Я ИДУ С УРОКА
АВГУСТОВСКИЙ ВЕРНИСАЖ
История запорожского бунта
В двух семинарских днях и трех
поучительных картинах
Предыстория
Рассказывает Раиса Сёмова, методист из Донецка:
– В Запорожье есть замечательная Екатерина
Крути, завкафедрой дошкольного воспитания в
Институте последипломного образования. Она
дошкольник до мозга костей, и ее мнение очень для
педагога в Украине ценно. При этом она очень
боевая женщина, любит разные новиночки. Тем более
что сейчас пишет докторскую.
И вот она, узнав из газеты “Дiтячий садок” про
Шулешко, приехала в Киев, я показала ей книгу
Евгения Евгеньевича и какие-то кусочки заданий, и
она спросила, можно ли связаться с этим
человеком, чтобы он провел в Запорожье семинар. Я
попыталась сразу ее предупредить, что Шулешко не
лектор, как мы привыкли, а просто человек, который
в этом во всем живет...
Так или иначе, Евгений Евгеньевич дал согласие, и
в начале мая 2002 года семинар состоялся. Это было
первое знакомство Запорожья с Шулешко.
Рассказывает Татьяна Воронова, главный редактор
газет “Дiтячий садок” и “Детский сад со всех
сторон”:
– Газета “Дiтячий садок” была одним из
инициаторов семинара. Я сама не смогла приехать,
но в Запорожье была наша представительница.
И вот в обед она звонит мне с семинара и в ужасе
сообщает, что народ взбунтовался и вообще
происходит что-то непонятное. Что это, мол,
полнейший крах, позор, с нее хватит – после обеда
она на семинар не вернется...
Я ей кричу в трубку: “Не может такого быть! Зная
Евгения Евгеньевича, как я его знаю...” Ну,
конечно, переживала двое суток, пока не связалась
с Раисой Сергеевной, чтобы она мне рассказала,
что же там такое стряслось...
День первый.
Народ на фоне философских раздумий
Рассказывает Раиса Сёмова:
– На работу семинара отводилось два дня.
Съехалась очень разношерстная публика, но в
основном представители методкабинетов,
инспектора-методисты, заведующие, начальная
школа. А еще гости из Днепропетровской области и
из Одессы. Воспитателей было не-
много: семинар-то платный.
И вот люди сидят, уже приготовились все писать.
Евгений Евгеньевич меня затащил на сцену,
посадил рядом. Я была представлена как сотрудник
газеты “Дiтячий садок” и старый друг Евгения
Евгеньевича.
Ну, Евгений Евгеньевич начинает говорить. Народ
готов записывать. И что же слышит народ?
– Вы цифры-то знаете? Записывать цифры умеете? А
вообще цифры как называются? Какими мы цифрами
пишем? Арабскими? А что же вы их пишете слева
направо? Арабы-то пишут как?..
И так далее. Ну, естественно, все это на фоне
глубочайших философских раздумий… Но поскольку
народ оскорблен тем, что не умеет писать цифры,
эти ценнейшие философские мысли он воспринимает
не как положительные, а как отрицательные.
Евгений Евгеньевич говорит тихо, микрофон не
очень-то срабатывает. Стоит мертвая тишина.
Вначале это обычное состояние. Вот сколько я с
Евгением Евгеньевичем на семинарах, при первой
встрече с людьми – вначале всегда мертвая
тишина. Все стараются вслушаться, понять. Потом
им начинает становиться страшно: почему же это я
не понимаю? Что я, такой глупый? Потом видит, что и
справа, и слева сидят и тоже не понимают. Ага,
значит, я глупый не один... И с задних рядов
начинает понемножечку накатываться ропот...
Передние ряды еще себя как-то держат. Они еще
делают умный вид и еще вроде как бы слушают. Но
поскольку сзади вал ропота все активнее и
активнее, то передние ряды тоже не выдерживают и
начинают шевелиться...
Но вот долгожданное время обеда. И тут Евгений
Евгеньевич (хотя он глянул на часы и прекрасно
видел, что приближается обеденный перерыв)
начинает развивать новый вопрос. И он его
развивает, развивает… Народ уже просто трясти
начало. Я смотрю, что даже уже Екатерина
Леонидовна задергалась: она же чувствует, что у
нее за спиной творится.
Я говорю: “Евгений Евгеньевич, простите, народу
хочется покушать”. Он: “Да? Уже пора?” Я говорю:
“Да”. – “Ну хорошо. Тогда на этом остановимся”.
Собственно, остановились на полной
неудовлетворенности народа и на полном
непонимании, о чем речь. А разговор шел про
математику: оречевление математических знаний и
введение математического языка в речь детей. Это
есть в книге “Понимание грамотности”. Но народ,
видимо, не дочитал книгу до этого места,
поскольку книги народ только что приобрел...
Ушли мы на перерыв. Подходит ко мне Екатерина
Леонидовна и говорит: “Раиса Сергеевна, я не
знаю, нужно что-то делать…”
А Евгений Евгеньевич прекрасно знает, что
происходит. Он спрашивает: “Ну что?” Я говорю:
– Народ уже весь...
– Готов?
– Готов.
– Ну, хорошо.
Заходим мы после перерыва в зал. Он говорит: “Ну,
Раиса Сергеевна, вот теперь я тут посижу отдохну,
а ты давай рассказывай народу”.
Такая система работы у нас с Евгением
Евгеньевичем сложилась давным-давно. Вначале он
говорил, потом в какой-то момент выпускал меня.
Когда страсти утихали, выходил опять он. И вот
тогда, уже на понимании, народ его начинал
воспринимать.
Ну и в этот раз. Мы немножко с народом поговорили.
Я что-то рассказала. О той же организации малых
групп, о том же “Аквариуме”. Народ стал
записывать. Потом опять начал говорить Евгений
Евгеньевич.
И когда он закончил, народ просто-таки хлынул к
нам. Уже масса вопросов. Уже мы пробиться через
толпу не можем. Уже Евгения Евгеньевича дергают
во все стороны, пытаются что-то выяснить, узнать.
День второй.
Дети на фоне Шулешко
Раиса Сёмова продолжает рассказ:
– Семинар проходил в здании запорожской
гимназии. Там очень большой актовый зал, огромная
сцена. И вот на следующий день туда должны
привести из сада детей подготовительной группы,
и воспитатель должна там показывать с ними
занятие.
Вечером первого дня мы пытаемся выяснить, что
именно будет показывать воспитатель. Тамошний
методист потихонечку говорит: “Это будет не
воспитатель. Воспитатель отказалась показывать.
Это будет наш художник. Она будет показывать
рисование, а дети будут рисовать”.
Евгений Евгеньевич подходит к заведующей садом и
говорит:
– Это нам не надо. Вот давайте так: ваши дети до 20
посчитают обратным счетом?
– Нет.
– Они что, не умеют считать?
– Только до 10.
– А до 20 нет?
– Нет.
– А может, все-таки посчитают?
– Нет, у нас по программе этого нет.
Евгений Евгеньевич мне говорит: “Раиса
Сергеевна, давай попытаемся: может, все-таки
посчитают. Давай пойди с воспитательницей
поговори пока”.
К счастью, воспитательница оказалась на месте. Я
ее прошу показать, что у них в группе есть такое,
что бы я могла приспособить себе для начала
работы. Тот материал, который она мне показывает,
– это очень красивый материал, но, скажем так, не
очень работоспособный...
Детей в саду уже нет – поздний вечер. Я говорю: я
утром подойду. Воспитательница говорит: только
после завтрака. А я-то хотела хоть познакомиться
с детьми перед занятием…
Картина первая
На следующий день прихожу и вижу: в группе очень
много детей и кроме детей масса взрослых –
сотрудников детского сада. У меня уже тогда
закралось подозрение…
Здороваюсь с ребятами, они мне отвечают:
“Здравствуйте”. А одна из воспитателей говорит:
“Вообще-то мы украинский детский сад”. Я говорю:
“Ну будем общаться на украинском”. А дети
кричат: “Нет-нет, по-русски!” По состоянию вижу,
что детский сад русскоязычный, ну и продолжаю
по-русски:
– Ребятки, в какие игры вы играть любите?
– Мы любим рисовать, – четко, дружно, чуть ли не
хором отбарабанивают они. Мое подозрение
крепчает.
– А я такой игры не знаю, – говорю. – Что это за
игра?
Они так на меня смотрят. И вдруг один мальчишка:
– Ой, да это не игра! Это мы рисовать любим.
Я говорю:
– Правда? Тебя-то как зовут?
– Костя.
– Вот здорово! У меня внук Костя…
И я стала знакомиться с ребятами. Кстати, во время
нашего знакомства одна молодая, очень энергичная
воспитательница все пыталась помочь мне
“поддерживать дисциплину”, все организовывала
детей: то “встань на место”, то “не кричи с
места” и так далее. Насчет Кости меня стала
предупреждать, чтобы я его не очень-то
распускала… Я уже потом не вытерпела и сказала:
“Может, вы не будете трогать сейчас ребят?..”
Ну, перезнакомилась я с ребятами и спрашиваю: “А
как зовут ваших воспитателей?” И тут
выясняется… Воспитателей в группе может быть
максимум двое. А дети мне называют четыре имени. Я
говорю:
– Ого, какие вы богатенькие: у вас на одну группу
четыре воспитателя!
– Нет, у нас две группы.
– Правда? А где же ваши остальные люди?
– Да там, в спальне.
(Ну так и есть: из двух групп лучших детей
отобрали “для показа”, а кого “похуже” в
спальне заперли. Это не для печати, это чтобы
понять, какой дух царил среди детей и что потом с
ними произошло.)
Ну вот так немного разговорились, разогрелись.
Пора было идти из детского сада в здание
гимназии. И тут я сделала большую ошибку. Я
сказала: “Ребята, я вас жду внизу”. Но за это
время, пока они одевались, воспитатели их опять
“привели в порядок”. И дети вышли ко мне
дружными парами, чуть ли не строем. Пока шли
мальчишки говорили: “А нам не страшно, это
девчонки боятся”. Представляете, каких детей я
вела на семинар?
Картина вторая
И вот мы заходим в актовый зал. Представляете,
нужно прошагать мимо тетечек, которые сидят
очень красивые, очень одетые и очень серьезные.
Я говорю: “Ребятки, посмотрите, сколько здесь
тетечек! И откуда только они к нам не приехали!
Давайте пойдем разузнаем, кто откуда приехал”. И
когда я сказала: “Ребята, идите”, – молодая
воспитательница, которая все “поддерживала
дисциплину”, мне и говорит: “Ну все, вы пропали,
вы их не соберете”. Я говорю: “Спасибо. Да вы
садитесь!” Она села. И все работники сада сели.
Дети ходили по рядам минут десять. Когда я
увидела, что они уже не такие запуганные, что-то
отвечают, говорят, то я решила, что уже можно. Я
говорю: “Ребятки, вы уже все перезнакомились, ну,
подойдите теперь ко мне, что же вы меня одну-то
оставили?”
Они возвращаются ко мне. Мы спокойно поднимаемся
на сцену (“На эшафот”, – говорит Евгений
Евгеньевич). А сцена высокая и огромная, и, чтобы
хоть как-то овладеть ее пространством, мы сразу
занимаем круг.
Я спрашиваю:
– Ребята, вы все пришли? Никто там в зале не
остался? Вас сколько было?
Они говорят:
– Девятнадцать.
– Нет, не может быть. Вы все шли парами.
Они так и замерли.
А я не соврала. Они действительно шли парами.
Потому что этого Костю, которого нельзя
отпускать было, вела за руку воспитательница.
Я говорю:
– Вы все шли парами, поэтому вас могло быть
только четное число. А 19 – это нечетное.
Тут Евгений Евгеньевич говорит, обращаясь ко мне
и как бы размышляя:
– Может быть, их было 22?
– Вполне возможно, – говорю.
– Ребята, вас было 22? – спрашивает он. – Вот если
вас 22, то где тут у вас начало и где конец? Здесь
конец? Если ты 22-й, то ты?..
– 21-й! – отвечает кто-то из ребят.
– Ты?..
– 20-й!
– Ты?..
И так далее. Идет решение арифметических
примеров в пределах трех десятков!
– Ага, вас, оказывается, не хватает? – говорит
Евгений Евгеньевич. – А сколько?
Они говорят, что столько-то не хватает.
– Так что, вас было меньше? А сколько же вас тогда
было?
– А может, 21? – говорит кто-то.
– Ну, давай. Может, и 21.
Опять начинается счет с 21-го. И опять оказывается,
что их не 21. Но здесь уже дети начинают
подыгрывать: а может, 20? Им понравился сам процесс
счета. И ведь никто ни разу не сказал: давайте
считать с одного. Оно и понятно: с одного считать
просто, а потому неинтересно.
– Кто из вас хорошо считает? – спрашивает
Евгений Евгеньевич.
Тут одна девчоночка:
– Можно я посчитаю?
– Ну а ты-то как будешь считать?
– Я думаю, что буду считать с 19.
– Ну, давай с 19.
И вот она идет и считает: “…пятый – четвертый –
ну, теперь я – третья – второй – первый!
Хватило!” Ну тут зал просто взорвался
аплодисментами. Аплодировали в первую очередь
“училке”.
Картина третья
…Всех покорила работа Евгения Евгеньевича с
обратным счетом. Одна учительница в конце
сказала: “Я сорок лет посвятила школе, но чтобы
вот на таком интересе дать материал!..”
А одна воспитательница сказала Евгению
Евгеньевичу: “Спасибо вам за умных детей! Я
работала-работала, и все мне говорили, что мои
дети какие-то “недоделанные”, какие-то
“недотяги”, что они вечно до чего-нибудь не
дотягивают. А потом я увидела вашу публикацию,
начала пытаться делать то, что вы рекомендуете, и
вдруг оказалось, что у меня детки самые-самые
умные!”
Записала
Мария ГАНЬКИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|