Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
КРУГ ВОПРОСОВ

Недомагистры…
Похоже, никто, кроме Министерства образования и науки, не считает бакалавриат полноценной учебной ступенью

Законопроект, вводящий наряду с традиционной систему образования бакалавриат–магистратура, проходит согласование в профильных ведомствах. В Министерстве образования и науки считают, что это нововведение необходимо. Однако работодатели и ректоры вузов относятся к нему настороженно. Это выяснилось на круглом столе «Бакалавриат в системе непрерывного образования», который прошел недавно в РИА «Новости».

– Эта тема обсуждается не первый год, – заявил выступивший первым директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина. – К тому же система бакалавриат – магистратура за последний десяток лет появилась во многих российских вузах. Поэтому не надо тратить время на разговоры о недостатках двухуровневой системы. Лучше предложить варианты, как успешно реализовать ее на практике.
Однако, как ни старались эксперты выполнить пожелание И.Калины, удавалось им это далеко не всегда.
– Общество настороженно относится к бакалавриату, – сообщила руководитель отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group Анна Рубальская. – Если в 2003 году на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок обучался по западной двухуровневой системе бакалавриат–магистратура?» – почти половина респондентов ответила: «Скорее да», то в нынешнем году уже две трети сказали: «Скорее нет» (хотя чисто негативных отзывов было не более 8%, 42% опрошенных высказались за традиционную систему подготовки).
– Поскольку работодатели бакалавриат не воспринимают как что-то серьезное, в обществе к нему существует недоверие, – заметил ректор Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права Юрий Рубин. – Наш вуз готовит бакалавров, если есть заказ работодателей. Бакалавриат пока невостребован, он составляет малую часть образовательных программ.
– Главная задача на ближайший период состоит в том, чтобы максимально снизить издержки при переходе бакалавров из системы образования на рынок труда, – вступил в разговор первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр Лейбович. – Следует четко определить профессиональные задачи, которые способен решать бакалавр по той или иной специальности, и разработать профессиональные стандарты по каждому направлению подготовки.
– Примерно две трети студентов независимо от того, на кого они учатся – на бакалавров, магистров или специалистов, – имеют достаточно расплывчатую перспективу трудоустройства, – заметил генеральный директор кадрового агентства «Контакт» Анатолий Купчин. – Образование в нашей стране выполняет по преимуществу социальную задачу – занять определенную группу людей, которая трудно адаптируется в обществе и в бизнесе. С этой точки зрения бакалавриат очень полезен, поскольку за четыре года человек получает общие представления о системе высшего образования, взрослеет, приобретает определенные навыки, а потом доучивается в магистратуре.
– Нет смысла унифицировать образовательные программы бакалавриата, – высказался Юрий Рубин. – В зависимости от целей одни из них должны быть ориентированы на практическую подготовку специалистов (менеджеры, маркетологи), другие – на фундаментальную, научную.
– Схема бакалавриата более экономична, – рассказал проректор по учебной части Московской государственной академии тонкой химической технологии Валерий Соломонов. – Но если дальше вы готовите человека как специалиста, а потом не собираетесь его использовать, то это пустая трата денег. Поэтому за второй уровень образования обязан платить заказчик.
Завершая «круглый стол», Исаак Калина сообщил, что законопроект о многоуровневой системе образования, предусматривающий введение бакалавриата и магистратуры наряду с сохранением традиционной пятилетней подготовки по некоторым специальностям, в настоящее время проходит согласование в различных министерствах и ведомствах.
– В планах министерства нет намерения вводить что-то тотально и моментально, – заявил Калина. – Но и нет желания отказываться от нововведений в том случае, если не все 100% учреждений и педагогов к этому готовы. Потому что истинная причина введения двухуровневой системы – не в Болонском процессе, а в нашей экономике, которая становится все более похожей на общеевропейскую и требует изменений в структуре подготовки специалистов.
Оптимизм чиновников явно не разделяют специалисты в сфере образования.
Так, в одном из своих недавних выступлений секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц отметил, что с введением двухуровневого образования судьба вузов будет зависеть о того, получат ли они лицензию на магистратуру. Вузы, в которых останется только один уровень обучения – бакалавриат, – по мнению В.Лившица, рискуют попасть в число бесперспективных и постепенно зачахнут.
«Так что реформы реформами, а главное – не развалить систему образования», – резюмировал представитель профсоюзов.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru