ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Вот так: учишь их, учишь,
вкладываешь все, что знаешь и чувствуешь,
говоришь о высоком, разумном, рациональном, а
потом (или сейчас, стоит только отвернуться) твои
ученики выдают непристойный анекдот о великом
поэте, рассуждают о чем-нибудь, как темная бабка
из лесковских рассказов, а то еще попадут в
какую-нибудь секту и начинают нести нечто
невообразимое таким поучающим тоном, что куда
тебе с твоим педагогическим стажем. И становится
стыдно и тошно от зря потраченных усилий…
Хоть раз любой учитель задумывался о том, как
мало на самом деле выносят его ученики из школы в
свою взрослую жизнь, как неправильно эта самая
жизнь устроена, отторгая разумное, доброе,
вечное, насмехаясь над всем, чему учили, а чаще
просто забывая все начисто.
Ладно факты: что Волга впадает в Каспийское море,
помнят скорее всего из Чехова, а не из географии,
таблицу умножения не помнит, наверное, никто.
Ладно навыки: о вторичной (то есть наступившей
после обучения) неграмотности чиновников
первыми закричали немцы, но и мы тут наверняка не
лучше. Но где зерна рациональности, где привычка
к логическому рассуждению, где элементарная
культура мысли?
Ведь и то, и другое, и третье погружено в школьный
программный материал, без них невозможно решить
простенькую школьную задачку по любому предмету,
написать сочинение, объять разумом историческую
эпоху, за рассказ о которой иначе непременно
схватишь двойку.
Другое дело, что школа учит этому не слишком
успешно, о чем и свидетельствуют, кажется, все
статьи на этой полосе и множество личных
впечатлений каждого из нас.
Но погодите, люди идут в сектанты не потому, что
плохо учились в школе или их там плохо учили: они
ищут смысл жизни, пытаются выйти из стресса,
следуют за талантливыми манипуляторами,
проповедниками, хотят радикально изменить свою
жизнь. А вот то, что они пытаются сказать о своей
вере на языке школьных учебников, говорит как раз
о сильном влиянии школы. У них нет других слов.
Прежде, обосновывая очередной предрассудок,
обращались к Библии, теперь ссылаются на научные
исследования: разве это не говорит как раз об
основополагающем месте науки в современной
культуре?
И Пушкин жив в массовом сознании, пока о нем
рассказывают анекдоты.
Конечно, хотелось бы, чтобы от науки людям для
обыденной жизни досталось больше, чем формальные
ссылки в определенной терминологии (плюс все
прелести последних достижений науки и техники
для быта), чтобы они умели оставаться
действительно логичными, а не только ссылаться
на логику; умели отделять факт от слухов и
правильно формулировать вопросы. Но еще никому
не удалось создать человека и общество, которые
жили бы без предрассудков, слухов,
нерациональных решений, смешных и остроумных
историй…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|