Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Собраться в канун очередного учебного года и всем педагогическим миром поразмышлять на животрепещущие темы текущего и перспективного образовательного процесса – что может быть правильнее?
Однако самое примечательное в традиционных наших августовских совещаниях то, что их тематика и содержание определяются вовсе не самими субъектами образования – школами, учителями или местными органами управления образованием, а, как в старые добрые времена, формулируются на самом высоком, государственном уровне.
Нет бы предложить учителям каждой школы самим определить круг актуальных для них вопросов и уже на основании прошедших августовских совещаний собрать в единую копилку обсуждавшиеся по всей стране проблемы, чтобы исходя из этого строить государственную политику – определять цели, задачи, перспективы... Увы, такой путь не в наших традициях. Хлопотно. Затратно. Куда проще по старинке: придумать все заранее, исходя из своего «государева» миропонимания и мировидения, и спустить вниз в виде
интеллектуальной разнарядки.
«Правительством Российской Федерации одобрены приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. С целью выработки наиболее эффективных механизмов их реализации Минобрнауки России предлагает обсудить на августовских педагогических совещаниях работников образования следующие вопросы (прилагаются)» – так начинается официальное письмо Департамента государственной политики в сфере образования. Причем предлагаются не только сами вопросы, но и пояснения, как эти вопросы следует трактовать: за всей необходимой помощью рекомендовано обращаться на официальный сайт министерства (раздел «Государственная политика в образовании»).
Тем самым лишний раз подчеркивается, кто в нашем образовании истинный субъект.
Ну конечно же государство.
Ведь кто задает вопросы – тот и субъект.
А кто на вопросы отвечает – тот всего лишь испытуемый.
И все-таки раз уж вопросы заданы, хочется над ними поразмышлять – не с позиций тех ответов, которые можно найти на министерском сайте, а с позиций здравого смысла и реальных школьных проблем.
Тем более что в течение всего прошлого учебного года наша газета касалась в своих публикациях практически всех этих тем.
Поэтому, чтобы помочь нашим читателям в подготовке к августовским совещаниям, мы решили немного проблематизировать заданные министерством вопросы и определить то, что можно было бы назвать их зонами риска. А еще напомнить о тех публикациях прошлого года, которые позволили бы сделать обсуждение поставленных вопросов более острым и интересным.

Если найдем ответы на поставленные вопросы...
В том, как формулируются темы августовского совещания, проявляется государственная политика в образовании. 
Какова же она в 2005 году?

Первое, что бросается в глаза: образование по-прежнему стоит отдельно от воспитания. Причем «психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка обучающихся» почему-то вынесена в рубрику «Воспитание, дополнительное и специальное образование». Мол, это то, чем следует заниматься за границами урока.
А на что же должна быть ориентирована работа учителя внутри собственно учебного процесса? Да на то, чтобы в лучших традициях старой советской педагогики вести напряженную борьбу за важные с точки зрения государства учебные результаты вопреки реальным образовательным потребностям и психологическим возможностям детей. Ведь главное, что должны обсудить учителя на августовском педсовете в этой области, это:
– как интенсифицировать предшкольную подготовку детей под лозунгом «выравнивания стартовых возможностей»;
– как принять участие в «разработке современных государственных образовательных стандартов второго поколения»;
– как помочь государству в создании универсальной системы «оценки качества общего образования» (начиная с уровня образовательного учреждения и заканчивая федеральным уровнем), при том что абсолютной точкой отсчета для создания этой системы выступает степень соответствия ребенка придуманным нами универсальным стандартам;
– как поддержать концепцию профильного обучения в старших классах в качестве ведущего способа удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
На этом список собственно учебной проблематики, стоящей перед учителем накануне нового учебного года, заканчивается.
Все остальное уже в области «воспитания, дополнительного и специального образования».
Естественно, что «формировать здоровый образ жизни и развивать детско-юношеский спорт» следует уже после уроков физкультуры, которые в большинстве школ России проводятся попросту в антисанитарных условиях (где вы видели раздевалки, в которых есть душевые?). А беседы о здоровом образе жизни органично дополнит ежедневный практикум, когда ученики после общественного туалета на улице снова сядут за парты, даже не помыв руки (нет воды!).
Что делать – тяжело вздохнем и, сославшись на отечественные традиции вкупе с тяжелым культурно-историческим наследием, проведем очередную серию мероприятий по «гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию».
Ну а «демократическое мышление, общественную активность и социальную ответственность» будем воспитывать на собственном примере, безропотно двигаясь по предписаниям «приоритетных направлений развития образовательной системы РФ», прекрасно понимая абсурдность и невозможность достижения многих заявленных в этих направлениях целей...
Или все-таки соберемся с силами и попробуем обсудить на своих августовских педсоветах вопросы по-настоящему актуальные и важные для нас?
Многие учителя и отдельные школы давно поняли, что научить всех всему невозможно и не нужно. Поэтому долгие годы они ставят отметки не за знания, а за продвижение в учебе, за личностное развитие и позволяют ребятам с удовольствием заниматься тем, что их интересует, и уже через такого рода занятия получать то, что называется общим образованием. Таких учителей называют подвижниками, а их школы – экспериментальными. Говорят даже, что опыт именно этих школ и был положен в основу министерской концепции профилизации: мол, это и есть сухой остаток происходившего в этих школах инновационного поиска. Вот он – реальный результат! Вот оно – глобальное распространение передового педагогического опыта! Психологическая и педагогическая поддержка детской индивидуальности, но, так сказать, в массовом масштабе!
При этом теоретики педагогического глобализма не чувствуют некоторой некорректности такой постановки вопроса и не хотят понять простой истины: корни педагогики инновационных школ не во внешних атрибутах их работы, а в базовых ценностях, на которые ориентированы их учителя.
Суть заключается в том, что в педагогике «передовой опыт» не передается методом внедрения. Такая управленческая логика его убивает. Поэтому задача качественного управления не в том, чтобы «обобщать и внедрять», а в том, чтобы создавать условия для живого диалога разного педагогического опыта.
Но для этого требуется отказ от жесткой вертикали управленческого мышления, когда учитель – это всего лишь исполнитель утвержденных заранее стратегических планов и целей.

Полосу подготовили Александр ЛОБОК и Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru