ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Летом учителя свободны от
преподавания всяких премудростей и готовы
учиться сами, обмениваться опытом. Поэтому
именно летом в разных концах планеты проходит
множество конференций, чтобы педагоги всех стран
могли встретиться, пообщаться, понабраться новых
идей, а потом, осенью, прийти в класс чуточку
иными, неожиданными, интересными для учеников.
Конечно, большинству из нас никогда не доведется
съездить на такую конференцию: далеко, дорого,
некогда. Но одной российской школе
посчастливилось побывать на международном
педагогическом форуме – на конгрессе
демократических школ, который проходил в Берлине
с 31 июля по 7 августа. Небольшая делегация
вернулась в Москву, переполненная впечатлениями,
замыслами. Возможно, благодаря рассказам
участников, мы сможем иначе взглянуть на
привычную школьную жизнь, на вроде бы незыблемые
основы наших методик.
Конгресс закончился. Дискуссии
продолжаются
– Вернувшись с берлинского конгресса, я
задумался (и приглашаю всех заинтересованных лиц
к обсуждению): нужны ли альтернативным школам
какие-то официальные статусы вроде
«Альтернативной школы»? Поможет ли это людям,
работающим в них? Вот есть бренд Садбери-скул
(школа Гринберга), который приняли некоторые
школы. И что в результате?
Джерри Минц, директор Центра
альтернативного обучения, США
– Что ляжет в основу такого статуса?
Нужна хартия, конституция. Насколько мне
известно, нет точного определения, что такое
Садбери-скул. Если говорить об альтернативных
школах, то нужно найти общую основу, предельно
конкретную. Например, отказ от тестирования и
отметок.
Тодд Пратум, директор инновационной
школы, США
– Я впервые оказалась на конгрессе. И
впервые почувствовала себя частью огромного
процесса. Только его трудно определить каким-то
одним словом. Демократический, альтернативный,
инновационный…
Пятый год я руковожу школой, которая считает себя
Садбери-скул, и хорошо понимаю, что
приспосабливаю принципы, описанные Даниелем
Гринбергом, к собственному восприятию, к
привычкам моих коллег и учеников. Я разделяю его
философию, но вырабатываю свой способ действий.
Джинни Марксвейч, директор школы
Садбери, Пуэрто-Рико
– Уже более 20 лет я занимаюсь проблемами
альтернативного образования, перевидала все, что
можно, домашние школы, монтессори, вальдорфские...
К моему крайнему изумлению, результат всегда
один. (Я не говорю о тех, кто по каким-то причинам
вернулся обратно в традиционную школьную
систему.) Работает любая методика. Главное – все
выпускники альтернативных школ, научившись, как
надо учиться, становятся внимательными,
заботливыми родителями. Это наблюдение помогло
мне создать свою образовательную философию. Я
назвала ее «праздничное образование».
Самое важное в образовании – ориентация на
ребенка и активное участие родителей. Это не
значит, что мамы, папы постоянно находятся рядом
с детьми. Нет, у них есть свои дела, но им
обязательно должно быть очень интересно то, что
делают их дети.
Основные принципы моей школы такие:
– Никакой угрозы – ребенок должен чувствовать
себя в полной безопасности, в комфортной среде,
среди доброжелательных взрослых, иначе его мысли
будут заняты не образованием, а тем, как бы
избежать опасности.
– Значимое для ребенка содержание образования.
– Возможность выбора.
– Никакой спешки и никаких проволочек – времени
на работу должно отводиться столько, сколько
нужно ребенку, пока сохраняется его интерес.
– Насыщенное пространство – чтобы дети могли
заниматься тем, чем хотят, им необходимы
разнообразные материалы, пособия, книги, газеты,
а еще в школу должны регулярно приходить
интересные люди, чтобы ребята могли с ними
пообщаться.
– Сотрудничество – ребенок больше узнает о себе,
работая с другими людьми, учится
ответственности, миролюбию.
– Немедленная обратная связь – выполнив
какую-то работу (или даже часть ее), ребенок
немедленно получает поддержку окружающих,
узнает мнение других ребят, родителей, учителей.
Это делает работу гораздо более значимой и
понятной для ученика.
– Мастерство – дети стремятся сделать все как
можно лучше, если чувствуют, что их работа
действительно кому-то доставляет радость, нужна
кому-то.
Хезер Мартинсон, директор школы, США
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|