ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Татьяна ЩУЛКИНА,
заместитель директора
школы № 116
г. Казань
Психологический климат в школе
Больше всего его портят сплетни и
интриги
Август. Время спокойное и
умиротворенное. Однако очень скоро сентябрь
соберет школьный народ, и зажужжит, засуетится
привычная жизнь. Одинокие прогулки, неторопливое
чтение сменятся бурным эмоциональным общением.
Давно замечено, что человек, вступая в
контакт с другими людьми, не только чувствует
себя по-иному, чем наедине с собой, у него
по-другому протекают психические процессы.
Взаимодействие даже двух человек значительно
изменяет ход их деятельности. Российский
социальный психолог В.Б.Ольшанский выделяет
следующие типы взаимного влияния.
Взаимное облегчение. Присутствие партнера
повышает успешность деятельности каждого из них.
Взаимное затруднение. Присутствие другого
приводит к увеличению числа ошибок в
деятельности каждого.
Одностороннее облегчение. Присутствие одного
облегчает деятельность только второго из
партнеров.
Одностороннее затруднение. Присутствие одного
отрицательно влияет на работу другого.
Независимость. Совместное присутствие никак не
отражается на деятельности каждого из них, что
практически наблюдается очень редко.
Разнообразие типов взаимных влияний подводит
нас к понятию психологической совместимости. Это
один из важнейших внутренних факторов, влияющих
на психологический климат в коллективе.
Психологическая совместимость – это эффект
сочетания людей, который дает максимальный
результат при минимальных психических затратах.
Если группа добивается высоких результатов при
колоссальных затратах психической и иной
энергии, за счет нервных срывов, это уже
заставляет сомневаться в психологической
совместимости и в благоприятном психологическом
климате.
Совместимость людей не бывает абсолютной. Она
всегда касается конкретной деятельности или
сферы взаимодействия. В экспериментальных
исследованиях выявлено, что на психологическую
совместимость и успех совместной деятельности
влияют:
общность взглядов, высокая мотивация;
оптимальные психофизиологические качества
каждого участника; возможность выделения лидера;
высокая критичность к себе и терпимость к
окружающим; доверие друг к другу;
максимальная загруженность деятельностью;
возможная степень уединения каждого из
участников; определенность стоящей задачи.
Эти выводы сделаны на основе экспериментальных
исследований малых групп в условиях
многосуточной изоляции, т.е. в условиях более
жестких по сравнению с деятельностью обычных
коллективов. Тем не менее учет этих выводов
необходим при организации любых коллективов.
Самооценка и чувство собственного
достоинства
От того, как окружающие относятся к
человеку, зависит и его отношение к самому себе.
Самооценка – это стержневая характеристика
личности, ее ядро. Самооценка включает в себя
оценку самого себя, своей деятельности, своего
положения в коллективе, своего отношения к
другим его членам.
Учителя с пониженной самооценкой в одном из
исследований были выделены в особую группу. Их
профессиональный стиль отличается несколькими
чертами:
1. Отрицательно реагировать на тех учеников,
которые тебя не любят.
2. Использовать любую возможность создания
трудностей для детей, чтобы не давать им
расслабляться в учебе.
3. Стимулировать ребенка к учебе главным образом
на основе чувства вины за свои промахи.
4. По возможности строить учебную деятельность на
основе конкурентной борьбы учеников.
5. Заранее исходить из вероятности нечестного
поведения учеников на экзаменах.
6. Стремление к установлению жесткой дисциплины
любой ценой.
Если основным психологическим состоянием такого
учителя в классе становится ощущение
беспомощности и незащищенности, то у него
повышается тревожность. Он подозрителен в
отношениях не только с детьми, но и с их
родителями, коллегами. Это влечет за собой
чрезмерную жестокость и властность в поведении,
желании любой ценой утвердиться в глазах
окружающих. В книге А. Джерсилда «Когда учителя
смотрят на себя» отмечено, что чрезмерная личная
напряженность учителя проявляется в ранимости,
самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в
себе, склонности к соперничеству, постоянном
опасении оказаться несостоятельным.
Напротив, «эффективные» учителя ориентируются
на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно
оценивая себя как способного человека,
достойного уважения, который скорее приятен
другим, чем неприятен. Такие люди относятся с
энтузиазмом к преподаваемому предмету, могут
пробудить к нему живой интерес, верят в
способности своих учеников и подбадривают их. Им
свойственны теплое отношение к другим, юмор,
подлинность эмоциональных проявлений, искреннее
сопереживание ученикам и умение укреплять у них
чувство самоуважения.
Роль администрации школы в обеспечении
здорового психологического климата
Педагогический коллектив в наше время в
основном женский. В социальных условиях, в
которых оказалось наше общество, женщины –
наиболее незащищенная, ранимая его часть. И
администрация школы должна это учитывать:
предупреждать конфликты между учителями,
налаживать взаимоотношения между ними. В
возникновении конфликтов большую роль играет
психологическое состояние человека. А это во
многом зависит и от администрации школы.
Прежде всего директор и завучи должны хорошо
знать и учитывать личностные особенности
учителей, обстоятельства их жизни, способности и
умения. Бывает, что классный руководитель,
прекрасно работающий в старших классах, не умеет
наладить работу в среднем звене. В этом случае
нужно либо в тактичной форме помочь ему, либо
использовать его знания и опыт в той параллели,
где ему легче работать. Иначе у такого учителя
неизбежны нервные срывы, что отразится на его
отношениях с детьми и коллегами.
Замечания, устные и письменные (например, в
журналах), должны быть всегда конкретными и
обоснованными. Нельзя допускать, чтобы недочеты
одного учителя были отмечены, а подобные у
другого – пропущены. На такие оплошности завучей
обычно очень болезненно реагируют учителя. Это
касается как замечаний, так и поощрений.
Одним из самых трудных моментов в работе завуча
является составление расписания. Так называемые
«окна» утомляют и раздражают учителей.
Разумеется, всем одинаково угодить невозможно,
но учитывать семейные обстоятельства, состояние
здоровья учителя, характер преподаваемого им
предмета нужно обязательно.
Перемена для учителя – это возможность
отдохнуть. Все, кроме дежурных учителей, обычно
приходят в учительскую. И нередки случаи, когда в
учительской в это время создается нервная
обстановка: поиски ключей от кабинетов, журналов.
Поэтому так важна четкая работа завуча.
Недопустимы разговоры на повышенных тонах. Все
это не дает возможности настроиться на рабочий
лад.
Иногда причиной конфликта бывают элементарные
сплетни. Обычно грешат этим не самые сильные
учителя. Ведь настоящим профессионалам подобное
“самоутверждение” не нужно. Если к завучу или
директору приходят с жалобами на коллег, то самое
мудрое с их стороны решение может быть
единственным: внимательно выслушав жалобщика,
сказать ему, что сейчас, в его присутствии, будет
приглашен тот, о ком идет речь, и все вместе
обсудят ситуацию. В таких случаях любовь к
закулисным интригам быстро проходит.
На протяжении многих веков большинство
конфликтов разрешалось по принципу: ты или
победитель, или побежденный. Ты или празднуешь,
или страдаешь. Однако конфликт в школе не должен
сводиться к этой формуле. Надо находить такое
решение, чтобы все стороны выигрывали. Это
трудно, но совершенно необходимо. Тогда энергия
конфликта из разрушающей превращается в
творческую.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|