ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49
РАЗГОВОР С УЧИТЕЛЕМ
Нина ИВАЩЕНКО,
беседовала Елена КУЦЕНКО
Профессионал умеет работать без
гнева и пристрастия
Войти в положение ученика гораздо
продуктивнее, чем кипеть благородным
негодованием
Совсем скоро пройдут августовские
педсоветы, школа начнет входить в деловой ритм:
планы, расписание уроков, нагрузки. Но пока еще
есть время не торопясь поразмышлять и поговорить
о трудных, счастливых и безрадостных приметах
нашей профессии. Сегодняшний наш собеседник –
Нина ИВАЩЕНКО.
– Вот уже который год кажется: никогда
не было у учителя такого сложного положения. С
одной стороны, общественное мнение, с другой –
проклятие всеобуча, то есть полное бесправие. Но
изменение общественного мнения – это дело
десятилетий. Отмена всеобуча тоже далека, как
царствие небесное. Из этих реальных
обстоятельств и приходится исходить, строя свои
отношения с учениками. Как принято теперь
выражаться – исходя из внутренних ресурсов.
– Опять расчет на учительский энтузиазм?
Сколько же можно? Кажется, что ресурсы эти давно
исчерпаны…
– Ресурсы есть, и немалые. Прежде всего
искреннее желание добра ученику без всякой
примеси собственной выгоды – качество по
теперешним временам редкое. Профессиональное
умение находить, иногда, как в потемках,
нащупывать психологический контакт, пробиваться
к сознанию ученика сквозь равнодушие,
озлобленность. И главный наш рабочий инструмент
– культура. Истинная культура, сохранившаяся,
как в заповедниках, в тех местах, где зарплата не
покрывает затраченных сил и нервов. Собственно,
только это может дать нам надежду быть
услышанными.
– Руководствоваться такими высокими
принципами, конечно, хорошо. Но работа в классе
требует более ощутимых инструментов.
– Первое, что необходимо, на мой взгляд,
совершенно твердо помнить – нет правила в нашей
работе, не допускающего исключения. И тем не
менее правила существуют, знать их стоит, я думаю,
любому учителю с любым стажем, опытом и
авторитетом.
Главное, конечно, в любом контакте, а с учеником
особенно, – уважение к нему. Это уважение должно
проявляться не в тихом голосе, в котором ученик
мгновенно распознает нотки раздражения или
пренебрежения, и не только в словах «будь добр»,
«пожалуйста» и т. д., а в признании прав ученика
многие вещи понимать и делать по-своему. У
англичан есть прекрасное правило – в споре
начинать свое возражение со слов «вы правы, сэр,
но…». Я имею в виду, разумеется, не саму эту фразу,
а ее смысл, заключенное в этой форме отношение к
собеседнику.
– Но педагогическая работа – это не только
отношения, но и взаимодействие.
– Не менее важно пытаться понять причины
проступков ваших питомцев. Ученик на вашем уроке,
допустим на математике, «передирает» домашнее
задание по английскому языку. Возмутительно?
Конечно. Обидно чисто по-человечески. Ты
распинаешься у доски, в поте лица что-то
объясняешь, по выражению учеников, «как папа
Карло», а он в это время… Да еще кто бы другой, а
то этот… Но попробуем поставить себя на место
этого недоросля. «По математике сейчас не
спросят – учитель объясняет новый материал, а на
английском в прошлый раз еле упросил не ставить
двойку». Можно кипеть благородным негодованием,
говорить много справедливых слов, до него не
достучитесь.
– Что же, терпеть? Пусть делает что хочет?
– Нет, конечно. Нужно, во-первых, найти
корректные слова для выражения вашего
негодования, а во-вторых, показать, что вы
понимаете его резоны, но не можете их принять, и
ему придется заниматься математикой. Не важно,
какими словами это будет сказано, каждый умеет
сказать по-своему, главное, чтобы не было
взаимного озлобления. «Без гнева и пристрастия».
Ученик списывает. Я не буду перечислять все
варианты правильной и неправильной реакции
учителя. Хочу просто привести эпизод, который
произвел на меня сильное впечатление. На уроке
моего коллеги девочка списывала, отвечая у доски.
Учитель спокойно, без ругани и объяснений
предложил ей сесть за парту и, когда она
попросила извинения, сказал: «Нет, я тебя не
прощаю». Это было сказано спокойно и убедительно,
и я думаю, что не только эта девочка, но и ее
одноклассники запомнят эту очень достойную
реакцию учителя в ответ на попытку его обмануть.
– Не слишком ли?
– Конечно, отлучение – одно из самых
сильных педагогических средств. Применять его
часто недопустимо, но в исключительных случаях
фраза «Извини, я не хочу сейчас с тобой
разговаривать» действует сильнее длинной и
подробной проповеди.
Есть еще очень трудный, по крайней мере для меня,
вид контакта с учениками. Это контакт с
ограниченным и очень старательным учеником. Чаще
это девочки. Объясняешь, показываешь,
исправляешь, разжевываешь, а она смотрит
безмятежным взглядом и совершенно не понимает,
почему же все-таки у нее не «5», а «3». Это
серьезное испытание на профпригодность. Если
учитель не выдерживает, начинает кричать,
срываться, зная, что перед ним ребенок с
ограниченными возможностями, который искренне
хочет сделать как лучше, такому учителю нужно
уходить из школы.
– Что же делать педагогу в такой ситуации,
когда терпение кончается? Это иногда происходит
и с хорошими в общем-то учителями.
– Не хочется повторять прописные истины о
терпимости и доброжелательности. Лучше привести
один пример. В журнале «Наука и жизнь» есть
статья об уголке Дурова. Метод дрессировки
Дурова отвергает отрицательное подкрепление
навыков. На репетиции одна из собак испугалась
громкого звука и отказалась работать.
Дрессировщица, раздосадованная тем, что
срывается репетиция, строго прикрикнула на
собаку. Та, по словам Натальи Дуровой, «ощутила
себя окруженной враждебными силами», и пришлось
потратить немало времени, чтобы вернуть собаке
нормальное рабочее состояние.
Возможно, стоит иногда подумать, не чувствует ли
себя наш ученик «окруженным враждебными силами».
С одной стороны, предмет, который непонятен (не
важно почему – не учил, не слушал, запустил), с
другой – класс, который насмехается, с третьей –
учитель, который торопит и раздражается. А ведь
на уроках главное, чтобы ученик был раскован,
заинтересован именно тем, что изучается,
сосредоточен на предмете, а не на своих обидах.
– А если он невыносимо ведет себя и
отравляет жизнь всему классу?
– Мы можем любить или не любить ученика, но
допускать разницу в отношении к хорошему и
плохому ученику на уроке ни в коем случае нельзя.
Это все равно что отношение хирурга к больному.
«Этот мне нравится, его я буду резать аккуратно и
под наркозом, а этот запустил болезнь, и вообще
физиономия у него какая-то противная, будем его
оперировать без наркоза, а в наказание еще
что-нибудь лишнее отрежем».
Я не считаю, что при каких бы то ни было методиках
и подходах есть возможность всем ученикам дать
полноценное образование. Но держать высоко
престиж учителя мы можем только научившись
точно, интеллигентно, интересно и правильно
выбирать слова и интонацию, чтобы благодать
понимания давалась нам по возможности чаще.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|