завершая «круглый стол», Исаак Калина сообщил,
что законопроект о многоуровневой системе
образования, предусматривающий введение
бакалавриата и магистратуры наряду с
сохранением традиционной пятилетней подготовки
по некоторым специальностям, в настоящее время
проходит согласование в различных министерствах
и ведомствах.
– В планах министерства нет намерения вводить
что-то тотально и моментально, – заявил Калина. –
Но и нет желания отказываться от нововведений в
том случае, если не все 100% учреждений и педагогов
к этому готовы. Потому что истинная причина
введения двухуровневой системы – не в Болонском
процессе, а в нашей экономике, которая становится
все более похожей на общеевропейскую и требует
изменений в структуре подготовки специалистов.
Оптимизм чиновников явно не разделяют
специалисты в сфере образования.
Так, в одном из своих недавних выступлений
секретарь ЦК профсоюза работников народного
образования и науки Владимир Лившиц отметил, что
с введением двухуровневого образования судьба
вузов будет зависеть о того, получат ли они
лицензию на магистратуру. Вузы, в которых
останется только один уровень обучения –
бакалавриат, – по мнению В.Лившица, рискуют
попасть в число бесперспективных и постепенно
зачахнут.
«Так что реформы реформами, а главное – не
развалить систему образования», – резюмировал
представитель профсоюзов.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|