Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

“Зачем нужна школа?”

Что мы имеем в виду, когда торжественно произносим “хорошее образование”? Внедрение программы в головы школьников? Альтернатива почему-то всегда одна – жесткое внедрение или мягкое. А может быть, шут с ней, с программой-то?

Получилось так, что мне на глаза попалась ученическая тетрадь, где я прочла буквально следующее: “Я не знаю, что такое школа, он не знает, что такое школа, она не знает, что такое школа”. Думаю, что эти строки как нельзя лучше подойдут к тому, что будет написано ниже.

Чистая крамола

Берусь утверждать, что когда люди моего поколения и поколения моих родителей были школьниками, школа не была образовательным учреждением, это был государственный институт социального насилия, конвейер по превращению человеческой личности в винтик, гаечку, щепочку, спичечку, фитюлечку – словом, во взрослого функционера.
Как говорит один небезызвестный современный классик: “Наша школа учила двум вещам – подчиняться и лгать”.
Это вовсе не значит, что среди нас совсем нет образованных людей. Такие люди есть, и их немало. Но образование они получали помимо школы, вопреки ей и совершенно добровольно.
Раньше вопрос “Зачем ходить в школу?” воспринимался как абсолютная крамола. С тем же успехом можно было спросить: “Зачем нужна советская власть?” Или: “Почему у Ленина такая неприятная физиономия?”
Теперь можно задавать любые вопросы.
– Зачем ходить в школу?
– Чтобы получить образование…
И тут неизбежно возникает самый неприятный, болезненный для нас, учителей, вопрос: “А в какой мере школа обеспечивает это самое хваленое образование, которое к тому же совершенно не является панацеей от всех бед?”

Нечто вроде свалки

Что же мы имеем в виду, когда торжественно произносим слово “образование”? Другими словами, какие задачи должна ставить перед собой школа? Тут можно идти по одному из двух путей.
Первый путь – это приобретение определенной суммы формализованных знаний. Приобретение во что бы то ни стало, любыми средствами, во имя результата, “чтобы от зубов отскакивало”, “что если бы разбудили среди ночи, то…” и так далее. Такой путь выбирают “сильные учителя” и “сильные школы”. “Загружать и требовать” – девиз фанатов этого пути. Оговоримся, что далеко не всякий ребенок может это выдержать по совершенно разным причинам.
Несколько лет назад я слышала рассказ психолога, которая участвовала в тестировании учеников лучших московских школ. Результаты были удручающими. Оказалось, что если ученики первых классов еще проявляли какие-то признаки здравого смысла, то к старшим классам бедные головы детей представляли собой нечто вроде свалки, куда вываливают кучи разрозненной, невзаимосвязанной информации, не освещенной ни единым проблеском здравомыслия.
Видимо, дело в том, что погоня за результатом приводит к потере чего-то важного. В первую очередь в таких дисциплинах, как физика и математика.

Коллективный самообман

Возьмем математику, где понимание то и дело подменяется приобретением навыка. Так гораздо проще и эффективнее. Перемножать пятизначные числа – пожалуйста. Интегрировать – нет ничего проще. Делить уголком – нет проблем. И никто никогда не скажет: “Мне непонятно”. А только спросит: “Как это делать?”
Все в восторге: дети, родители, учителя, директор, департамент образования. Все хорошо. За исключением одного маленького обстоятельства: произошла коллективная акция самообмана, обучение не состоялось, и математика из стройной логической системы превратилась в набор магических заклинаний и пассов или в собрание рецептов поваренной книги. Это ли мы подразумеваем, когда произносим красивое слово “образование”?
Некоторое время назад в качестве обязательного предмета в школьную программу было включено москвоведение. И бывало так, что учителя (имеются в виду не учителя школы “Ковчег”) с завидным рвением заставляли детей учить названия башен Кремля, названия всех соборов Соборной площади, ставили двойки, вызывали родителей и т.д. и т.п. Каков был результат? Очевидный. Ребенка ни на каком аркане, никакими силами не затащишь в Кремль. Его стошнит от одного этого слова.

Другое знание

Можно пойти по другому пути. Махнуть рукой на башни и их названия, а рассказать о юродивом Василии Блаженном, о казнях, происходивших на Красной площади. И тогда все наполнится смыслом, появится ассоциативная связь между архитектурой и историей.
В стихотворении Мандельштама “О, этот воздух смутой пьяный на черной площади Кремля…” есть такие строфы:

А в запечатанных
соборах,
Где и прохладно и темно,
Как в нежных глиняных
амфорах,
Играет русское вино.
Успенский, дивно
округленный,
Весь удивленье райских
дуг,
И Благовещенский,
зеленый,
И, мнится, заворкуют
вдруг.
Архангельский
и Воскресенья
Просвечивают,
как ладонь.
Повсюду скрытое
горенье,
В кувшинах спрятанный
огонь.

И я совершенно убеждена, что несколько человек из класса – конечно, не все – своими глазами захотят посмотреть на соборы и проверить, какого же все-таки цвета кремлевские площади – красного, белого или черного?
Говоря о Древнем Египте, можно заставить ребенка выучить все пороги Нила, имена фараонов и время правления династий. Но пройдет время, и он забудет, о чем вообще шла речь – о Китае, Египте или Америке.
Но если рассказать ему о подземном и небесном Ниле, о путешествии души умершего по царству мертвых, об Исиде и Осирисе... Да, ребенок не будет знать имен, хронологии и порогов, но у него надолго, а может быть, навсегда останется ощущение того, что такое Древний Египет. А потом он, может быть, по собственной инициативе выучит даты и имена.
Но это будет уже другое – добровольное – знание.

Залог успеха

Это лишь одна сторона проблемы, условно назовем ее “КАК?”. Но есть и другая сторона, которую можно назвать “ЧТО?”.
В советские времена каждый учитель должен был неукоснительно следовать программе. Теперь же у нас гораздо больше возможностей что-то менять. И мы начинаем видеть, что программы по большинству предметов неподъемные, там много лишнего, непонятного, случайного, того, что ребенок все равно не поймет и не усвоит.
Я думаю, что залог педагогического успеха – в убежденности учителя в необходимости того, чему он учит. И эта убежденность передается детям.
Что важнее и полезнее – нафаршировать голову ребенка огромным количеством разрозненной информации, придавить коленкой, а потом получить отрыжку воспроизведения? Или дать представление о самом главном, указать ключевые места, дать метод, научить пользоваться справочниками и словарями? Да попросту читать и понимать! А не только запоминать.
Шут с ней, с программой, если человек понимает, что он делает. Если он приучен к самостоятельным занятиям и видит в них смысл, он наверстает и программу, и сверх программы. В противном случае ему ничто не поможет.

Ирина ФИШГОЙТ,
московская школа “Ковчег”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru