ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Странно, что во время повышения
квалификации педагоги посещают семинары, лекции,
открытые уроки только по своему предмету. Крайне
редко заходят на урок к коллегам из другого
методического объединения даже в своей школе. И
уж совсем, наверное, никогда учителю не приходит
в голову отправиться в летний детский лагерь не
для того, чтобы подработать или вывезти
собственных детей, а именно за педагогическими
открытиями, опытом, размышлениями. Но ведь
педагогика не сезонное явление, она не меняется
от времени года или географической широты.
Поэтому мы предлагаем вам рассказ об опыте
работы двух детских лагерей, на первый взгляд
мало похожих друг на друга, – Всероссийского
детского центра «Орленок» и лагеря «Наш дом»,
который проводит общество Януша Корчака.
У них разная история, возраст, статус. Один –
огромный, престижный, разросшийся в несколько
самостоятельных лагерей; другой за всю свою
историю принял, наверное, меньше детей, чем
первый за одну только смену. «Орленок» ревностно
хранит традиции, а в «Нашем доме» нет даже
отрядов, вместо них дети по десять–двенадцать
человек живут в «семьях», где вожатые выполняют
скорее роль родителей, их даже называют папами и
мамами. Однако педагогические ценности
работников обоих лагерей схожи. Они приверженцы
гуманистической педагогики. Ведь комфортную,
интересную, яркую жизнь для ребят можно
устраивать по-разному. В соответствии с
традициями, собственными предпочтениями,
особенностями детей.
Нам показалось, что об этом очень важно
рассказать учителям – о том, какими непохожими
путями можно достигать педагогических целей. И
ни один не будет лучше другого. Главное, чтобы
взрослый при встрече с ребенком относился к нему
бережно, видел в нем главную ценность и все свои
усилия направлял на понимание и педагогическую
поддержку.
Тем более что проблемы перед педагогами, где бы
они ни работали, чаще всего стоят похожие. Можно
ли каждому ребенку дать опыт пережитого успеха?
Как научить его осознавать свои цели и желания и
добиваться задуманного? Нужно ли разделять детей
по способностям или другим критериям? А если нет,
то как работать с ними, такими разными?
Ответы на эти вопросы, которые рано или поздно
задает себе каждый учитель, волнуют и педагогов
тех лагерей, о которых мы сегодня рассказываем. А
ответы на них стали содержанием их многолетней
работы.
Ирина ДЕМАКОВА,
доктор педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
Академии повышения квалификации
и переподготовки работников образования,
записала Елена КУЦЕНКО
Тепло “Нашего дома”
Что значит сегодня воспитывать “по
Корчаку”
Уже больше десяти лет Российское
общество Януша Корчака проводит интеграционные
детские лагеря, названные «Наш дом» в память о
детском доме Корчака в Варшаве. Интеграционные
потому, что каждый лагерь собирает вместе детей
разных возрастов (от пяти до семнадцати лет), из
разных семей (многодетных, малообеспеченных,
«новых русских», полных и неполных), детей-инвалидов
и здоровых, хорошо успевающих в школе и отстающих,
неуспешных, с проблемами в общении, детей трех
рас, пятнадцати национальностей и четырех стран.
Состав вожатых тоже очень разнообразен. Это
волонтеры из России, Украины, Голландии, США,
Германии, Швейцарии, работающие добровольно и
бесплатно. Профессии у волонтеров-вожатых самые
разные: музыканты, социальные работники,
переводчики, инженеры, актеры – их всех
объединяют участие в корчаковских обществах
разных стран и интерес к проблемам детей-инвалидов
и сирот.
Понимание как способ профессионального
мышления
Изучение ребенка всегда было составной
частью любой педагогической работы, но в
условиях интеграционного лагеря понимание
уникальности и целостное видение ребенка
становится просто жизненно необходимым.
Педагоги должны были научиться видеть малейшие
детали в жизни и поведении детей. Для этого
взрослые обсуждают педагогические ситуации,
используют для лучшего понимания детей их
рисунки и фотографии, анкеты и опросники;
продолжают работу с материалами лагеря,
систематизируют записи и наблюдения.
В основе взаимоотношений в «Нашем доме» лежат
педагогические принципы, сформулированные
Корчаком: право на ошибку, на тайну, на уважение
детского незнания и труда познания, текущего
часа и сегодняшнего дня жизни ребенка, мистерии
исправления, усилий и доверчивости, права на
использование своих достоинств и сокрытие
недостатков, на движение, игру, собственность.
Каждый ребенок в лагере – самостоятельный,
достойный уважения человек со своими радостями,
бедами, секретами и увлечениями. Так же, как было
у Корчака.
За годы работы педагоги поняли, что чем
разнороднее группа детей, тем лучше взрослый
должен изучить их. По материалам наблюдений
детей условно можно разделить на семь групп:
дети-инвалиды, сироты, «жертвы школы», дети из
бедных семей, дети из семей «новых русских»,
дети-иностранцы, трудные дети (в эту группу
попадают и выходят ребята из всех остальных). У
каждой группы существуют свои специфические
проблемы и преимущества.
Например, слепые и слабовидящие поначалу не
имеют навыков общения со здоровыми детьми. Да и
те тоже на первых порах испытывают затруднения,
общаясь со слепыми. Для того чтобы помочь
ребятам, вожатые сначала активно советовались со
специалистами, изучали литературу по этому
вопросу. Но в процессе работы оказалось, что
лучшими консультантами могут стать сами слепые
дети. Ибо кто лучше них знает о проблемах
незрячего человека: что вызывает у него
затруднения, как им самим удавалось выходить из
таких ситуаций.
Дети из детских домов активны, общительны, но и
непредсказуемы в своем поведении, чрезмерно
возбудимы, часто плачут, всеми силами стараются
привлечь к себе внимание, иногда берут чужие
вещи. Понимание таких детей требует от педагогов
особого внимания, такта, терпения.
Жертвы школы приносят с собой весь свой
негативный опыт: недоверие к взрослым, желание
утвердиться любой ценой. Они иногда затевают
травлю одного из ребят, занудно выражают
недовольство всем и вся. Однако, почувствовав
поддержку, участие и понимание со стороны
взрослых и ребят, они довольно быстро
отказываются от привычных схем поведения.
Детей из бедных семей (как правило, врачей или
учителей) в лагере большинство. Они быстро и
охотно воспринимают идеи корчаковской
педагогики, доброжелательно общаются с ребятами
из всех других групп, легче других сходятся с
детьми-иностранцами. Правда, иногда неловко
чувствуют себя рядом с ребятами из богатых семей.
Детей «новых русских» в лагере немного. Они
активны, инициативны, охотно помогают другим. Эти
ребята прекрасно материально обеспечены, но
испытывают недостаток семейного уюта, тепла,
общения с родителями. Это они и ценят в атмосфере
лагеря.
Иностранцы приезжают с желанием познакомиться с
русской культурой, но в то же время испытывают
большие трудности из-за незнания языка. Им
переводят вожатые и ребята, но тем не менее
возникает ощущение отгороженности от общей
жизни лагеря. Работая с ними, педагог должен
постоянно помнить о языковом барьере и о том, что
они выросли в другой культуре. Вовлечение их в
дела лагеря требует особых усилий.
В последнюю группу – «трудных детей» – хотя бы
однажды попадал почти каждый ребенок из других
групп в том случае, если возникала конфликтная
ситуация. Для ее преодоления педагог заключает
соглашение о «перемирии». При этом он должен быть
готов к тому, что соглашение будет вновь и вновь
нарушено. После чего взрослый терпеливо и
доброжелательно заключает новый договор.
При этом абсолютно все дети хотят, чтобы взрослые
их понимали и принимали. Весь уклад и атмосфера
лагеря ориентированы на взаимопомощь,
сотрудничество, поддержку каждого, кто в ней
нуждается. Поэтому формы работы не могут
оставаться неизменными на протяжении всех лет
существования лагеря. Они подстраиваются под
сегодняшнюю педагогическую ситуацию. Например,
когда стало ясно, что слепые дети слишком сильно
устают, проводя все время вместе со здоровыми,
возникла идея «комнатных диаспор». Это значит,
что слепые дети стали жить отдельно, и только по
желанию ребенка он поселялся в комнате зрячих.
Море как педагогический фактор
К счастью, лагеря часто удавалось
устраивать на Черном или Азовском морях.
Плавание и горные походы дают возможность многим
ребятам, особенно слепым, ощутить полноту жизни.
Из дневника руководителя лагеря «Наш дом»
Когда произносишь словосочетание «Наш
дом», перед глазами проносятся привлекательные
картины, в том числе море. Зрячим детям море
давало эстетическое наслаждение, слепым –
возможность компенсации привычных ограничений:
в море они чувствовали себя свободными и
счастливыми, поэтому никто из взрослых не
препятствовал их стремлению общаться с морем
часами. Слепые дети стремились заплывать очень
далеко, и это было проблемой для ребят, которые их
сопровождали.
Купание и сопровождение стали ежедневным
ритуалом. Особенно стремился к долгому плаванию
Сережа. Он ослеп в 12 лет. Причиной стала страсть к
химии и взрывам. В лагере Сережу старались понять
и поддержать в его морских устремлениях. Однажды
погода испортилась. Был сильный ветер и
проливной холодный дождь. Сережа с самого утра
молча стоял под дверью своего вожатого. Когда
вожатый проснулся и вышел, то сразу все понял. Они
вернулись через час мокрые и усталые, но Сережа
был в эту минуту самым счастливым человеком на
свете.
Конечно, работа с такими разными детьми требует
от взрослого особого педагогического такта,
умения использовать любую ситуацию, обращая ее в
ситуацию успеха и преодоления.
Однажды в Судаке руководителям лагеря
посчастливилось вывезти ребят в море на яхте.
Капитан, выйдя на глубину, решил доставить детям
удовольствие и предложил искупаться. Взрослые не
успели и глазом моргнуть, как все – и слепые, и
зрячие – с визгом попрыгали с борта в воду.
Вожатые оцепенели от страха, но крик поднимать не
стали, а просто помогли ребятам забраться
обратно, когда время купания истекло. Потом
оказалось, что капитан даже не понял тогда, что
среди его пассажиров было немало слепых детей. А
для них это были незабываемые мгновения.
В нашем обществе сейчас, к сожалению, здоровые
люди относятся к инвалидам как к людям второго
сорта. Они подчас с самого детства чувствуют себя
ущербными, обделенными судьбой. К идее
интеграции больных и здоровых детей сначала
отнеслись с осторожностью многие специалисты. Но
практика показала, что детей нельзя разделять по
принципу физических или иных недостатков. А
совместная жизнь обогащает и детей-инвалидов, и
здоровых. Каждого по-своему. Незрячие дети не
только слышат от взрослых о том, что могут жить
полноценной, насыщенной жизнью, но и обретают
опыт такой самореализации. А здоровые дети
получают возможность помогать им и дарить эту
радость.
Они становятся нужны друг другу. Примером таких
взаимоотношений был поход в горы. Когда педагоги
договаривались с проводником, он долго не
понимал, как можно идти в горы со слепыми. Но
оказался отзывчивым человеком и согласился. С
условием, что здоровые дети будут особенно
внимательны в опасных местах. И поход удался.
Правда, зрячие дети волновались, наверное,
больше, чем слепые. Они понимали, какая на них
лежит ответственность. И все закончилось
благополучно. Счастливы были и те и другие. У
незрячих ребят изменилась даже осанка:
приподнятые, ссутуленные плечи (поза,
характерная для слепого человека) распрямились,
головы высоко подняты.
Такой опыт, как и опыт всей лагерной жизни,
необыкновенно важен как для детей-инвалидов, так
и для здоровых ребят.
Конституция «Наш дом» – права и
обязанности граждан
1. Граждане нашего Дома имеют право на
детство как замечательную пору в жизни человека,
время, когда ребенок верит, что взрослые помогут
и защитят его. Дети могут реализовать свое право
на детство только в сообществе со взрослыми.
2. Гражданин нашего Дома имеет право на уважение.
Уважение – это понимание ребенка, признание в
нем личности, активной и ответственной,
признание его равноправия со взрослыми.
3. Гражданин нашего Дома имеет право на помощь со
стороны взрослого. Взрослый должен учить ребенка
выходить из сложных ситуаций, помогать ему.
Помощь должна быть предложена тактично, принята
добровольно – для этого между детьми и взрослыми
необходимо установить отношения доверия.
4. Гражданин нашего Дома имеет право на защиту от
произвола и насилия. Никто не имеет права
вмешиваться в личную жизнь человека. Наказания
(физические) недопустимы. Недопустимо также в
случае плохого поведения переводить ребенка в
другую семью или палату без обсуждения с ним. В
конфликтных ситуациях ребенок может обратиться
за помощью к взрослым или решать свои проблемы
самостоятельно.
5. Гражданин нашего Дома имеет право на равные
стартовые возможности, независимо от состояния
здоровья, особенностей умственного и
физического развития, расы, национальности,
социального статуса, возраста и т.д. Каждый
ребенок имеет право на участие во всех делах
Дома, на полноту информации о жизни Дома, планах;
ребенок имеет право на индивидуальный подход,
достойное место в коллективе, самостоятельность
и взрослость.
6. Младшие дети – особая забота нашего Дома. Они
имеют равные права со старшими детьми. В
отношениях старших и младших детей недопустимы
насилие, шантаж, угрозы. Младшие дети имеют право
на сон днем (тихий час) и полноценный отдых ночью.
Если старший ребенок бьет младшего, на него можно
подать в суд.
Самые маленькие дети нашего Дома находятся под
защитой всех детей.
Обязанности граждан «Нашего дома»
1. Каждый взрослый обязан помнить, что он
был когда-то ребенком: это поможет ему быть
терпимым и снисходительным к детям.
2. Взрослые обязаны не баловать детей, не
разрешать им делать все, что вздумается.
3. Взрослые обязаны выслушать ребенка перед
принятием решения.
4. Взрослые должны организовать в Доме запас
непортящихся продуктов для детей, которые не
могут вытерпеть голода от завтрака до обеда и от
обеда до ужина.
5. Каждый гражданин нашего Дома обязан любить и
беречь окружающую природу, хорошо вести себя в
общественных местах и дома, выполнять
рекомендации врачей, уважительно относиться к
просьбам взрослых, не использовать нецензурной
брани, не допускать хамства, грубости, беречь наш
Дом.
6. В Доме нельзя входить в комнату соседей без
стука, брать без разрешения чужие вещи и обижать
маленьких.
7. Старшие дети, которым разрешается заплывать за
буйки, не имеют права дразнить тех, кому это не
разрешается взрослыми.
8. Каждый гражданин нашего Дома обязан уважать
законы коллектива, считаться с людьми, которые
живут рядом с ним.
9. Взрослые обязаны обеспечить возможность
каждому ребенку активно участвовать во всех
делах Дома.
10. Самые маленькие граждане нашего Дома обязаны
слушаться старших, помогать друг другу, убирать
свои комнаты, чтобы было чисто, не драться, не
обижать друг друга.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|