ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Наталья ЩЕРБАКОВА,
Ирина ХЛУДНЕВА,
учителя русского языка
и литературы
г. Владивосток
Разноцветная фонетика
Изучение художественного текста на
уроках литературы с точки зрения цвета и звука
Сейчас, пока не затянула школьная
текучка, есть время и возможность подумать о том,
как можно разнообразить давно накатанные темы.
Каждый учитель сталкивается с тем, что его
предмет не дается некоторым детям. Гуманитарии
мучаются с гидроксидами и киловаттами, а технари
– с частями речи и членами предложения.
Сопротивляющийся учебный предмет кажется
ребенку скучным и запутанным. Особенно обидно,
когда это касается твоего родного языка. Между
тем в изучении словесности можно обнаружить
немало поводов и для поиска закономерностей, и
для воображения.
Вы никогда не задумывались над тем,
почему лилию называют именно лилия, а не репей?
Чаще всего мы не воспринимаем осознанно звуковой
образ слова, сосредоточивая все свое внимание на
смысле или правописании. Действительно, почему?
Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе?
Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что
значение слова связано с его звуковой,
фонетической формой?
На самом деле не только слова, но и звуки несут в
себе определенную информацию. Мы говорим: мягкие
и твердые согласные, но ведь звуки нельзя
потрогать. Не могут они обладать и ростом.
Проведем эксперимент. Даются для сравнения две
матрешки разного размера (большая и маленькая).
Какую матрешку зовут «А», а какую «И»? Почему?
(Большинство участников опроса говорят, что
большую матрешку зовут «А», а маленькую – «И».)
Сошлемся на авторитетное мнение М.В.Ломоносова:
«Частое повторение А способствовать может
изображению великолепия, великого пространства,
учащение письмен Е, И, Я, Ю – к изображению
нежности, ласкательства или малых вещей».
Видимо, что-то такое есть, что заставляет считать,
что А приятнее, чем Х, О светлее, чем Ы, Р быстрее,
чем Ш.
Оказывается, именно в этих свойствах звуков
скрыта одна из тайн рождения, жизни и смерти
слова.
Эта теория не беспочвенная фантазия, поскольку
существует определенная отрасль филологии –
фоносемантика (теория содержательности звуковой
формы в языке). В создании этой теории
участвовали и другие науки: математика, физика,
психология.
Приняв во внимание обоснования Ломоносова о
содержательности звуков речи, мы стали
использовать таблицы, формулы, графики
вышеупомянутой теории при анализе поэтических
текстов на уроках литературы и пришли к выводу,
что звуковое давление может оказать влияние на
восприятие текста.
Задание для аудитории: внимательно прослушать
текст. После прослушивания нужно будет ответить
на вопрос.
Жертва служебного долга
Одна из западных воскресных газет извинилась
перед читателями за то, что в очередном номере
отсутствует постоянная рубрика «Куда пойти
поесть?», рекламирующая рестораны, кафе и бары.
Редакция пояснила, что репортер, поставляющий
материал для этой рубрики, заболел, отравившись в
одном из ресторанов «при исполнении служебных
обязанностей».
Вопрос: каким блюдом отравился репортер? Горячим
или холодным?
Как правило, аудитория сомневается: кто-то
отвечает «горячим», а кто-то – «холодным».
Теперь этот же текст будет прочитан с некоторыми
поправками.
Одна из западных воскресных газет, «Нибджет
фейж», извинилась перед читателями за то, что в
очередном номере отсутствует постоянная рубрика
«Куда пойти поесть?», рекламирующая рестораны,
кафе и бары. Редакция пояснила, что репортер,
поставляющий материал для этой рубрики, заболел,
отравившись в ресторане «Чоффет» «при
исполнении служебных обязанностей».
На этот раз большинство участников отвечали
«горячим». Почему? Ф, Ч, Ж – «горячие» звуки, из
них составлены слова «Нибджет фейж» и «Чоффет».
Вот что явилось подсказкой при выборе ответа, вот
что подтолкнуло испытуемых в «горячую» сторону.
Безусловно, вы можете возразить и сказать, что
для вас Ф, Ч, Ж – холодные звуки: «Я чувствую так, и
мне это кажется верным». Или: «Для меня А меньше,
чем И».
Можете упомянуть Коперника, который был убежден,
что Земля вертится вокруг Солнца, хотя остальные
считали по-другому и были не правы. Но в языке
дело обстоит иначе. В языке коллективное есть
действительное. Единственный законодатель для
языка – народ-носитель языка: как он считает, так
и правильно.
По нашим наблюдениям, метод звукоцвета
эффективен в первую очередь для развития устной
речи и образного мышления учеников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|