ШКОЛА СТРАНСТВИЙ
Тяга подростков к приключениям
общеизвестна. И нам кажется, что через
походно-палаточную жизнь в лесу или на берегу
моря ее удовлетворить проще всего. Но для кого-то
жизнь на природе и серьезная работа становятся
источником стресса, в ком-то открываются бездна
лени и желание перетянуть общее внимание на себя
самыми экстраординарными способами. Вывозить
детей «в поле», тем более для серьезной
исследовательской работы, трудно. И дело здесь не
только в пресловутой ответственности за жизнь и
здоровье детей, но еще и в необходимости быстрого
создания психологически комфортной атмосферы,
рождения команды, «заражения экспедиционным
вирусом», которые помогут подросткам, отделенным
друг от друга и взрослых гипертрофированной
самостью, собраться вместе и делать дело. И не
лишь бы какое, а самое серьезное – выстраивать
собственное образование – настоящее, а не
урочно-учебниковое.
Кажется, сил на это с концом полевого сезона
больше уже не будет никогда. Но почему-то
руководители подростковых клубов, кружков и
детских экспедиций снова и снова, отдохнув,
собирают рюкзаки. Что это – психологическая
зависимость, невозможность жить по-другому –
размеренной, городской жизнью? А может быть,
напротив, реальный взгляд на вещи, желание помочь
растущему ребенку увидеть и осмыслить свой рост,
расширить границы обитаемого для него мира?
Уроки Белого моря
Говорят, подростки не любят учиться. Но
почему-то, когда они становятся сотрудниками
экспедиции, все бывает наоборот
«Если вам больше 12 лет, если вам
интересен мир дикой северной природы, если вас
манят приключения и если вы не боитесь
трудностей, то мы будем рады видеть вас в числе
участников нашей экспедиции на необитаемом
острове в заповедном уголке Белого моря» – так,
по взрослому, на «вы», обращаются организаторы IV
юношеской эколого-образовательной экспедиции
«Полярный круг–2005» к ее участникам. Первая
группа ребят уже вернулась «с поля» полная
впечатлений. Им на смену заступили другие,
которые пробудут в экспедиции почти до самого
начала нового учебного года. Для большинства из
них это путешествие первое, но для многих – это
уже образ жизни. Вернее, способ получения
образования. Не только по книгам, а в живую, из
первых рук молодых ученых.
Пять лет назад преподавателями
нескольких факультетов Московского
государственного университета имени
М.В.Ломоносова был придуман проект «Молодежные
образовательные экспедиции». Идея проста –
соединить активный детский летний отдых с
возможностью гораздо глубже, чем в школе, войти в
мир науки, в мир полевых исследований. Никакого
особенного отбора участников нет, главное –
готовность подростка по-настоящему работать,
живя в непростых полевых условиях. Можно выбрать,
что больше нравится: жизнь в палатке на
необитаемом острове Оленевский в Белом море,
работу в Научно-экспериментальном морском
биотехнологическом центре в поселке Большой
Утриш недалеко от Анапы или исследование
Байкала. Самые популярные – экспедиции на Белое
море. В программе – изучение экологии моря,
«робинзонада», психологические тренинги и даже
подводное плавание с аквалангом. Все это
настолько привлекательно для подростка,
настолько отвечает душевным потребностям этого
возраста, что ребята, раз побывавшие в
экспедиции, обычно стараются еще и еще раз
попасть туда.
Конечно, новичкам приходится нелегко. По отзывам
участников прошлогодних экспедиций, самое
трудное – пробиться к человеку, совсем тебе
незнакомому, заговорить с ним. Каждый по
устоявшейся привычке большого города долго
держится настороженно, сам по себе. Но там, на
острове, постепенно открываются «скорлупки»,
преодолевается отчуждение. Совместные испытания
сближают незнакомых ребят. А испытаний
предостаточно. Кто-то впервые в жизни оказался
один так далеко от дома, кто-то вообще никогда не
бывал в лесу, а тем более на острове, кто-то прожил
четырнадцать лет и ни разу в жизни не чистил
картошку. «Что ж, этому тоже надо учиться», –
говорит руководитель проекта, начальник
экспедиции «Полярный круг» Шамиль Невмянов. И
ребята осваивают полевую кухню, поскольку им
самим приходится думать о собственном
пропитании.
День экспедиции насыщен до предела, тем более что
ночи в обычном понимании на Белом море в июле нет
– солнце зайдет часа на полтора и снова встает.
Восемь утра, подъем, умывание в Белом море, уборка
лагеря, завтрак, потом занятия с инструкторами в
малых группах. Ребята изучают обитателей моря,
собранных на побережье и поднятых из морских
глубин во время пробных погружений с аквалангом,
собирают водоросли и исследуют их в
экспедиционной лаборатории, для которой
отведена специальная палатка, учатся разводить
огонь без спичек и строить шалаши, оказывать
первую медицинскую помощь и ориентироваться на
местности, ведут наблюдения за погодой. Дежурная
команда в это время готовит обед, путешествует на
моторках за продуктами, заготавливает дрова,
топит походную баню. Трудно, конечно, особенно
вначале, но делают все без разговоров.
Вообще проблем с дисциплиной в экспедиции нет.
Послушание старшим – непреложный закон, хотя и
такой трудноисполнимый для подростков. А иначе
не получается ни продуктивной работы, ни
безопасной и радостной жизни. Все-таки кругом
лес, болота, море, остров огромный – можно
заблудиться, утонуть, покалечиться. О том, что все
всерьез, ребят предупреждают еще в Москве, до
отъезда. С каждым будущим участником проводится
личное собеседование, где выясняется состояние
его здоровья, готовность к физическим и
психическим нагрузкам, и главное – личное
желание ехать в экспедицию и личное
ответственное решение о принятии правил игры.
После собеседования подписывается контракт,
может быть, первый юридический документ в жизни
подростка, подписанный его рукой. Теперь он уже
не только сын своих родителей, домашний ребенок,
но и курсант, самый младший сотрудник экспедиции
«Полярный круг». Курсанты, которые ездят не
первый год, сами становятся помощниками взрослых
инструкторов, облегчая новичкам адаптацию на
острове. Вспоминает Александра Шитова, курсант
экспедиции 2003 года и помощник инструктора в
прошлогодней экспедиции: «Ничто так не
запоминается, как поездка с новыми людьми на
новое место! Столько незнакомых людей и все
какие-то необщительные! Зато потом вдруг все
стали по-домашнему любезны! Даже дружелюбны. И та
маска серой мышки, которая как-то незаметно
прилипла к моему Я, внезапно исчезла. Я даже
умудрилась влюбиться!!!»
Венцом экспедиции, своеобразным экзаменом
становится «робинзонада». Ее ждут с нетерпением,
участники прошлых лет передают новичкам
захватывающие подробности, но на самом деле
никто не знает, что их ожидает, поскольку каждый
раз все случается по-новому. Тут-то и выясняется,
насколько усердны были ребята на занятиях, ведь
теперь все зависит от их знаний и умений.
Разумеется, взрослые неподалеку, но им запрещено
вмешиваться и помогать – курсанты должны
справиться сами. И они справляются – со страхами
ночного одиночного обитания в лесу, с постройкой
укрытий, с добычей хоть какой-нибудь еды… В конце
все веселы и счастливы, «робинзонада» – одно из
самых захватывающих впечатлений.
Три недели пролетают быстро. Поезд снова
возвращает ребят в Москву. Но многие сразу же
начинают строить планы на будущее лето,
собираться в новую экспедицию. Есть и те, кто в
ней попросту вырос. Теперь они сами студенты
университета – геологи, биологи.
«Зачем мы все это делаем? – переспрашивает меня
начальник экспедиции. – Наверное, слишком
высокопарно было бы говорить – для развития
науки. Скорее всего для развития самих этих
ребят. Чтобы они открыли для себя те области
жизни, о которых и не подозревали в школе. Чтобы
мир природы перестал быть для них виртуальным,
существующим лишь в иллюстрированных журналах и
в телевизоре. Мы хотим показать им, что в жизни
существуют вещи гораздо более интересные, чем
дискотеки и пепси-кола...»
Елена ЛИТВЯК
При публикации использованы материалы с сайта
проекта
www. expeditions.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|