Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Первая тетрадь. Политика образования


БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Чрезмерная опека

В Госдуме готовят закон, упраздняющий альтернативные формы устройства детей в семьи

Фото ИТАР-ТАСС

Депутаты Государственной думы предложили переписать Закон «Об опеке и попечительстве». Поправки, подготовленные совместно Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи и Комитетом по законодательству, независимые эксперты оценивают отрицательно. По их словам, если закон будет принят в новой редакции, из многочисленных форм устройства ребенка в семью останутся лишь две – опека и усыновление. А органы опеки, ныне муниципальные, будут переданы в ведение федерального ведомства, что неблагоприятно скажется на качестве их работы.

В официальных документах представлены лишь положительные стороны законопроекта. Депутаты предлагают упростить порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека). Также проект предусматривает введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу.
В проекте закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Также прописаны вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных. Определен порядок и сроки выдачи органами опеки разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Вдобавок депутаты предлагают ввести ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.
Предполагается, что Госдума рассмотрит закон уже в осеннюю сессию. Однако у людей, профессионально занимающихся охраной детства, проект закона уже сейчас вызывает много вопросов.

– Новый закон не реформирует, а наоборот, сохраняет и еще более усиливает позиции ныне действующих Гражданского и Семейного кодексов РФ, – считает Мария Терновская, директор детского дома № 19 «Наша семья». – Принятие и воплощение этого закона в жизнь приведет к слиянию органов опеки и региональных операторов банков данных детей-сирот. Их деятельность по передаче детей в семью будет полностью монопольной и бесконтрольной. А это, естественно, приведет к злоупотреблениям.
При этом законопроект оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание станут теперь видом опеки. А это может привести к повсеместному упразднению патронатного воспитания вообще – речь идет примерно о 3 тысячах детей. Также, согласно статье 7 проекта, будут закрыты профессиональные службы по устройству детей на базе детских домов, действующие сейчас в 29 регионах, и аналогичные службы на базе приютов Минсоцздравразвития, работающие в 78 регионах России. Совершенно ясно, что при принятии данной концепции будут ликвидированы и все семейные воспитательные группы. Из-за чего несколько десятков тысяч детей останутся без семьи. То есть весь положительный опыт работы по развитию форм семейного устройства новый закон сведет на нет. Мы будем отброшены назад как минимум лет на 15.

– Органы опеки и попечительства механически исполняют свои функции передаточного звена: пока не сильно обижают ребенка, мы будем пальцем грозить родителям, а когда будет совсем плохо, отдадим его в интернат, – отметил Олег Зыков, президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». – Они не ориентированы на то, чтобы устраивать ребенка в семью или решать в его родной семье возникающие проблемы. При этом всем уже известно, что устройство ребенка в семью не только психологически и нравственно целесообразно, но и финансово: содержание ребенка в интернате в 2–3 раза дороже, чем у опекунов.
Закон, который поступил в Госдуму, опять же не решает главных проблем. В нем не говорится об органах опеки в логике интересов ребенка. Он не отвечает главной задаче – как устраивать судьбу ребенка, когда в этом есть необходимость. В нем ничего не говорится о том, как будут реализовываться программы, обеспечивающие жизнь ребенка в первую очередь в семье, как можно вовлекать разные структуры в решение судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации... Это чисто ведомственный закон.

– Сейчас органы опеки являются органами местного самоуправления, а предлагается перевести их в ведомство исполнительной власти, – рассказывает Светлана Пронина, руководитель программы «Право ребенка на семью». – Но целесообразно ли это делать? Сейчас они ближе к тем проблемам, которые решают. Нас очень не устраивает в этом законе отсутствие организационного инструмента для внутрироссийского усыновления. Органы опеки как были в количестве одного-двух человек, так они и остаются. Все предложения по их усилению – хотя бы уполномоченными службами на базе детского учреждения – законодатели не принимают. А ведь эти службы могли бы участвовать в работе органов опеки: осуществлять обучение, подбор патронатных воспитателей и усыновителей, социальный патронат с кризисной семьей.

(Па материалам Агентства социальной информации)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru