Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Марина АРОМШТАМ

Игрушки были, есть и будут

Но что же стало с самой игрой?

Фото И.ПОРХОМОВСКОГО

Детская игра за последние пятнадцать лет претерпела настолько существенные изменения, что сегодня мы вправе говорить о ее кризисе. Игра изменилась не только содержательно, на уровне игровых сюжетов и правил, но и приобрела совершенно иные средства для своего существования в виде экрана и мышки. Более того, поколение детей, выросших перед телевизором и воспитанных на компьютерных стрелялках-догонялках, то есть недоигравшее с точки зрения классических представлений об игре, уже достигло родительского возраста.
Новые родители из-за отсутствия собственного полноценного игрового опыта плохо понимают, за счет чего ребенок становится, попросту говоря, нормальным и способным к продуктивной и активной деятельности. Родители хотят заниматься с ребенком, но не умеют с ним играть. От детских дворовых сообществ остались одни воспоминания. Детский сад посещают лишь половина дошкольников. В результате сегодняшняя семья оказалась без важнейших «педагогических средств к существованию». А игровая культура прошлого стала ускользающим бытием. Ускользает и само умение играть в режиссерские и сюжетно-ролевые игры.
Но игра сохранила и по сей день игрушки. Если родители не очень разбираются в сути детской игры, они все же твердо знают: у ребенка должны быть игрушки.
Игрушка – предмет. А в обществе «развитого потребления» предмет не теряет, а приобретает в своем весе. Поэтому игрушка сегодня становится не только источником игровой деятельности малышей, но и открывает возможности для воздействия на взрослых. К такому выводу пришла доктор психологических наук, профессор Московского психолого-педагогического университета Елена Смирнова. По ее инициативе в университете был создан учебно-методический «Центр игры и игрушки».
Все игрушки условно делятся на две группы.
Игрушки первой группы способствуют развитию того, что психологи называют мотивационно-потребностной сферой. Это куклы, мягкие игрушки, персонажи сказок и историй – все, что несет в себе некий образ.
Вторая группа игрушек способствует развитию интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка. Это всевозможные конструкторы, дидактические игрушки, центры для малышей. Как понять, какие из игрушек хорошие, а какие плохие?
С игрушками второй группы разобраться легче: они должны быть качественными. Чтобы из конструктора получилась модель, детали должны стыковаться, крепеж должен быть несложным, а инструменты для крепежа – соответствовать резьбе. Движущиеся детали не должны заедать, застревать или ломаться от легкого прикосновения. Колесики должны легко вращаться.
С образными игрушками дело обстоит сложнее. Они используются ребенком в предметной, режиссерской или ролевой игре, поэтому точно переданный образ – основное экспертное требование к образной игрушке.
Вот, к примеру, кукла – девушка-красавица, но руки-ноги у нее не шевелятся: она застыла в позе, которую невозможно изменить. Да к тому же улыбается. А ведь в игре всякое может случиться. Иногда и поплакать нужно. Этой же красотке – хоть Баба-Яга, хоть Кощей Бессмертный! Жизнь приятна, как в рекламном ролике. Такая кукла и годится только для рекламного ролика, а не для развернутой событийной детской игры.
Куклы, изображающие сказочных персонажей, – казалось бы, беспроигрышный вариант, но и им может не повезти. Шапку, которую согласно сказке она носила не снимая, ей заменяют кроваво-красные курчавые волосы (шапка волос?), а об имени персонажа свидетельствуют только этикетка и песня, распеваемая утробным голосом.
Так на что же ориентируются взрослые, покупая игрушки?
В результате анкетирования посетителей игрушечного магазина сотрудники центра выяснили: на покупку той или иной игрушки влияют реклама, желание ребенка, собственный вкус и нереализованные детские желания взрослого; ориентация на знакомых и их выбор. На последнем месте – советы психолога. Просто потому, что советов этих нет и прочитать их толком негде.
Согласно исследованиям Е.О.Смирновой ее аспирантов и студентов наиболее распространенными являются так называемые бытовые игры – готовка, стирка, укладывание куклы спать и игры по мотивам телевизионных сюжетов – «Человек-паук» «Стальные парни», «Анжелика», «Клоны»… Последние практически вытеснили игры в профессии. Потому что телевизионные передачи и фильмы – неотъемлемая часть существования современных детей, и поэтому они и перетекают в игровую реальность. А вот представления о занятиях своих родителей дети имеют весьма смутные. Действительно, чем занимаются плотник, хирург и продавец, ребенок может понять. Наблюдая за деятельностью людей этих профессий, он может вычленить некие действия, которые лягут в основу игрового образа. Но как понять, чем занимается предприниматель? Как знакомить детей с современными профессиями родителей – отдельная педагогическая проблема.
Один из самых популярных сюжетов ролевой игры – игры в домашних любимцев. В такой игре один из детей исполняет роль собачки или кошечки, а другой – хозяина животного. Те отношения и игровые действия, на которых раньше строилась игра «дочки-матери», сегодня переместились в новую область – «зверек – хозяин». По-видимому, отношения между людьми и животными кажутся ребенку более понятными, более прозрачными по своим функциям и более наполненными любовью и заботой, чем отношения между детьми и их родителями.
Среди современных кукол появился новый вид – куклы-уродцы. Их отличают явно несимпатичные, искаженные гримасами лица. Куклы эти, как ни странно, адресованы не дошкольникам, а детям младшего подросткового возраста.
Психологи считают, что по разным причинам активный игровой возраст детей растягивается. Так как они не успевают наиграться и освоить важные виды игры до поступления в школу, потребности в игровой деятельности у детей 4–5 классов остаются столь же острыми, что и у дошкольников. И хотя по сути их игра не сильно отличается от игры пяти-шестилетнего ребенка, они испытывают нужду в кукле, являющейся их собственным отражением.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru