Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Первая тетрадь. Политика образования


НАКАНУНЕ ПЕДСОВЕТА 

Игорь РЕМОРЕНКО,
заместитель начальника Департамента государственной политики в области
образования Министерства образования и науки.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

«В стандарт нужно включить требования к условиям образовательной деятельности»

Мы продолжаем серию интервью с ведущими экспертами по вопросам, которые Министерство образования и науки вынесло на обсуждение учительской общественности на традиционных августовских педсоветах.

– По данным Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, большинство сельских учителей считают эксперимент по реструктуризации неудачным. Закрытие школ оказалось нерентабельным в сравнении с затратами на программу «Школьный автобус»; базовые сельские школы потеряли преимущества малокомплектных, а конкуренцию городским составить не могут… Ученые из РАО полагают, что федеральный центр не руководил реструктуризацией как должно, отдав эксперимент на откуп регионам. Как бы вы прокомментировали эти выводы?
– Вынужден со многими из них согласиться. Качественный мониторинг эксперимента не проводился. Федеральное руководство не всегда было эффективным: из-за стремления охватить большое число территорий терялось качество управления. Из-за отсутствия серьезной аналитики не просчитывались экономическая выгода и изменения качества образования, не всегда удачно выбиралось место базовой школы, иных моделей организации школьной сети.
Эксперимент показал, что реструктуризация сети сельских школ не должна быть тотальной и тем более невозможна по одинаковым для всех правилам: слишком большая страна, у каждой территории свои особенности.

– Однако в ходе эксперимента регионы повели себя по-разному. В некоторых правительственное постановление о реструктуризации сети сельских школ восприняли как сигнал к их закрытию. Поступала ли в министерство информация о неправомерной ликвидации сельских школ, которые можно было сохранить? Как бороться с этим?
– Действовать по закону. Школу можно закрыть, если есть соответствующее решение сельского схода. В противном случае надо обращаться в суд. Справедливости ради надо сказать, что закрытие школ не было целью эксперимента.
Во главу угла должно ставиться повышение качества образования. Например, сейчас в ряде территорий занялись разработкой модели передвижных лабораторий по физике и химии. Это очень важная проблема, поскольку хороший современный кабинет с лабораторным оборудованием стоит порядка 1,5 млн рублей, а для малокомплектной школы это неподъемная сумма.
Или в другом пилотном регионе, Красноярском крае, где я проработал несколько лет, большое внимание уделялось организации сетевого взаимодействия сельских школ. Теперь эти наработки очень эффективно используются в системе профильного обучения. Старше-
классники получили возможность выбирать те школы, в которых углубленно преподаются те или иные учебные курсы. Как следствие улучшилось качество образования, наладилось сотрудничество учителей из разных школ.
Главная особенность нынешнего этапа состоит в том, что в результате эксперимента сложились определенные модели деятельности сельской школы. Их развитие и распространение – основная задача в настоящее время.
Кстати говоря, Рособразование объявило конкурс на доработку моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Надеемся, что такой проект поможет предотвратить негативные последствия реструктуризации и создать внятные рекомендации по дальнейшей работе в этой области.

– По мнению ученых, успешному развитию тех или иных моделей (агрошкола, сельская школа с группами круглосуточного пребывания, те же социокультурные комплексы и т.д.) мешает отсутствие нормативно-правовой базы…
– Проблема в том, что видовое разнообразие образовательных учреждений у нас в стране слишком зарегламентировано. Каждое новое типовое положение об образовательном учреждении утверждается постановлением правительства. Поэтому процесс создания новых типов и видов школ сильно тормозится либо зависит от влиятельного лобби, заинтересованного в создании тех или иных образовательных учреждений. Вместе с тем если в трудовой книжке педагога отсутствует четкая запись о том, в каком учреждении он работает, это лишает его права на получение пенсии за выслугу лет. Из-за этой формальности образовательное учреждение не может развернуть свою деятельность в новом качестве.
Мы намерены вести переговоры с Минздравсоцразвития для того, чтобы существенно расширить перечень типов и видов школ, сократив число лишних административных барьеров.

– Кроме юридических коллизий, в процессе эксперимента обнаружились нерешенные экономические вопросы – такие, например, как финансирование сетевых объединений школ. Как оплачивать занятия детей в других школах, если деньги не следуют за учеником?

– Если некий учащийся школы X выбрал курс для изучения в школе У, то часть средств из школы Х должна быть перечислена в школу У. Но в логике действующего бюджетного кодекса перечислить деньги из одного учреждения в другое невозможно. И даже норматив в данном случае не выручает – деньги перечисляются бюджетополучателю и застревают у него.
Но финансовые органы считают такую систему правильной, поскольку уход средств из учреждения, по их мнению, чреват коррупционными рисками: уходом на левые счета, нецелевым расходованием средств.
Выход видится в том, чтобы несколько школ заключали договор о партнерстве, согласно которому часть средств на совместную деятельность будет централизована учредителем в определенном фонде. Тогда средства из этих фондов будут выплачиваться сетевым объединениям образовательных учреждений. Такие модели мы пытаемся с этого года отрабатывать в рамках эксперимента по профильному обучению. Первые рекомендации уже подготовлены и опубликованы в «Вестнике образования». Но в целом проблема остается, и как ее решить, пока неясно.

– Еще одна ключевая проблема, общая для сельских и городских школ, – это создание стандартов второго поколения. Многие критикуют ведомство за непоследовательную политику: не успели войти в практику стандарты первого поколения, как уже рекомендуется разработка следующих.
– Стандарты первого поколения были задуманы как переходные, то есть разработка стандартов второго поколения предполагалась автоматически, и мы здесь не открываем Америку.
Надо критически посмотреть на саму структуру стандарта: изменились время, законы, запросы общества, условия деятельности образовательных учреждений, наконец. В структуру стандарта нужно включить требования к условиям осуществления образовательной деятельности. Это позволит создать для школ равные условия по финансированию, обеспечению оборудованием. Эти требования должны относиться к учебным расходам, то есть к сфере ответственности регионов, которые обязаны выделять соответствующие субвенции на муниципальный уровень.
Требования к уровню подготовки выпускников также должны быть прописаны в стандарте, причем более развернуто, нежели сегодня. А вот необходимости в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ больше нет.
Это не значит, что содержание образования не должно никак регламентироваться. Для авторов учебников, примерных программ такие ориентиры нужны. Но, как мне представляется, нет необходимости регламентировать содержание образовательных программ в структуре стандарта. Обязательный минимум был задуман в начале 90-х для того, чтобы устранить разрыв между требованиями, которые предъявляются к выпускникам школой и вузом. Сегодня эту проблему можно решать по-другому – за счет единого государственного экзамена, например.

– На что следует ориентироваться издателям учебной литературы в эпоху переходных стандартов? Сегодня согласно приказу Министерства образования и науки школам рекомендовано использовать БУП-1998 или БУП-2004 годов – на выбор. Последний еще не обеспечен учебниками, а на горизонте уже маячат стандарты второго поколения.

– Издатели главным образом ориентируются на рынок учебной литературы, на те учебники, которые наиболее востребованы в школах. И это куда важнее, чем какая-либо инструкция ведомства. Другое дело, что учебники должны получить гриф «Допущено» или «Рекомендовано». Сейчас при этом учитывается соответствие учебников обязательному минимуму содержания образования. При этом авторы учебника сами могут выбрать, на какой документ им ориентироваться – на минимум 1998 года или на минимум 2004-го. Но по большому счету это иллюзия, что два предметно-ориентированных минимума как-то не стыкуются друг с другом. Вряд ли что-то существенно меняется в учебнике, если по нормам 1998 года дезоксирибонуклеиновую кислоту по биологии изучали все, а по нормам 2004 года она стала изучаться лишь на профильном уровне.
Другое дело, что в связи с быстрым развитием науки возникает объективная необходимость дополнить учебники новыми темами (например, клонирование по биологии). Нам нужны очень гибкие механизмы развития содержания образования, учитывая информационный бум, стремительно развивающееся телевидение и Интернет.

– Многие не понимают, как связать профильное обучение и ЕГЭ, потому что экзамены по математике являются обязательными для учащихся как технических, так и гуманитарных классов и задания для всех одинаковые.

– Позиция координационной группы по профильному обучению, которую я возглавляю, такова: выпускник должен иметь право выбирать форму сдачи вступительных испытаний. Если он намерен поступать в вуз, где математика профилирующий предмет, то он сдает ЕГЭ. Во всех остальных случаях можно выбрать традиционную форму.

– Планируется ли обсуждать стандарты второго поколения во избежание кабинетных решений? Многие представители регионов обижаются, что их замечания и предложения по стандартам первого поколения не были учтены.

– Рособразование объявило конкурс на концептуальную разработку стандартов второго поколения. В начале следующего года мы опубликуем на сайте Министерства образования и науки варианты концепций стандарта второго поколения и после этого организуем широкое обсуждение. Важно учесть все точки зрения – не только руководителей органов управления образованием, но и директоров школ, учителей. Последние замечания наиболее ценны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru