Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

3.jpg (19015 bytes)Летом учителя свободны от преподавания всяких премудростей и готовы учиться сами, обмениваться опытом. Поэтому именно летом в разных концах планеты проходит множество конференций, чтобы педагоги всех стран могли встретиться, пообщаться, понабраться новых идей, а потом, осенью, прийти в класс чуточку иными, неожиданными, интересными для учеников. Конечно, большинству из нас никогда не доведется съездить на такую конференцию: далеко, дорого, некогда. Но одной российской школе посчастливилось побывать на международном педагогическом форуме – на конгрессе демократических школ, который проходил в Берлине с 31 июля по 7 августа. Небольшая делегация вернулась в Москву, переполненная впечатлениями, замыслами. Возможно, благодаря рассказам участников, мы сможем иначе взглянуть на привычную школьную жизнь, на вроде бы незыблемые основы наших методик.
Ангелина ВОСКОВСКАЯ,
учитель «Школы Самоопределения»,
впервые принимает участие в работе международного форума

Здесь каждый может объявить свой мастер-класс!

Дети участвовали в работе наравне со взрослыми

Оказывается, во всем мире люди очень много внимания уделяют тому, в каких условиях учатся их дети. Живя в России, я это не очень чувствовала. Ни по зарплате, ни по степени престижности учительской профессии у нас нельзя догадаться, что образование – значимая общественная сфера.
Меня насторожило, что на конгрессе я не увидела ни одной арабской страны. Приехали делегации из далекой Австралии, из Америки, Индии, Японии. В арабском мире нет демократических школ? Или школа там совершенно иная, к ней неприложимы наши термины, подходы?
Удивительно, что страна может быть вполне демократической, а ситуация со школой – совершенно рабской. Я думала, что Германия – очень свободная страна. На конференции познакомилась с одной семьей, которая хотела учить детей дома. Вполне законное желание, на мой взгляд. Родители готовы были выполнять государственную программу, пройти любые собеседования, аттестации. Но государство в приказном порядке велело отправить детей в нормальную школу под угрозой лишения родительских прав. Сейчас дело подано на рассмотрение в европейский суд по правам человека. Но люди задерганы, взвинчены. Почему нужно было довести родителей почти до нервного срыва? Почему государство берет на себя право распоряжаться судьбами наших детей на долгие годы?
На конгрессе не было специальной детской программы. Дети участвовали на равных во всех делах, в рабочих семинарах, в теннисных турнирах.
На конгрессе не было жесткой программы. Каждый вечер любой желающий мог заявить свою мастерскую на следующий день: пригласить на обсуждение какой-то проблемы, в поход по берлинским музеям или барам, на урок танцев или в мастерскую по изготовлению игрушек. Никто никого не контролировал, не проверял посещаемость, не было никаких отчетов, разве что людям хотелось поделиться хорошей идеей, добытой информацией, показать, чему научились. Наверное, это и есть демократическое образование?
Мне показалось, что свободная школа может быть только маленькой. Там взаимная ответственность ощущается острее. Там легче выстраивать неформальные, личностные отношения. Вот одна школа рассказывала, что в качестве наказания у них используются штрафы. На вырученные деньги в последний раз они купили теннисные ракетки. Всем видно, на чьи деньги что приобрели. У нас в школе тоже могут оштрафовать. В конце года или четверти появляется объявление: собрали столько, купили, отремонтировали; но школа-то большая, от конкретного ребенка все это безумно далеко, обезличенно. В другой школе нарушители моют кабинет. Опять же всем сразу видно: стало чисто, это Вася помыл. А у нас – через полчаса сто человек прошли, и уже ничего не видно, да и Васю половина школы в лицо не знает.
Мы уезжали из Берлина как раз в тот день, когда там начался учебный год. Из окна автобуса я видела целые толпы идущих в школы детей, очень похожих на наших учеников. С огромными портфелями, ранцами, с мешками для сменной обуви. Кто-то вместе с родителями, кто-то сам, кто-то с друзьями. Без цветов, без парадных одежд. Это был не праздник, а начало тяжелой работы. Я подумала: как хорошо, что у меня осталось еще несколько дней каникул. А первого сентября точно будет праздник.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru