Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ

Готовность следовать обстоятельствам
Это сила или слабость? Свобода или безответственность?

Наверняка в летних поездках вам встречались молодые загадочные личности – одеты в выгоревшую, удобную, без изысков одежду, на ногах вместо отпускных шлепанцев практичная крепкая обувь. Завершает образ бандана, повязанная на длинных волосах, и здоровенный видавший виды рюкзак.
Они никогда не суетятся, не волнуются по поводу не пришедшего вовремя автобуса или приближающегося дождя. Сидят себе на корточках около рюкзака или неспешно идут вдоль шоссе с невозмутимым видом – так, будто впереди еще лет триста в запасе, а куда и на чем ехать, решится как-нибудь само собой.
По стране – Средняя Россия, Урал, Север, все побережье от Анапы до Абхазии – такого народа слоняется уйма. Крым – непременное место паломничества. Загляните в блокнот любого из них – там вся география родной страны и окрестностей. Каждый адрес – это вписка, место, куда пустят переночевать.
Кто они – бродяги, путешественники, странники? Или отечественный вариант хиппи? Мне с моей учительской дотошностью очень хочется понять: почему?..
Что их заставляет выбирать такой образ жизни?

Однажды случилось так, что и мой дом на некоторое время обрел статус вписки. Не могу сказать, что испытывала большой восторг, но смирилась: любопытно же. Занесенные ветром странствий вписывались на одну-две ночи, потом отправлялись дальше. Общаются они охотно, поэтому некоторое представление об этих людях у меня сложилось, но понимания не прибавилось.
Болтающийся по свету народ вполне разнообразен. Возраст тех, с кем приходилось сталкиваться, – от пятнадцати до тридцати четырех. В обычной городской жизни они учатся (от ПТУ до серьезных вузов), работают, не работают, подрабатывают. Среди них встречаются люди самых неожиданных, но непременно неагрессивных убеждений: растафарианцы, буддисты, индеанисты… Однажды забрели даже трое послушников древнего христианского монастыря. Взгляды свои не навязывают, образ жизни не пропагандируют.
Удивительно нетребовательны к бытовым условиям, еде и всему вещному. Подчеркнуто нетребовательны: «Не надо, не надо раскладушку, я на полу посплю». Наверное, поэтому в рассказах и разговорах – от дорожных впечатлений до законов мироустройства – никогда не фигурируют деньги и шмотки. Разве что вспомнят, кто из драйверов (подвезших водителей) чем угостил. Или как однажды (рассказывается эпическим голосом) один чудик пришел в Крым с единственным свитером в рюкзаке типа «колобок», так ему кто-то палатку подарил и уехал. Он пожил-пожил и пошел дальше. А палатку оставил. Чтоб еще кому-нибудь пригодилась.
Видимо, следуя тому же кодексу, приходя в дом, непременно делятся с хозяевами всем имеющимся съестным: пачкой чая, яблоками, полученными в подарок от дальнобойщика с юга, бутылкой портвейна. Кстати, пьет эта публика вполне умеренно.
Как и многие качества человеческой натуры, пренебрежение ко всему материальному не всегда удобно для окружающих. Человек, мало озабоченный сохранностью и приумножением своего имущества, столь же рассеянно-небрежен по отношению ко всему остальному. Нет, нарочно портить ничего не будут. Крадут тоже крайне редко. Но если в ваше отсутствие в вашу квартиру вписывались, а вы не напомнили про убрать-помыть посуду, можете быть уверены в последствиях: по дому будто свинопотам прогулялся. А то и не один, а с приятелями. Если же напомнить, помоют. И за картошкой сходят.
Меньше всего я понимаю эту предельную пассивность, готовность следовать всем предлагаемым жизнью обстоятельствам. Помню барышню, которая ожидала почти целый день, когда ей найдут новую вписку. Так вот, она просто сидела, пережидая необходимое количество времени. На мой взгляд, точно так же можно было сидеть у себя в Керчи. Большинство, конечно, ходит по городу, встречается с приятелями, старается попасть на концерты. Тем не менее при мысли о таком образе жизни я представляю щепку, плывущую по ручью. Она полностью зависит от течения и изгибов берега. Донесло до поперечной коряги и крутит водоворотом, а мы не очень-то и хотели двигаться дальше, потащило в обход – тоже неплохо. И это при том, что сорваться с места, без всяких гарантий вывалиться из дома в неизвестность, выживать месяцами без крыши над головой – это какую же решительность и целеустремленность надо иметь!
Не понимаю!
Хотя… возможно, то, что мы считаем трудноразрешимыми проблемами, они расценивают совсем иначе. Им это понарошку. Игра – их образ жизни.
Мне кажется, повальное увлечение игрой распространилось со скоростью и в масштабах эпидемии. Компьютерные игрушки на любой вкус, повальное увлечение фэнтези, ники (прозвища) в виртуальной и реальной жизни, ролевые и толкиенистские забавы, причудливые головные уборы, фенечки, вигвам вместо понятной и удобной палатки, ямайские дреды (волосы, свалянные в жгуты), африканские косички, кельтские килты… Эпидемия инфантильности? Последствия глобализации, когда хочется (и можно!) попробовать себя во множестве ролей из разных культур? Может, это игра с судьбой, когда каждый день, каждый отрезок пути с чистого листа?
Играют странники не только в, но и на. На музыкальных инструментах. В рюкзаках рядом с немногочисленной одеждой, котелком, пластиковыми бутылками, наполненными крупой и сахаром, едут варганы, барабаны, дудки всякие. Играют для себя (в одиночку у моря или в пещере), в компании (послушать хорошую игру на барабане – это незабываемо!). Играют для непросвещенной публики – только когда нужно заработать. С этой же целью продают самодельные фенечки и амулеты из кожи, бамбука, дерева, кости.
От милиции и прочих государственных людей вроде лесников и охранников стараются держаться как можно дальше. Причин более чем достаточно: ребята неагрессивные, деньги какие-никакие стрясти с них иногда можно, права свои защищать не будут: при желании человек в форме документы может вообще отобрать.
Я записала один такой рассказ:
«Как-то при въезде мне и девчонке, с которой ехал, украинский паспортный контроль не поставил штамп: потрошили какого-то челнока. Остались мы без регистрации. Приехали в Феодосию под вечер, менты так и шныряют. Стучались мы во дворы, просились переночевать не в доме, а так, внутри забора. Никто не пустил. Чтобы перебиться до утра и не налететь на штраф, пошли на кладбище. А что – отличное место: тихо, никто с проверкой документов не полезет. Соседи опять же спокойные. Это мы сначала так думали. Идем по тропинке, темнотища. Далеко уже зашли, слышим: кто-то рычит, страшно так, с хрипом и подвыванием. По звуку – большой зверь. Идем, а он все громче. Вот уж совсем рядом как рявкнет. У меня аж шкура на загривке дыбом встала. Сбросил рюкзак, девчонке сказал подальше отойти, снял топорик с ремня и пошел к кустам, откуда рычало. Оказалось, бомж там спать улегся и храпел так высокохудожественно. Пошли мы дальше, отыскали место поровнее и попросторнее, уснули наконец. А рано утром – нет, ты представляешь – именно на эту могилу родственники пришли. Мы не насвинячили там ни капельки, но все равно долго извинялись, объясняли, что положение было безвыходное. Они ничего, даже не рассердились. Потом весь месяц пришлось просидеть в Лиске (Лисья бухта), так и туда пришли регистрацию проверять – я часа два в воде проторчал, чтоб не связываться. А обратно через границу переходил ночью по кустам каким-то, по полям, мимо поселков. Светать стало. Смотрю, заправка. Я из лесопосадки вышел, спрашиваю у бензиновой тетки в окошке: «Простите, вы не скажете, это уже Россия?» Она обалдела так и головой кивает. И тут – ты не смейся только – я первый раз понял, что такое чувство родины».
Дальше цитировать не имеет смысла. Историй таких – забавных, причудливых, захватывающих – огромное количество. Их привозят вместо курортных сувениров и персиков в ящике с ручкой. И охотно рассказывают, если вам интересно.
А это ведь вправду интересно: среди нас, обычных, не склонных к авантюрам людей, как бы растворено целое племя летних странников – чьих-то детей, соседей, учеников. Не пугайтесь и не раздражайтесь, встречая их: они ведь просто живут так, как им нравится. И ни у кого ничего не отнимают для этого. В отличие от некоторых.

Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru