РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Игрушки были, есть и будут
Но что же стало с самой игрой?
Детская игра за последние пятнадцать
лет претерпела настолько существенные
изменения, что сегодня мы вправе говорить о ее
кризисе. Игра изменилась не только
содержательно, на уровне игровых сюжетов и
правил, но и приобрела совершенно иные средства
для своего существования в виде экрана и мышки.
Более того, поколение детей, выросших перед
телевизором и воспитанных на компьютерных
стрелялках-догонялках, то есть недоигравшее с
точки зрения классических представлений об игре,
уже достигло родительского возраста.
Новые родители из-за отсутствия собственного
полноценного игрового опыта плохо понимают, за
счет чего ребенок становится, попросту говоря,
нормальным и способным к продуктивной и активной
деятельности. Родители хотят заниматься с
ребенком, но не умеют с ним играть. От детских
дворовых сообществ остались одни воспоминания.
Детский сад посещают лишь половина дошкольников.
В результате сегодняшняя семья оказалась без
важнейших «педагогических средств к
существованию». А игровая культура прошлого
стала ускользающим бытием. Ускользает и само
умение играть в режиссерские и сюжетно-ролевые
игры.
Но игра сохранила и по сей день игрушки. Если
родители не очень разбираются в сути детской
игры, они все же твердо знают: у ребенка должны
быть игрушки.
Игрушка – предмет. А в обществе «развитого
потребления» предмет не теряет, а приобретает в
своем весе. Поэтому игрушка сегодня становится
не только источником игровой деятельности
малышей, но и открывает возможности для
воздействия на взрослых. К такому выводу пришла
доктор психологических наук, профессор
Московского психолого-педагогического
университета Елена Смирнова. По ее инициативе в
университете был создан учебно-методический
«Центр игры и игрушки».
Все игрушки условно делятся на две группы.
Игрушки первой группы способствуют развитию
того, что психологи называют
мотивационно-потребностной сферой. Это куклы,
мягкие игрушки, персонажи сказок и историй – все,
что несет в себе некий образ.
Вторая группа игрушек способствует развитию
интеллектуальных, моторных, сенсорных
способностей ребенка. Это всевозможные
конструкторы, дидактические игрушки, центры для
малышей. Как понять, какие из игрушек хорошие, а
какие плохие?
С игрушками второй группы разобраться легче: они
должны быть качественными. Чтобы из конструктора
получилась модель, детали должны стыковаться,
крепеж должен быть несложным, а инструменты для
крепежа – соответствовать резьбе. Движущиеся
детали не должны заедать, застревать или
ломаться от легкого прикосновения. Колесики
должны легко вращаться.
С образными игрушками дело обстоит сложнее. Они
используются ребенком в предметной,
режиссерской или ролевой игре, поэтому точно
переданный образ – основное экспертное
требование к образной игрушке.
Вот, к примеру, кукла – девушка-красавица, но
руки-ноги у нее не шевелятся: она застыла в позе,
которую невозможно изменить. Да к тому же
улыбается. А ведь в игре всякое может случиться.
Иногда и поплакать нужно. Этой же красотке – хоть
Баба-Яга, хоть Кощей Бессмертный! Жизнь приятна,
как в рекламном ролике. Такая кукла и годится
только для рекламного ролика, а не для
развернутой событийной детской игры.
Куклы, изображающие сказочных персонажей, –
казалось бы, беспроигрышный вариант, но и им
может не повезти. Шапку, которую согласно сказке
она носила не снимая, ей заменяют кроваво-красные
курчавые волосы (шапка волос?), а об имени
персонажа свидетельствуют только этикетка и
песня, распеваемая утробным голосом.
Так на что же ориентируются взрослые, покупая
игрушки?
В результате анкетирования посетителей
игрушечного магазина сотрудники центра
выяснили: на покупку той или иной игрушки влияют
реклама, желание ребенка, собственный вкус и
нереализованные детские желания взрослого;
ориентация на знакомых и их выбор. На последнем
месте – советы психолога. Просто потому, что
советов этих нет и прочитать их толком негде.
Согласно исследованиям Е.О.Смирновой ее
аспирантов и студентов наиболее
распространенными являются так называемые
бытовые игры – готовка, стирка, укладывание
куклы спать и игры по мотивам телевизионных
сюжетов – «Человек-паук» «Стальные парни»,
«Анжелика», «Клоны»… Последние практически
вытеснили игры в профессии. Потому что
телевизионные передачи и фильмы – неотъемлемая
часть существования современных детей, и поэтому
они и перетекают в игровую реальность. А вот
представления о занятиях своих родителей дети
имеют весьма смутные. Действительно, чем
занимаются плотник, хирург и продавец, ребенок
может понять. Наблюдая за деятельностью людей
этих профессий, он может вычленить некие
действия, которые лягут в основу игрового образа.
Но как понять, чем занимается предприниматель?
Как знакомить детей с современными профессиями
родителей – отдельная педагогическая проблема.
Один из самых популярных сюжетов ролевой игры –
игры в домашних любимцев. В такой игре один из
детей исполняет роль собачки или кошечки, а
другой – хозяина животного. Те отношения и
игровые действия, на которых раньше строилась
игра «дочки-матери», сегодня переместились в
новую область – «зверек – хозяин». По-видимому,
отношения между людьми и животными кажутся
ребенку более понятными, более прозрачными по
своим функциям и более наполненными любовью и
заботой, чем отношения между детьми и их
родителями.
Среди современных кукол появился новый вид –
куклы-уродцы. Их отличают явно несимпатичные,
искаженные гримасами лица. Куклы эти, как ни
странно, адресованы не дошкольникам, а детям
младшего подросткового возраста.
Психологи считают, что по разным причинам
активный игровой возраст детей растягивается.
Так как они не успевают наиграться и освоить
важные виды игры до поступления в школу,
потребности в игровой деятельности у детей 4–5
классов остаются столь же острыми, что и у
дошкольников. И хотя по сути их игра не сильно
отличается от игры пяти-шестилетнего ребенка,
они испытывают нужду в кукле, являющейся их
собственным отражением.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|