ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кто работает больше за меньшую
зарплату?
Угадать можно с одного раза: учитель
«Учитель стал почти синонимом
неврастеника, и это около учеников – детей, на
которых его нервозность отражается почти
заражающим образом. И в основе этого лежит просто
рубль, урванный у него и переданный чиновнику…»
– писал В.Розанов. И там же, несколько выше, не
менее горько: «Мы имеем чисто языческое, грубо
римское представление об учителе: “Учитель” –
это немного “раб”, конечно, “учёный раб” и
все-таки не смеющий возвыситься до сравнения в
положении с отцом детей, к которым он приставлен
и который есть для него немножко “господин”».
Прошло сто лет с тех пор, как были написаны эти
строки, но положение учителя, по существу, мало
изменилось, по крайней мере в нашей стране. И одна
из причин заключается в том, что в системе
образования скрыты закономерности, относительно
независимые от социальных изменений, и эти
закономерности делают систему образования
одним, пожалуй, из самых консервативных
общественных институтов.
Понятие сверхурочной работы
распространяется на всех работников России.
Кроме педагогов. Учительский труд называют в
таких случаях дополнительной педагогической
нагрузкой, хотя учительский труд включает в себя
не только уроки, но и подготовку, которая не
поддается учету и нормированию, а фактически
полностью зависит от добросовестности педагога.
Возникает парадокс: чем более тщательно и
добросовестно готовится учитель к урокам, тем
меньше оплачивается его труд, чем он больше и
лучше работает, тем для него же и хуже.
Ученые подсчитали все виды деятельности,
которыми занят учитель на работе. Их получилось
свыше трехсот. К семи основным группам относятся:
ведение уроков и факультативов, дополнительные
занятия и консультации, подготовка к занятиям и
чтение литературы по специальности, проверка
тетрадей, деловые встречи с родителями,
коллегами, администрацией, совещания, педсоветы,
методические секции и подготовка к ним, ведение
педагогической документации.
Итак, за зарплату меньшую, чем у большинства
населения, учитель вынужден работать больше.
Невероятно, но факт: 17,5% педагогов не имеют дома
определенного места для работы. Особенно в
тяжелом положении оказались городские учителя:
из них не имеют определенного места для работы
31,7%.
Особенно тревожно, что при низкой оплате труда
рабочий день учителя проявляет тенденцию к
увеличению: рассчитывая поправить свое
положение, учителя набирают часы – в результате
снижается качество преподавания и изнашивается
выжатый как лимон учитель. Администрации
приходится мириться с этим, поскольку другие
учителя ушли из школы.
Работа в школе болезненно сказывается и на семье
учителя. Исследования, проводившиеся в
Ставропольском крае, показали, что четвертая
часть мужей ненавидят профессию
жены-учительницы. Высок процент распада семей:
среди учительниц до 30 лет – 24,6% незамужних,
причем в городе – 19,8%, а на селе – 28,9%.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|