Я ИДУ С УРОКА
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
“Зачем нужна школа?”
Что мы имеем в виду, когда торжественно
произносим “хорошее образование”? Внедрение
программы в головы школьников? Альтернатива
почему-то всегда одна – жесткое внедрение или
мягкое. А может быть, шут с ней, с программой-то?
Получилось так, что мне на глаза
попалась ученическая тетрадь, где я прочла
буквально следующее: “Я не знаю, что такое школа,
он не знает, что такое школа, она не знает, что
такое школа”. Думаю, что эти строки как нельзя
лучше подойдут к тому, что будет написано ниже.
Чистая крамола
Берусь утверждать, что когда люди моего
поколения и поколения моих родителей были
школьниками, школа не была образовательным
учреждением, это был государственный институт
социального насилия, конвейер по превращению
человеческой личности в винтик, гаечку, щепочку,
спичечку, фитюлечку – словом, во взрослого
функционера.
Как говорит один небезызвестный современный
классик: “Наша школа учила двум вещам –
подчиняться и лгать”.
Это вовсе не значит, что среди нас совсем нет
образованных людей. Такие люди есть, и их немало.
Но образование они получали помимо школы,
вопреки ей и совершенно добровольно.
Раньше вопрос “Зачем ходить в школу?”
воспринимался как абсолютная крамола. С тем же
успехом можно было спросить: “Зачем нужна
советская власть?” Или: “Почему у Ленина такая
неприятная физиономия?”
Теперь можно задавать любые вопросы.
– Зачем ходить в школу?
– Чтобы получить образование…
И тут неизбежно возникает самый неприятный,
болезненный для нас, учителей, вопрос: “А в какой
мере школа обеспечивает это самое хваленое
образование, которое к тому же совершенно не
является панацеей от всех бед?”
Нечто вроде свалки
Что же мы имеем в виду, когда торжественно
произносим слово “образование”? Другими
словами, какие задачи должна ставить перед собой
школа? Тут можно идти по одному из двух путей.
Первый путь – это приобретение определенной
суммы формализованных знаний. Приобретение во
что бы то ни стало, любыми средствами, во имя
результата, “чтобы от зубов отскакивало”, “что
если бы разбудили среди ночи, то…” и так далее.
Такой путь выбирают “сильные учителя” и
“сильные школы”. “Загружать и требовать” –
девиз фанатов этого пути. Оговоримся, что далеко
не всякий ребенок может это выдержать по
совершенно разным причинам.
Несколько лет назад я слышала рассказ психолога,
которая участвовала в тестировании учеников
лучших московских школ. Результаты были
удручающими. Оказалось, что если ученики первых
классов еще проявляли какие-то признаки здравого
смысла, то к старшим классам бедные головы детей
представляли собой нечто вроде свалки, куда
вываливают кучи разрозненной, невзаимосвязанной
информации, не освещенной ни единым проблеском
здравомыслия.
Видимо, дело в том, что погоня за результатом
приводит к потере чего-то важного. В первую
очередь в таких дисциплинах, как физика и
математика.
Коллективный самообман
Возьмем математику, где понимание то и дело
подменяется приобретением навыка. Так гораздо
проще и эффективнее. Перемножать пятизначные
числа – пожалуйста. Интегрировать – нет ничего
проще. Делить уголком – нет проблем. И никто
никогда не скажет: “Мне непонятно”. А только
спросит: “Как это делать?”
Все в восторге: дети, родители, учителя, директор,
департамент образования. Все хорошо. За
исключением одного маленького обстоятельства:
произошла коллективная акция самообмана,
обучение не состоялось, и математика из стройной
логической системы превратилась в набор
магических заклинаний и пассов или в собрание
рецептов поваренной книги. Это ли мы
подразумеваем, когда произносим красивое слово
“образование”?
Некоторое время назад в качестве обязательного
предмета в школьную программу было включено
москвоведение. И бывало так, что учителя (имеются
в виду не учителя школы “Ковчег”) с завидным
рвением заставляли детей учить названия башен
Кремля, названия всех соборов Соборной площади,
ставили двойки, вызывали родителей и т.д. и т.п.
Каков был результат? Очевидный. Ребенка ни на
каком аркане, никакими силами не затащишь в
Кремль. Его стошнит от одного этого слова.
Другое знание
Можно пойти по другому пути. Махнуть рукой на
башни и их названия, а рассказать о юродивом
Василии Блаженном, о казнях, происходивших на
Красной площади. И тогда все наполнится смыслом,
появится ассоциативная связь между архитектурой
и историей.
В стихотворении Мандельштама “О, этот воздух
смутой пьяный на черной площади Кремля…” есть
такие строфы:
А в запечатанных
соборах,
Где и прохладно и темно,
Как в нежных глиняных
амфорах,
Играет русское вино.
Успенский, дивно
округленный,
Весь удивленье райских
дуг,
И Благовещенский,
зеленый,
И, мнится, заворкуют
вдруг.
Архангельский
и Воскресенья
Просвечивают,
как ладонь.
Повсюду скрытое
горенье,
В кувшинах спрятанный
огонь.
И я совершенно убеждена, что несколько человек из
класса – конечно, не все – своими глазами
захотят посмотреть на соборы и проверить, какого
же все-таки цвета кремлевские площади –
красного, белого или черного?
Говоря о Древнем Египте, можно заставить ребенка
выучить все пороги Нила, имена фараонов и время
правления династий. Но пройдет время, и он
забудет, о чем вообще шла речь – о Китае, Египте
или Америке.
Но если рассказать ему о подземном и небесном
Ниле, о путешествии души умершего по царству
мертвых, об Исиде и Осирисе... Да, ребенок не будет
знать имен, хронологии и порогов, но у него
надолго, а может быть, навсегда останется
ощущение того, что такое Древний Египет. А потом
он, может быть, по собственной инициативе выучит
даты и имена.
Но это будет уже другое – добровольное – знание.
Залог успеха
Это лишь одна сторона проблемы, условно назовем
ее “КАК?”. Но есть и другая сторона, которую
можно назвать “ЧТО?”.
В советские времена каждый учитель должен был
неукоснительно следовать программе. Теперь же у
нас гораздо больше возможностей что-то менять. И
мы начинаем видеть, что программы по большинству
предметов неподъемные, там много лишнего,
непонятного, случайного, того, что ребенок все
равно не поймет и не усвоит.
Я думаю, что залог педагогического успеха – в
убежденности учителя в необходимости того, чему
он учит. И эта убежденность передается детям.
Что важнее и полезнее – нафаршировать голову
ребенка огромным количеством разрозненной
информации, придавить коленкой, а потом получить
отрыжку воспроизведения? Или дать представление
о самом главном, указать ключевые места, дать
метод, научить пользоваться справочниками и
словарями? Да попросту читать и понимать! А не
только запоминать.
Шут с ней, с программой, если человек понимает,
что он делает. Если он приучен к самостоятельным
занятиям и видит в них смысл, он наверстает и
программу, и сверх программы. В противном случае
ему ничто не поможет.
Ирина ФИШГОЙТ,
московская школа “Ковчег”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|