ПЕРВАЯ ПОЛОСА
НАКАНУНЕ ПЕДСОВЕТА
Мария ЦАПЕНКО, заместитель
начальника управления дошкольного и общего
образования Департамента образования Москвы:
«К сожалению, многие детсады
превратились в маленькие школы»
Мы продолжаем серию интервью с ведущими
экспертами по вопросам, которые Министерство
образования и науки вынесло на обсуждение
учительской общественности на традиционных
августовских педсоветах.
– Несколько месяцев назад в
Психологическом институте РАО обсуждали
предшкольное образование. Некоторые эксперты
высказались крайне категорично: мол, проблема
эта надуманная. Как вы относитесь к таким
суждениям?
– Я часто встречаюсь с коллегами из регионов. Они
рассказывают о том, как остро стоит у них
проблема дошкольного образования, особенно в
сельской местности, где детских садов
катастрофически не хватает или их нет вообще.
Специалисты в каждом регионе должны посчитать,
сколько детей от пяти до семи лет охвачены
системой дошкольного образования, и решить, где
удобнее ее организовывать – в детских садах или
на базе школ. Например, у нас в Москве в
общеобразовательных учреждениях разных типов
занимаются лишь 6,8% детей старшего дошкольного
возраста. Остальные ходят в детские сады. Дело в
том, что в столице – демографический скачок,
число первых классов увеличивается год от года, и
в школах зачастую не хватает места для занятий с
дошкольниками. При этом в столице ежегодно
открывается 20–25 детских садов.
В регионах, где нет средств, чтобы строить новые
садики или содержать уже имеющиеся,
целесообразнее организовывать дошкольные
группы в школах, выделив этаж или блок, создав
необходимые условия. Это экономичнее, чем
содержать целое здание.
– Как известно, Госдума так и не обеспечила
учебно-воспитательным комплексам должного
правового статуса. Как же тогда организовать
детский сад или группу для дошкольников на базе
школы?
– Согласно новому Типовому положению
(Постановление Правительства РФ от 19.03. 2001 г. № 196),
любая школа, независимо от своего статуса, вправе
реализовывать программы дошкольного и
дополнительного специального образования. Все
наши УВК трансформировались в центры
образования, начальные школы – детские сады и
т.д.
– Сегодня дошкольным образованием охвачены 90%
мос-
ковских детей. Впечатляющий показатель, особенно
на фоне общероссийского – 50%. Как удалось
добиться таких результатов?
– Все 1822 детских сада столицы – государственные,
ни одного муниципального нет. Все затраты несет
городской бюджет, благодаря чему система
дошкольного образования в столице сохранилась и
активно развивается. Несмотря на то что уровень
жизни в Москве – самый высокий в стране,
ежемесячная плата за детские сады составляет
всего 150 рублей. При этом 34% родителей не платят
совсем или имеют льготы по оплате.
Единая политика в области образования позволяет
добиться хороших результатов. Три года назад
Департамент образования поставил задачу
обеспечить всех желающих с пяти до семи лет
дошкольным образованием. В 2002/03 учебном году
старших групп у нас было 2812, а подготовительных –
2589. В прошлом учебном году их число возросло
соответственно до 3030 и 2877.
Большим спросом пользуются и группы
кратковременного пребывания детей, которые
работают по 3–5 часов. Там предусмотрено
одноразовое питание, прогулка, игра, занятия,
консультирование родителей.
24% дошкольников посещают специализированные
группы в детских садах (для детей с нарушениями
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата, ЗПР т.д.).
Содержание таких групп обходится бюджету в
несколько раз дороже обычных, но правительство
Москвы идет на такие затраты, чтобы помочь
ребенку в раннем возрасте избавиться от тех или
иных проблем. После окончания специальных
детских садов и групп дети успешно учатся в
школе. Это и есть выравнивание стартовых
возможностей в предшкольном возрасте.
– И все-таки каждый десятый ребенок, проживающий
в Москве, не охвачен, как теперь принято говорить,
дошкольным образованием…
– В основном это дети, которые традиционно
воспитываются в семье. Это выбор родителей, и мы
его уважаем. А для того чтобы помочь им
справиться с трудностями воспитания детей, с
этого учебного года в детских садах мы открываем
консультационные пункты, где папы и мамы смогут
получить бесплатную помощь психологов,
воспитателей, других специалистов.
Еще есть больные дети, которые не могут посещать
сады по состоянию здоровья. Для них мы начали
создавать лекотеки и центры игровой поддержки –
структурные подразделения в детских садах. Их
штаты укомплектованы специалистами, при
необходимости выезжающими на дом к таким детям и
консультирующими родителей. Мы будем стараться,
чтобы все дети получали дошкольное образование.
И все-таки нельзя сводить проблему предшкольного
образования к обеспечению местами. Дело не
только в количестве, но и в качестве. В этом
контексте создание новой программы или
концепции предшкольного образования, которая, по
предварительным прогнозам, предусматривает
проведение только учебных занятий, – абсурд с
точки зрения возрастной периодизации личности.
Не секрет, что многие детские сады в стране и в
Москве превратились в маленькие школы, где детей
учат писать, читать, считать – иными словами,
механически транслируют школьные методы в
работе с дошкольниками. Однако думать, что
посещение учебных занятий – это и есть
подготовка к школе, – глубокое заблуждение.
Речь надо вести о подготовке к школе не с точки
зрения образования, а с точки зрения
психологической.
То есть ребенок должен занять позицию школьника
– уметь слушать учителя, подчиняя себя неким
правилам поведения в классе. Если такие навыки не
будут сформированы в дошкольном возрасте, он
может весь урок просидеть под партой.
Все основополагающие способности детей –
внимание, воображение, организованность и
дисциплина, умение распознавать буквы и цифры –
формируются в сюжетно-ролевой игре. И ведущий вид
деятельности в детском саду не учеба, а игра.
Многие воспитатели сегодня разучились играть: в
учебных планах вузов и колледжей игре уделяется
мало внимания, основной акцент делается опять же
на учебные занятия. И в этом направлении нам
предстоит очень многое поменять. Мы ведем
большую методическую работу в детских садах, и
она дает хорошие результаты.
– Почему педагогическая общественность так
единодушно приняла в штыки министерскую идею о
введении предшкольного образования?
– Потому что речь поначалу шла о создании неких
“учреждений предшкольного образования”, об
“учителях предшкольного образования”, о
программах подготовки таких специалистов, о
создании специального учебно-методического
комплекта. Слава богу, Министерство образования
и науки сейчас ведет речь только об организации
дошкольного воспитания в разных формах (в
детских садах, школах и т.д.).
Еще одна причина, по которой встревожились
работники сферы дошкольного образования,
состоит в том, что они прекрасно понимают:
подготовка ребенка к школе, к будущей жизни
начинается не с пяти лет, а гораздо раньше.
Подводя итоги, можно сказать, что простым
введением пред-
школьного образования проблемы не решишь. Ценен
весь дошкольный возраст, а не только
предшкольный этап.
Беседовала
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|