ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Александр БЕЛОУСОВ,
доктор филологических наук
Санкт-Петербург
Анекдотическая Пушкиниана
Попросите своего взрослого знакомого
прочесть наизусть что-нибудь из Пушкина – вряд
ли он продвинется дальше «кота ученого». Зато
наверняка помнит хотя бы несколько школьных
анекдотов о великом русском поэте.
Старейший цикл «культурных» русских
анекдотов посвящен Пушкину. Время и
обстоятельства возникновения фольклорных
анекдотов, которые А.Д.Синявский назвал
«скабрезным хламом», неизвестны. Во всяком
случае, захолустный Сарапул 1880-х годов
пробавлялся совсем другими анекдотами: Пушкин
здесь лишь способствует поэтическому творчеству
Ивана Баркова. Анекдоты о непристойных шутках
самого Пушкина появляются, по-видимому, в связи с
празднованием столетней годовщины со дня
рождения. О том, что они уже существовали до
революции, свидетельствуют пересказы этих
анекдотов латышами и поляками, услышавшими их в
русской школе или в царской армии.
Анекдоты о Пушкине продолжают возникать и в
советское время: очень способствовал этому
шумный юбилей 1937 года. Анекдотический Пушкин
травестирует ходячий образ великого поэта. Он
иной: « “неприличный”, нецензурный, не только
неофициальный, но сознательно
“противоофициальный”» (определение В.Топорова).
Это шут, что типично для представления о поэтах в
русской традиционной культуре. Остальные
деятели культуры куда менее популярны: анекдотов
о них мало, и они не столь долговечны, как
пушкинские, которые до сих пор встречаются среди
школьников.
Очень характерная особенность современного
анекдота – тексты о кино- и телегероях. Этот ряд
открывают герои знаменитого советского фильма о
«Чапаеве» (1934), анекдоты о которых появились в
середине 1960-х. Этому могли способствовать
торжества по случаю тридцатилетия выхода фильма
на экраны страны, но есть и особая версия об их
происхождении, согласно которой они были
специально запущены, чтобы сбить волну анекдотов
о Ленине. Анекдотический Василий Иванович Чапаев
доводит до предела безграмотность и
крестьянскую наивность киногероя, а вместе с тем
иногда поражает своим здравым смыслом.
Василий Иванович и Петька сидят на берегу реки и
полощут ноги в воде. Петька говорит:
– Ох, Василий Иванович, ну и грязные же у тебя
ноги! Куда грязней моих!
– Еще бы, Петька, ты с какого года, а я с какого?!
Анекдот пародирует и травестирует официального
героя:
– Эх, Петька, потомки о нас еще песни слагать
будут!
– Анекдоты, Василий Иванович, анекдоты…
Однако он «сохраняет значение народного героя,
хотя и навыворот, в соединении тупости,
храбрости, невежества, простодушия и
реалистической рассудительности» (Абрам Терц,
1981). Анекдоты о Василии Ивановиче и его боевых
товарищах до сих пор один из самых популярных
анекдотических циклов.
Огромное количество анекдотов породил и
телесериал «Семнадцать мгновений весны» (1973).
Отталкиваясь от возвышенной героики фильма,
анекдоты снижают ее вульгарными и примитивными
подробностями материально-телесной жизни,
острый драматизм сюжета превращают в комический
фарс, разыгранный бестолковыми недоумками,
которые больше похожи на клоунов, чем на агентов
спецслужб, а интеллектуального героя изображают
анекдотическим простаком, который не может, да и
не хочет сохранять свою тайну. Вслед за
пародийными «дублями» к телесериалу появились
десятки чисто каламбурных анекдотов:
Штирлицу угодила в голову пуля. «Разрывная»,—
подумал Штирлиц, раскинув мозгами.
Анекдотический цикл о Штирлице – единственный, в
котором каламбуры играют столь важную роль:
двуплановость каламбура подобна характерной для
«разведческого» фильма двусмысленности
предмета, персонажа и действия. Обнажение
скрытого смысла высказывания в словесной игре
соответствует жанровой специфике телесериала.
Анекдоты издавна «создаются вокруг оси
«”глупость – ум”» (Мелетинский) и поэтому
предпочитают героя-интеллектуала. Отклик на
фильм «Место встречи изменить нельзя», например,
был гораздо слабее, чем на телесериал о Шерлоке
Холмсе и докторе Ватсоне.
Темы для анекдотов поставляли и детские
мультфильмы конца 1960 – начала 1970-х годов. Эти
анекдоты могут отличаться разве что
элементарностью: некоторые из них строятся на
инверсии, на простом переворачивании свойств
прототипа – грубый и агрессивный крокодил Гена и
другие мультяшные герои здесь пьют, употребляют
наркотики, развратничают, хулиганят.
«Окультуриваются» и другие темы. Лишь
наименование героев цикла – нерях, пошляков и
похабников – поручиком Ржевским и Наташей
Ростовой придает обыгрыванию различных
непристойностей, чему обычно и посвящены эти
анекдоты, характер культурной пародии и
травестии.
Элитарная литература воспользовалась лишь
персонажами «чапаевского» цикла: они стали
героями романа Виктора Пелевина «Чапаев и
пустота». Анекдот крепко спаян с массовой
культурой. Ему посвящено множество статей и даже
диссертации, что конечно же свидетельствует о
признании анекдота актуальной и вполне
достойной темой научного исследования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|