Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кто работает больше за меньшую зарплату?

Угадать можно с одного раза: учитель

«Учитель стал почти синонимом неврастеника, и это около учеников – детей, на которых его нервозность отражается почти заражающим образом. И в основе этого лежит просто рубль, урванный у него и переданный чиновнику…» – писал В.Розанов. И там же, несколько выше, не менее горько: «Мы имеем чисто языческое, грубо римское представление об учителе: “Учитель” – это немного “раб”, конечно, “учёный раб” и все-таки не смеющий возвыситься до сравнения в положении с отцом детей, к которым он приставлен и который есть для него немножко “господин”». Прошло сто лет с тех пор, как были написаны эти строки, но положение учителя, по существу, мало изменилось, по крайней мере в нашей стране. И одна из причин заключается в том, что в системе образования скрыты закономерности, относительно независимые от социальных изменений, и эти закономерности делают систему образования одним, пожалуй, из самых консервативных общественных институтов.

Понятие сверхурочной работы распространяется на всех работников России. Кроме педагогов. Учительский труд называют в таких случаях дополнительной педагогической нагрузкой, хотя учительский труд включает в себя не только уроки, но и подготовку, которая не поддается учету и нормированию, а фактически полностью зависит от добросовестности педагога. Возникает парадокс: чем более тщательно и добросовестно готовится учитель к урокам, тем меньше оплачивается его труд, чем он больше и лучше работает, тем для него же и хуже.
Ученые подсчитали все виды деятельности, которыми занят учитель на работе. Их получилось свыше трехсот. К семи основным группам относятся: ведение уроков и факультативов, дополнительные занятия и консультации, подготовка к занятиям и чтение литературы по специальности, проверка тетрадей, деловые встречи с родителями, коллегами, администрацией, совещания, педсоветы, методические секции и подготовка к ним, ведение педагогической документации.
Итак, за зарплату меньшую, чем у большинства населения, учитель вынужден работать больше.
Невероятно, но факт: 17,5% педагогов не имеют дома определенного места для работы. Особенно в тяжелом положении оказались городские учителя: из них не имеют определенного места для работы 31,7%.
Особенно тревожно, что при низкой оплате труда рабочий день учителя проявляет тенденцию к увеличению: рассчитывая поправить свое положение, учителя набирают часы – в результате снижается качество преподавания и изнашивается выжатый как лимон учитель. Администрации приходится мириться с этим, поскольку другие учителя ушли из школы.
Работа в школе болезненно сказывается и на семье учителя. Исследования, проводившиеся в Ставропольском крае, показали, что четвертая часть мужей ненавидят профессию жены-учительницы. Высок процент распада семей: среди учительниц до 30 лет – 24,6% незамужних, причем в городе – 19,8%, а на селе – 28,9%.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru