РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Рон ХУКСЛЕЙ,
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ
“Сколько раз тебе повторять!”
Вредные привычки у детей так живучи
потому, что взрослые борются с ними очень
скучными методами
В детстве я часто думал, как же маме не
надоело с утра до вечера твердить мне одно и то
же. Меня злило, что за стол она всегда звала меня
тогда, когда игра была в самом разгаре. “ Ну,
неужели нельзя потом съесть эту кашу!” – бесился
я. А еще я ненавидел слушаться. Только теперь,
став взрослым, я понимаю, что мама была права. Что
она была мудрой, терпеливой и хорошо знала, как
растить детей, как корректировать их поведение и
что делать с их вредными привычками.
Верно говорят, что привычка – вторая натура. И
все, что мы делаем, есть привычка или может ею
стать. В том числе и то, как мы общаемся с нашими
детьми – доброжелательно или нервно, – тоже
привычка, складывавшаяся годами. Изо дня в день
мы незаметно привыкали к тому, что имеем теперь. И
даже то, что мы едим и в какое время суток, тоже
привычка. И она только на первый взгляд кажется
простой. А вы попробуйте взять и произвольно
поменять хоть что-нибудь в рационе питания вашей
семьи, перенесите время ужина, тогда и поймете,
как все непросто в нашей, казалось бы, обычной и
ничем не примечательной жизни.
Но что важно знать нам, родителям, так это то, что
привычки можно не только приобретать, но и
изживать и прощаться с ними навсегда. И при
умелом обращении с ребенком на смену старым,
вредным привычкам могут прийти новые как в быту,
так и в общении.
К примеру, родители и ребенок привыкли спорить и
ссориться из-за домашних обязанностей. Когда
мама в очередной раз раздраженно замечает: “ Ну
сколько можно тебя просить выбрасывать по утрам
мусор!” – то начинается абсолютно
бесперспективный для всех диалог. Результат
таких перепалок всегда один и тот же: родители
обижаются и злятся, а дети знать ничего не хотят.
Или полностью игнорируют просьбы взрослых,
потому что им надоело слушать одно и то же и
разыгрывать один и тот же сценарий. Он стал
привычкой, имеющей свою историю и мешающей
ребенку, как ни странно, взять и сделать то, о чем
его просят родители.
Поэтому родителям нужно создавать новые
привычки у детей, поощряя иное поведение и иные
действия. Учтите, дети поначалу будут
сопротивляться, будет казаться, что старые
привычки неискоренимы, но со временем увидите,
что они уступают место новым.
Если хотите, чтобы дети помогали вам по
хозяйству, прекратите использовать избитые
приемы, придумайте что-нибудь новое. Например,
повесьте на стену шутливый график или
перестаньте напоминать. Но сами тоже ничего не
делайте. Пусть на некоторое время в доме настанет
разруха. Пусть закончатся все чистые кружки и
тарелки. А вы все равно не просите, не
уговаривайте, не нойте. Пусть ребенок удивится,
задумается и, наконец, проявит активность
самостоятельно. А вы не забудьте похвалить.
Только так на смену прежнему стереотипу придет
новая привычка, которая будет устраивать и
родителя, и ребенка.
Точно так же можно наладить учебу, привить
полезные социальные навыки или все то, что можно
считать поведенческой категорией, подвластной
привыканию.
Итак, если вы поймали себя на том, что по какому-то
поводу говорите: “Сколько раз тебе можно
повторять!..” – считайте, что вы почти что
обзавелись плохой привычкой.
Перевоспитание – это все равно воспитание, но
оно почти всегда сложнее и требует больше
времени.
Ребенку, который пишет на стене мелками, можно
предложить отмыть испорченную стену. Но сделать
это так, чтобы ему понравилось и захотелось
привести в порядок весь дом. С детьми, которые не
умеют тихо закрывать двери, поиграйте в такую
игру собственного сочинения, в течение которой
они смогли бы потренироваться закрывать их
бесшумно. Вот увидите, десяти раз будет вполне
достаточно. И вряд ли стоит считать хулиганом
бегающего по дому и топающего ребенка: он просто
еще не научился ходить медленно.
Многие родители вообще очень обидчивы и сердятся
на детей, тогда как их надо просто научить тому,
что они по какой-то причине еще не умеют делать.
Десять раз подряд откройте и закройте дверь с
малышом, и он все поймет. Только сделать это нужно
доброжелательно и не скучно, иначе можете не
научить никогда. Фактор скуки всегда только
увеличивает вероятность того, что ребенок вас не
услышит.
Точно так же формируются социальные навыки и
навыки общения. От самых простых – попросить
дать игрушку другу в песочнице – и до проблем
правописания или неуспеваемости по математике.
Правда, многие родители пытаются учить от
обратного: агрессивно и демонстративно повторяя
действия детей – хлопают дверью так, что дом
дрожит. Будто бы для того, чтобы ребенок увидел
себя со стороны. Но ничего, кроме испуга и
удивления у собственных детей, не вызывают.
Иными словами, помогая ребенку сформировать
привычку, мы воспитываем его. Такие на первый
взгляд простые ежедневные действия, как
пробуждение, еда, просмотр телевизионных
программ, отход ко сну, – важные аспекты нашей
жизни. И не случайно семейные психотерапевты
используют концепцию ритуалов и привычек для
того, чтобы помочь семьям в трудных ситуациях.
Они придумали клятвы, которые могут давать друг
другу все члены семейства от мала до велика.
Письма гнева и печали, которые можно писать
анонимно и сжигать на костре, чтобы избавиться от
навязчивых мыслей или распрощаться с чем-то.
Бывает, что символические узы брака или ставшей
обременительной дружбы плавят в печи или бросают
на дно глубокого озера, чтобы убрать ненужную
эмоциональную связь.
И вот еще что: поменьше уповайте на слова.
Практика более надежный учитель. И если мы хотим
научить наших детей быть ответственными и
активными взрослыми, надо торопиться. У нас есть
на это всего два десятилетия – не больше.
Из статьи «Как помочь родителям»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|