ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ
Благославенны путешествующие, ибо...
Записки с обочины дороги
Им нравится ехать неизвестно куда,
лишая себя комфорта, еды и сна, жить как придется,
общаться с кем получится. Имя им – стопщики.
…Страшновато полагаться на себя и на
судьбу, не имея планов и расписания. Но вера в
удачу, в провидение очень обогащает и наполняет
жизнь.
Есть категория граждан, которые просто знают:
когда сойдет снег, надо все бросить и уехать.
Куда? Да куда угодно. Чаще всего в теплые края. И
это вовсе не тунеядцы, не сумасшедшие люди, не
преступники. Это люди, которые не могут жить без
движения. У них свой ритм жизни, который не
зависит от ритма городов. У них два сезона:
зимовка и приключения. А дорога – способ их
существования.
Купить билет и поехать куда угодно – понятно,
привычно, комфортно и чаще всего стабильно:
транспорт прибывает в нужные пункты по
расписанию. Всегда можно представить себе,
сколько времени займет дорога, чем заняться в
пути и даже примерно нарисовать в своем
воображении соседей в зависимости от того, каким
классом вы хотите добираться. Наш же путь
незнакомый, пугающий, интересующий. Для него не
нужны билеты и даже деньги не нужны. Когда я еду
автостопом, я никогда не знаю, сколько времени
займет дорога, кто и что встретится мне в пути. Я
не могу предположить, где застанет меня ночь, и
рассчитывать могу лишь на себя и на провидение.
Если подумать, то это и есть настоящая жизнь,
проходящая через меня, а не обходящая стороной.
…Трасса – это средство передвижения, жизнь и
религия. Я не преувеличиваю, трасса – это все. И
понятно, что встречаются на трассе разные люди.
Цели и занятия у этих людей разные, но ведь на то
она и жизнь, чтобы в ней соседствовали разные
миры. Живущим в городах непонятно, что хорошего
может быть на пыльной дороге, по которой несутся
машины. Людям трассы понятно, что в городах жизни
нет. Трасса учит, дает ответы на вопросы,
показывает чудеса и воздает по заслугам. Там
мистика, и там реальность. Там грязь, но там и
чистота.
…Дорога срывает маски и показывает, кто есть кто.
Она создает преграды, навязывает лишения и щедро
одаривает. Все это может восприниматься как
поэзия, как слова наивного романтика. Для
человека, не отведавшего вкуса трассы, это и есть
лишь слова, но шагнувший на трассу знает: это своя
вера. Тут свои приметы. Нельзя, например, ночевать
в стогу сена. Увидеть красный «Запорожец»,
движущийся в нужном направлении, – к удаче и
легкому пути. Нельзя выходить в путь
раздраженным, в плохом настроении. Ни в коем
случае нельзя ни на кого обижаться, если долго не
подвозят. Это означает, что надо решить что-то в
себе, найти важный вопрос и ответ на него. Везет
тому, кто оптимистичен, расслаблен и благодарен
жизни.
…Теперь, наверное, вы вспомнили историю
двадцатого века: свободную Америку шестидесятых,
детей цветов и рок-н-ролла, Джека Керуака? Но,
ей-богу, дело не в идеологии, не в субкультуре, не
в группировках или о чем там еще принято говорить
в контексте подобных явлений. А в потребности
человека быть свободным и передвигаться. Во все
времена существовали бродяги, путешественники,
кочующие артисты и музыканты, искатели
приключений и счастья, странствующие философы. И
во все времена люди, которым незнаком вкус
дороги, не могли их понять. Счастье трогать
руками землю и чувствовать ее, сажая цветы на
маленькой клумбе, узнавать новых людей и
понимать, как устроена их жизнь… Всегда есть
шанс задержаться в том или ином селении,
переночевать в понравившемся лесу. Можно сколько
угодно купаться в открытом тобою озере, а если
подвернулся спутник, всегда можно изменить
маршрут. Ты свободен.
…Водители говорят: «Сейчас мало кто подвозит,
вот раньше…» Самое смешное, что они же и
подвозят! Есть, конечно, равнодушные люди, но
много тех, кто идет навстречу: подвозит, с
удовольствием помогает.
Однажды от Орла до Тулы меня вез на «девятке»
один бизнесмен. Сначала он говорил, что смысл
существования в зарабатывании денег. Через
пятнадцать минут оказалось, что этот человек –
отставной офицер, в конце девяностых он оставил
свой бизнес и отправился в Чечню – только потому,
что увидел старушек с лопатами, защищавших свой
подъезд от террористов…
Как-то в районе Курска мы долго стояли на трассе.
Стемнело, собрались тучи, и машин не было. Мимо
проходил мужчина и сказал, что сейчас начнется
дождь и что если мы не уедем, можем зайти к нему
вон в тот дом, и он нас накормит и уложит спать.
Дождь начался через пять минут, и мы моментально
промокли. Вариантов не было, и мы пошли к нему. Он
встречал нас с открытой дверью. Быстро собрал
ужин и извинялся, что не может достойно нас
принять. Это был русский мужчина, большую часть
жизни проживший на Кавказе, где гостеприимство –
главный козырь. Он попал туда на службу в армию,
потом женился, заработал немалые деньги и, как
водится, от этого и пострадал. Потеряв все и
расставшись с семьей, он вернулся в Россию, чтобы
начать жизнь с белого листа. И будучи уже в
возрасте, приближающемся к пятидесяти, снова
встал на ноги, построил себе дом, наладил
собственное дело и стал помогать местным бомжам,
давая им работу и кров.
И часто случайно встреченный человек
рассказывает вдруг историю всей своей жизни,
которая заслуживает того, чтобы стать целой
книгой, фильмом или спектаклем. Но нигде – ни по
телевизору, ни в кино, ни в книге – вы не сможете
пережить ее как событие вашей личной жизни, как
подарок судьбы, посланный путешествующему.
Ольга ХОТИМСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|