ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Собраться в канун очередного учебного
года и всем педагогическим миром поразмышлять на
животрепещущие темы текущего и перспективного
образовательного процесса – что может быть
правильнее?
Однако самое примечательное в традиционных
наших августовских совещаниях то, что их
тематика и содержание определяются вовсе не
самими субъектами образования – школами,
учителями или местными органами управления
образованием, а, как в старые добрые времена,
формулируются на самом высоком, государственном
уровне.
Нет бы предложить учителям каждой школы самим
определить круг актуальных для них вопросов и
уже на основании прошедших августовских
совещаний собрать в единую копилку
обсуждавшиеся по всей стране проблемы, чтобы
исходя из этого строить государственную
политику – определять цели, задачи,
перспективы... Увы, такой путь не в наших
традициях. Хлопотно. Затратно. Куда проще по
старинке: придумать все заранее, исходя из своего
«государева» миропонимания и мировидения, и
спустить вниз в виде
интеллектуальной разнарядки.
«Правительством Российской Федерации одобрены
приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации. С
целью выработки наиболее эффективных механизмов
их реализации Минобрнауки России предлагает
обсудить на августовских педагогических
совещаниях работников образования следующие
вопросы (прилагаются)» – так начинается
официальное письмо Департамента
государственной политики в сфере образования.
Причем предлагаются не только сами вопросы, но и
пояснения, как эти вопросы следует трактовать: за
всей необходимой помощью рекомендовано
обращаться на официальный сайт министерства
(раздел «Государственная политика в
образовании»).
Тем самым лишний раз подчеркивается, кто в нашем
образовании истинный субъект.
Ну конечно же государство.
Ведь кто задает вопросы – тот и субъект.
А кто на вопросы отвечает – тот всего лишь
испытуемый.
И все-таки раз уж вопросы заданы, хочется над ними
поразмышлять – не с позиций тех ответов, которые
можно найти на министерском сайте, а с позиций
здравого смысла и реальных школьных проблем.
Тем более что в течение всего прошлого учебного
года наша газета касалась в своих публикациях
практически всех этих тем.
Поэтому, чтобы помочь нашим читателям в
подготовке к августовским совещаниям, мы решили
немного проблематизировать заданные
министерством вопросы и определить то, что можно
было бы назвать их зонами риска. А еще напомнить о
тех публикациях прошлого года, которые позволили
бы сделать обсуждение поставленных вопросов
более острым и интересным.
Если найдем ответы на поставленные
вопросы...
В том, как формулируются темы
августовского совещания, проявляется
государственная политика в образовании.
Какова же она в 2005 году?
Первое, что бросается в глаза:
образование по-прежнему стоит отдельно от
воспитания. Причем «психолого-педагогическая и
социально-педагогическая поддержка
обучающихся» почему-то вынесена в рубрику
«Воспитание, дополнительное и специальное
образование». Мол, это то, чем следует заниматься
за границами урока.
А на что же должна быть ориентирована работа
учителя внутри собственно учебного процесса? Да
на то, чтобы в лучших традициях старой советской
педагогики вести напряженную борьбу за важные с
точки зрения государства учебные результаты
вопреки реальным образовательным потребностям и
психологическим возможностям детей. Ведь
главное, что должны обсудить учителя на
августовском педсовете в этой области, это:
– как интенсифицировать предшкольную
подготовку детей под лозунгом «выравнивания
стартовых возможностей»;
– как принять участие в «разработке современных
государственных образовательных стандартов
второго поколения»;
– как помочь государству в создании
универсальной системы «оценки качества общего
образования» (начиная с уровня образовательного
учреждения и заканчивая федеральным уровнем),
при том что абсолютной точкой отсчета для
создания этой системы выступает степень
соответствия ребенка придуманным нами
универсальным стандартам;
– как поддержать концепцию профильного обучения
в старших классах в качестве ведущего способа
удовлетворения индивидуальных образовательных
потребностей учащихся.
На этом список собственно учебной проблематики,
стоящей перед учителем накануне нового учебного
года, заканчивается.
Все остальное уже в области «воспитания,
дополнительного и специального образования».
Естественно, что «формировать здоровый образ
жизни и развивать детско-юношеский спорт»
следует уже после уроков физкультуры, которые в
большинстве школ России проводятся попросту в
антисанитарных условиях (где вы видели
раздевалки, в которых есть душевые?). А беседы о
здоровом образе жизни органично дополнит
ежедневный практикум, когда ученики после
общественного туалета на улице снова сядут за
парты, даже не помыв руки (нет воды!).
Что делать – тяжело вздохнем и, сославшись на
отечественные традиции вкупе с тяжелым
культурно-историческим наследием, проведем
очередную серию мероприятий по
«гражданско-патриотическому и
духовно-нравственному воспитанию».
Ну а «демократическое мышление, общественную
активность и социальную ответственность» будем
воспитывать на собственном примере, безропотно
двигаясь по предписаниям «приоритетных
направлений развития образовательной системы
РФ», прекрасно понимая абсурдность и
невозможность достижения многих заявленных в
этих направлениях целей...
Или все-таки соберемся с силами и попробуем
обсудить на своих августовских педсоветах
вопросы по-настоящему актуальные и важные для
нас?
Многие учителя и отдельные школы давно поняли,
что научить всех всему невозможно и не нужно.
Поэтому долгие годы они ставят отметки не за
знания, а за продвижение в учебе, за личностное
развитие и позволяют ребятам с удовольствием
заниматься тем, что их интересует, и уже через
такого рода занятия получать то, что называется
общим образованием. Таких учителей называют
подвижниками, а их школы – экспериментальными.
Говорят даже, что опыт именно этих школ и был
положен в основу министерской концепции
профилизации: мол, это и есть сухой остаток
происходившего в этих школах инновационного
поиска. Вот он – реальный результат! Вот оно –
глобальное распространение передового
педагогического опыта! Психологическая и
педагогическая поддержка детской
индивидуальности, но, так сказать, в массовом
масштабе!
При этом теоретики педагогического глобализма
не чувствуют некоторой некорректности такой
постановки вопроса и не хотят понять простой
истины: корни педагогики инновационных школ не
во внешних атрибутах их работы, а в базовых
ценностях, на которые ориентированы их учителя.
Суть заключается в том, что в педагогике
«передовой опыт» не передается методом
внедрения. Такая управленческая логика его
убивает. Поэтому задача качественного
управления не в том, чтобы «обобщать и внедрять»,
а в том, чтобы создавать условия для живого
диалога разного педагогического опыта.
Но для этого требуется отказ от жесткой
вертикали управленческого мышления, когда
учитель – это всего лишь исполнитель
утвержденных заранее стратегических планов и
целей.
Полосу подготовили Александр ЛОБОК и
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|