КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЕРНИСАЖ
Завораживающий мир стекла и света
На парадной лестнице Третьяковки
солируют люстры
Стекло не живет без света и без связи с
архитектурным пространством. Московские
художники Тимур Сажин и Лидия Фомина, избравшие
изящный псевдоним САФО, это давно и хорошо знают.
Ансамбль люстр, который они осуществили в
старинном интерьере церкви Иоанна Предтечи, где
размещался ассортиментный кабинет
Государственного института стекла, признан
специалистами одним из лучших произведений
декоративно-монументального искусства
последних двух десятилетий прошлого века. К
сожалению, этот кабинет и вся его коллекция после
развала Союза художников остались только в
памяти специалистов и на цветных фотографиях.
В мерцании и сиянии люстр было нечто такое, что
можно сравнить с тихим светом цветущего
весеннего сада. О конструкциях, материалах и
вообще технической стороне дела зрители
забывали напрочь и почти физически чувствовали
растворение в тончайших световых потоках.
В 60-е годы Тимур и Лидия закончили Московское
высшее художественно-промышленное училище
(бывшее Строгановское) и за прошедшие четыре
десятилетия украсили своими работами музеи и
общественные интерьеры России и Франции,
Вьетнама и США.
Стекло льющееся, истончающееся до мишурного
блеска и отдельных искр и капель. Стекло тяжелое,
толстое, в плотной массе которого, как в янтаре,
застыли навсегда воздушные пузыри и различные
вкрапления. Стекло цветное, прозрачное или
слегка затуманенное, а равно и всякое иное –
матовое, растрескавшееся, играющее острыми
гранями или оплывшее, как свечной воск. Стекло во
всех своих ипостасях – от бросового бутылочного
до драгоценного оптического, то есть стекло
любое, но при этом неизменно любимое мастерами
Тимуром и Лидией. Именно в их руках оно из
состояния материала переходит в нечто лишь
отчасти материальное – в искусство.
Игра светоносных объемов, сама подвижность света
и цвета создают для восприятия таинственную
завораживающую атмосферу, которая всегда царит в
мастерской Тимура и Лидии в самом центре Москвы
на Пятницкой улице. Весьма показательно, что
одновременно прочное и ранимое стекло идеально
подошло для воплощения некоторых замыслов наших
героев, связанных с археологической и
экологической темами. Ведь по существу
изображенные в стекле рыбы, амфоры и все вышедшие
из водных и земных глубин ископаемые и
органические существа – это трепетная,
уникальная и попросту исчезающая в условиях
современной цивилизации материя. Показывая
распавшиеся на части хрупкие композиции,
художники создают своего рода предупреждающее
искусство, говоря нам, что культура и красота, как
и все живое, нуждается в защите.
Закрытая многие годы и практически неведомая
молодому поколению Третьяковская галерея после
обширного ремонта и реставрации сегодня открыта.
Обновленные старые и заново построенные стены
парадного входа, вестибюлей и различных
служебных помещений включили в себя и огромный
ансамбль люстр, торшеров и бра. Торжество стекла
и света как бы предварило торжество
классического русского искусства.
Проектируя каждый тип люстр и малых светильников
в отдельности, Сажин и Фомина, разумеется,
заботились и о единстве ансамбля, сочетающего
традиционные растительные формы и строгую
геометрию, блеск полированных металлических
деталей и каскады матового и прозрачного стекла.
Завсегдатаи Третьяковки помнят старую длинную
лестницу, тусклое освещение и привычное беглое
разглядывание «проходных» картин. Ныне парадная
лестница пуста и чиста. На ней блистательно
солируют большие и малые люстры из прозрачного и
сиреневого стекла, а также два превосходно
выполненных торшера, отдаленно напоминающих
старые торшеры, стоявшие на тех же местах.
Воздушная ажурная пластика люстр, выполненных по
проекту наших художников австрийскими
мастерами, создает атмосферу праздника,
распрямляющего спины и поднимающего головы и,
таким образом, подготавливающего встречу с
искусством разных веков. Предваряющую
постепенность этой торжественной встречи
тактично и точно обеспечивает и вся прочая
светопластика – люстры гардероба, вестибюля и
других промежуточных помещений. Сажин и Фомина
удачно применили своего рода «рифму» –
стеклянное подобие занавесей (так называемые
маркизы), когда-то висевших в этих помещениях.
Легкие изящные светильники и люстры украшают не
только основное здание, но и скромное по размерам
кафе галереи. Другими словами, перед нами
продуманный гармоничный ансамбль, а не
формальная декоративно-монументальная работа на
заказ, которую можно пристроить в любое
общественное здание.
Очень трудно входить с собственным
индивидуальным искусством туда, где существует
искусство, проверенное временем. Наши герои
отважились на это, и отныне их стеклянная
пластика стала еще одним третьяковским
экспонатом.
В самые последние годы Тимур и Лидия работали над
оформлением интерьеров Верховного суда России и
резиденции президента в Кремле. Но даже самые
престижные монументальные проекты никогда не
отменяли их ежедневное станковое творчество. Как
правило, эти произведения сложны по технике
исполнения и весьма метафоричны. В частности,
таковы работы из серии «Амфоры», «Скрипки»,
«Экология», созданные в конце 1980-х – первой
половине 90-х годов. Временные рамки в данном
случае достаточно условны, так как авторы не
расстаются с найденными образами живой природы,
постоянно увеличивая этот ряд и расширяя свое и
наше представление о мире и обуревающих его
проблемах.
В 2004 году в издательстве «Слово» вышел богато
иллюстрированный альбом, в котором Сажин и
Фомина органично соседствуют с мастером
современного гобелена Натальей Мурадовой.
Осуществляя совместные проекты, художники
добились подлинного синтеза искусств, ставшего
примером высочайшего класса нашего
отечественного декоративно-монументального
искусства в целом.
Вильям МЕЙЛАНД
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|