ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ЕГЭ 2005: разбор полетов
Впервые публикуется компьютерный
рейтинг регионов, набравших самые высокие баллы
на ЕГЭ
Статья третья. Окончание*
Можно ли публиковать рейтинги, где
регионы выстроены по результатам ЕГЭ?
Руководители Министерства образования РФ и
Рособрнадзора отвечали: нельзя. “Российские
регионы ведь такие разные”, – объяснял
журналистам министр образования Владимир
Филиппов.
В 2000 году руководители российского образования
пообещали в кратчайший срок перевести всю страну
на единый экзамен. В регионах отказывались
вводить новшество. Вероятно, министры
образования не хотели упускать из рук процедуру
итоговой аттестации. Тогда, похоже, был достигнут
компромисс: Москва согласилась смотреть сквозь
пальцы на манипуляции с тестовыми баллами, а
региональная элита – на этом условии проводить
ЕГЭ.
В 2005 году количество отличных оценок на ЕГЭ
превысило все нормы традиционной итоговой
аттестации. Огласить такие итоги экзамена
означало бы для Рособрнадзора расписаться в
полной неспособности или нежелании
контролировать ход эксперимента. Поэтому
статистика ЕГЭ приходила в Москву из субъектов
РФ, обрабатывалась, распечатывалась и убиралась
в стол.
Несмотря на такую позицию Рособрнадзора, каждый
из нас имеет право знать, как проходит госу-
дарственный образовательный эксперимент.
Поэтому сегодня наши читатели могут
ознакомиться с первой попыткой компьютерного
рейтинга регионов по результатам ЕГЭ.
Для рейтинга 2005 года были отобраны самые
интересные критерии: уровень среднего тестового
балла в регионе, количество пятерок и двоек в
регионе, количество выявленных в субъекте РФ
сомнительных вариантов (в которых, по странному
стечению обстоятельств, сложная часть С была
выполнена лучше, чем простые части А+В).
Компьютер расположил регионы в порядке убывания
среднего тестового балла. Первые места заняли
регионы, где выпускники показали равновысокие
результаты на всех предметах ЕГЭ.
Если в республике или области были высокие
тестовые баллы по одному предмету, но низкие – по
другим предметам, она перемещалась в середину
рейтинговой десятки.
Вот как выглядит в 2005 году десятка субъектов РФ, в
которых школьники набрали максимальные средние
тестовые баллы.
На первом месте – Башкирия.
В республике самый высокий в России средний
тестовый балл на ЕГЭ по математике и физике (67,2 –
по математике
и 59,5 – по физике). Экзамены по математике и
физике в Башкортостане были массовыми:
математику сдавали 10 522 человека, физику – 3853
выпускника.
На втором месте – Республика Чувашия.
Она не стала лидером ЕГЭ ни по одному предмету,
однако заняла вторые места в России по биологии
(средний балл 57,3), истории (54,9) и обществознанию
(54,9). Кроме того, Республика Чувашия идет третьей
в стране на ЕГЭ по русскому языку (средний
тестовый балл 58,8).
Третье место – у Воронежской области.
В российском масштабе она вторая по знанию
математики (60,7 балла). Этот предмет здесь сдавали
9534 выпускника. Воронежцы – вторые в России на ЕГЭ
по химии (55,3 балла) и четвертые – по истории (54
балла).
Четвертое место заняли выпускники Калужской
области.
У них самый высокий в России средний тестовый
балл по химии (55,7). Калужская область на третьем
месте по знанию литературы и английского языка
(55,0 и 73,7 балла).
Пятое место – у Республики Марий Эл.
Школьники республики на втором месте в стране по
русскому языку (59,2 балла), на втором – по
географии (54,1) и по английскому языку (74,5) и первые
– по литературе (64,2 балла).
Шестое место заняла Кировская область.
У здешних выпускников самый высокий в стране
средний тестовый балл на ЕГЭ по русскому языку –
59,8. Кроме того, в Кировской области лучший в
стране средний тестовый балл по биологии – 57,6.
Область заняла четвертое место по географии (53,4
балла).
Седьмое место – у Республики Мордовии.
Здесь беспрецедентный средний тестовый балл по
истории (57,8). Школьники республики находятся на
четвертом месте по физике (54,5) и биологии (56,3).
Восьмое место – у Новгородской области.
У них третий в стране показатель на ЕГЭ по химии (
55,0), пятый – по истории (54,3), пятый – по
обществознанию (53,0).
На девятом месте – Липецкая область.
У школьников области самый высокий в 2005 году
средний тестовый балл по географии (55,6) и
обществознанию (55,0). Однако они на 27-м месте по
математике.
На десятом месте – Челябинская область.
Она – вторая в стране по литературе (61,55 балла),
четвертая – по английскому языку (71,64 балла),
пятая – по географии (53,15 балла).
В каких субъектах РФ участники ЕГЭ получили
максимум пятерок?
Компьютер сформировал еще одну десятку.
По сумме пятерок, полученных на всех предметах
ЕГЭ, в 2005 году лидирует Воронежская область.
Выпускники области сдавали восемь предметов и
получили по максимуму пятерок на каждом экзамене
ЕГЭ.
Воронежская область – на втором месте по
количеству пятерок на ЕГЭ по математике, химии,
гео-
графии, на третьем – на ЕГЭ по физике и истории,
на четвертом – по обществознанию, на пятом – по
литературе, на шестом – по русскому языку. Такого
количества отличных отметок на ЕГЭ нет ни в одном
субъекте РФ.
На втором месте в этом рейтинге – Республика
Башкортостан.
Здесь в 2005 году оказались самые высокие в стране
средние тестовые баллы по математике и физике, и
потому в республике больше всего пятерок по этим
предметам.
На третьем месте – Республика Чувашия.
В республике – рекордное количество пятерок по
русскому языку. Чувашия на втором месте по
отличным оценкам на ЕГЭ по обществознанию, на
третьем – за ЕГЭ по биологии, на четвертом – за
ЕГЭ по физике.
На четвертом месте – Калужская область.
По количеству пятерок они – третьи в России по
химии, пятые – по математике и по английскому
языку, шестые – по физике и по истории.
На пятом месте – Республика Марий Эл.
Здесь – первые по количеству пятерок по
литературе и вторые – по русскому языку.
На шестом месте – Кировская область.
Ее выпускники – третьи в России по сумме
отличных оценок на ЕГЭ по русскому языку, вторые
– по пятеркам на ЕГЭ по истории, четвертые – по
биологии.
На седьмом месте – Липецкая область.
Ее выпускники получили больше всех пятерок на
экзаменах по общество-
знанию и географии.
Восьмое место – у Республики Мордовии.
Там больше всех отличных оценок на ЕГЭ по
истории. Мордовия также на втором месте в России
по пятеркам на ЕГЭ по биологии.
Девятое место по количеству пятерок занимает
Москва.
Десятое – Челябинская область.
Еще одно исследование результатов ЕГЭ 2005 года
касается работ, в которых процент верно решенных
заданий части С превышает процент верно решенных
заданий частей А и В. Задания части А + В решаются
сравнительно легко. Часть С включает в себя
задачи олимпиадного уровня. Перекос решенных
заданий в сторону части С свидетельствует, что
скорее всего выпускникам помогали справиться с
самой сложной частью теста.
С помощью компьютера в Москве без труда выявили
несоответствие между процентом решенных заданий
частей А + В и С.
На первом месте по числу выпускников, которые
справились с частью С, но не одолели А и В, –
Башкирия.
В этом “отрицательном” рейтинге она – первая в
стране на ЕГЭ по физике, третья – на ЕГЭ по
математике, четвертая – на ЕГЭ по химии.
На второе место в рейтинге компьютер поставил
Владимирскую область.
Там 776 выпускников из одного района сдавали ЕГЭ
только по русскому языку. Однако процент
несоответствия между решенными заданиями частей
А+В и С оказался слишком высок – даже в масштабах
страны.
На третьем месте – Ленинградская область, где
ЕГЭ по русскому языку сдавали 10 567 школьников.
На четвертом месте – Челябинская область.
На пятом – Республика Марий Эл.
На шестом – Москва.
На седьмом – Республика Чувашия.
На восьмом – Ульяновская область.
На девятом – Саратовская область.
На десятом – Республика Мордовия.
Из этого рейтинга мы можем видеть, как, вероятно,
формируются высокие средние баллы на ЕГЭ.
В республиках, которые уже привыкли быть лучшими
на ЕГЭ, дается команда решать за выпускников
задания части С. Несмотря на то, что порой ученик
не может сам ответить даже на вопросы части А.
В рейтинге есть области со скромным и даже низким
средним баллом (например, Саратовская,
Ульяновская). Вероятнее всего, там руководители
образования и не ставят перед сотрудниками ГЭК и
организаторами ППЭ задачу взвинтить средний
балл в масштабах региона. Там хотят повысить
оценки ЕГЭ отдельным ученикам. На уровне
субъекта РФ таких привилегированных выпускников
оказывается чересчур много: это и фиксирует
компьютер.
Наконец, в списке есть регионы (Владимирская
область), где ЕГЭ проводится впервые.
Видимо, там организаторы ЕГЭ захотели провести
первый опыт с наилучшими результатами и
перестарались.
Итак, можно ли выстроить субъекты РФ по рейтингу?
Можно. Но Минобразования РФ и Рособрнадзор были
правы, опасаясь обнародования таких рейтингов.
Потому что картинка получается
многозначительная.
Только два примера.
Абсолютный лидер по результатам ЕГЭ 2005 года –
Республика Башкортостан.
Она – первая в России по сумме среднего балла
ЕГЭ, полученного учащимися на всех предметах,
вторая в стране – по числу выпускников,
получивших оценку “отлично”, 73-я (то есть
четвертая с конца) по количеству двоечников, 72-я
(в последней пятерке участников ЕГЭ) – по
количеству школьников, не приступивших к части С.
Все замечательно. Только в рейтинге регионов, где
баллы за часть С выше баллов за части А+В,
Республика Башкортостан тоже первая.
Другой “пятерочный” пример – Республика Марий
Эл.
Пятая в России – по сумме среднего балла на ЕГЭ.
Пятая – по количеству отличников. И по
количеству тех, за кого, возможно, решали часть С,
– тоже пятая…
Светлана КИРИЛЛОВА
Статью первую читайте, пожалуйста, в “ПС”
№ 47,
статью вторую – в “ПС” № 48
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|