ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49
Новые книги
ОТЦЫ И ДЕТИ.
ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Под редакцией Юрия Левады и Теодора Шанина.
М.: Новое литературное обозрение, 2005
Понятия “поколение”, “смена
поколений”, “отцы и дети” привычны и часто
используются как объяснение возникающих в
обществе проблем. Но сказать эти слова еще
совершенно не значит объяснить ситуацию. Каковы
же возможности и границы использования этих
понятий в социологических и исторических
исследованиях? В статьях сборника “Отцы и дети.
Поколенческий анализ современной России”
рассматривается “проблема поколений” в
специфических условиях отсроченной или
задержанной модернизации, заблокированного
социального продвижения, прежде всего – на
примере России XIX–XX веков. Кроме того, в книге
обсуждаются ценности и установки молодых
поколений российского общества в нынешний
момент и во временной динамике.
Материалы книги разбиты на два раздела. Первый
посвящен возможностям теоретического
исследования “проблемы поколений”. Все работы
дополняют одна другую, связаны между собой.
Второй раздел продолжает тему, связанную с
самореализацией, ценностями и стратегиями
молодого поколения современной России.
Теодор Шанин – известный социолог – утверждает,
что понятие “поколение” – широко
распространенная аналитическая категория языка
повседневности, беллетристики и СМИ.
Оно существует параллельно, но не альтернативно
другим категориям анализа и системам видения.
Поколенческое видение биографического и
исторического материала своими истоками уходит
в древность предписьменных времен. Легенды
тюрков и саги Севера, сказания Полинезийских
островов и книги Библии, хроники династий Египта
и Междуречья повторяют формулу “А породил Б, а он
породил В” как важнейший стержень
индивидуальной и коллективной памяти и
идентификации.
В современной социологии, по мнению Теодора
Шанина, понятие “поколение” чаще всего
употребляется как равнозначное
социально-возрастной “когорте”, т.е. тем, “кто в
результате близости дат рождения следует
параллельно схожими этапами собственного
биологического развития и социально очерченного
жизненного пути в рамках истории определенных
обществ… Поколенческий анализ современной
русской истории, вопросы “поколенческой”
причинности, конечно, переплетаются с другими
факторами: социальной мобильностью,
государственными стратегиями внутрипартийных,
классовых и этнических чисток и т.д. Но без
анализа “поколенческого среза” нельзя вполне
понять историю советской России и того, что
произошло позже”.
Ю.А.Левада в статье “Поколения XX века:
возможность исследования” пишет, что “плавный”
переход от одного поколения к другому можно
представить себе только в традиционном обществе,
где такой переход совершается в рамках семьи. В
современной жизни, насыщенной поворотами и
потрясениями, массовыми надеждами и
разочарованиями, становятся возможными такие
феномены, как “ключевые” поколения, задающие
“тон”, “разрывы” и конфликты между поколениями
“отцов и детей”.
По мнению авторов сборника, социальное значение
поколения не может измеряться опытом или
настроениями “большинства” или “массы” – речь
может идти о численно небольших элитарных
группах, сыгравших огромную роль в культурной и
политической истории страны (например,
“поколение 1812 года”). Поэтому надо говорить о
поколенческих группах – поколенческие образцы
формируются значимыми группами, которые могут
быть массовыми (в ситуации массовых войн) или
элитарными.
О новом активном поколении в России Ю.А.Левада
пишет: “В ближайшие годы наиболее активной
поколенческой группой станут люди, вступившие в
самостоятельную жизнь в 1990-е годы, т.е. родившиеся
примерно в 1975–1980 гг. Те, кто не только свободен от
“советского” наследия и памяти о нем, но
свободен и от переломов, ожиданий и
разочарований последних 15 лет, от борьбы за какие
бы то ни было социальные цели. По сути дела, это
первое за столетие поколение прагматиков,
лишенных исторической социальной памяти”.
В статьях сборника рассматриваются смысловой
состав понятия “поколение” и границы его
применимости в работах историков, демографов,
психологов. Теодор Шанин задумал представить
взгляд на историю России с точки зрения “смены
поколенческих серий”, иначе говоря, написать
историю России как историю смены поколений.
В статье В.А.Ядова “К вопросу об исторической
миссии молодого поколения” задается вопрос:
какие группы или субкогорты российской молодежи
обладают достаточным социальным ресурсом, чтобы
оказать заметное влияние на предстоящие
социально-экономические процессы в России? По
мнению автора, недостаточно перейти из статуса
дочери/сына в статус матери/отца, учителя и пр.
Чтобы осуществить свою роль обновленцев, молодые
должны войти в состав властвующей элиты, а это
процесс постепенный (если исключить возможности
государственного переворота). Но Россия –
расколотое общество. Раскол на приверженцев
русских традиций и на прозападников, возникший
со времен Петровских реформ, нынче не только не
преодолен, но скорее усиливается. Для “рывка
вперед” необходима гражданская солидарность, но
она может возникнуть, если сформируется
принимаемая большинством “национальная идея”.
Какую же идею может предложить молодое поколение
и вознести ее на своих знаменах? Наши молодые
если и несут, то разные знамена – от красного до
трехцветного вкупе с черным и при фашизоидном
значке.
Национальная идея мыслится нынешней элите
исключительно в символах прошлого величия, но в
конце концов должно прийти осознание
бесперспективности имперской политики и
наступить “примирение” с новым геополитическим
состоянием, в котором “славное прошлое”
консервируется в народной памяти и становится
одним из ресурсов осуществляемых
преобразований.
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|