Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Зачем я столько лет учился?

Каждый второй выпускник считает годы образования впустую потраченным временем

Первый опыт участия в реальной экономической жизни, в производстве наши дети получают, как правило, летом. Это каникулярные подработки, летние трудовые лагеря, первая должность, полученная после окончания школы или института. Мы с тревогой и надеждой следим за началом карьеры молодых людей, невольно переосмысливаем собственную: если бы я раньше знал(а)… Именно в этот период проходит проверку на прочность и эффективность полученное ранее образование. Стоило ли тратить 15–20 лучших лет жизни на сидение за партой, помогут ли наши уроки выпускникам в их профессиональном росте? Молодые люди от 15 до 25 лет и опытные работники старше 45 лет приняли участие в международном опросе, целью которого было установить, как с возрастом меняются взгляды людей на карьеру, какова их оценка роли образования в жизненных успехах.

Самоуверенная молодежь

Три четверти молодых людей, независимо от социального происхождения и уровня образования, с оптимизмом смотрят в будущее.
Они уверены в своих профессиональных перспективах, карьерном росте, способности обеспечить самих себя и семью. Наиболее спокойны подростки в возрасте 15–17 лет, которые еще не столкнулись с реальным производством. Люди старше 20 и те, кто уже имеет опыт работы, оказались более осторожны в оценках перспектив. Девушки испытывают тревогу и сомнение в своих силах гораздо чаще, чем их сверстники мужского пола.
Тяга к великому не свойственна новому поколению. 35% из них отдают предпочтение государственным предприятиям среднего размера, которые, с их точки зрения, достаточно стабильны и одновременно относительно человечны. Там сохраняются национальные традиции, каждый работник заметен, есть возможность карьерного роста. Крупные межнациональные корпорации и маленькие фирмы со штатом менее трехсот человек привлекают небольшую часть потенциальных работников (15 и 12% соответственно). Вероятно, одни пугают гигантскими размерами, другие хрупкостью и беззащитностью перед лицом экономических монстров.
Молодые люди сегодня не мечтают стать владельцами собственных предприятий, выбиться в руководители. 77% рассчитывают на работу в государственных структурах или в сфере развития различных средств связи (73%). Былая страсть к компьютерным технологиям несколько угасла, сегодня в этой области хотят трудиться только 62% опрошенных. Примерно столько же потенциальных медиков (60%) и космонавтов (51%). В ресторанном и гостиничном бизнесе собираются трудиться 45% молодых людей, в автомобильном – 48, в строительстве – 34%.
Практически независимо от выбранной специальности огромное количество старшеклассников, недавних выпускников школ и вузов утверждают, что зря потратили долгие годы за учебниками и тетрадями. Только 57%, чуть больше половины, говорят, что полученное (или получаемое) образование действительно поможет им в жизни. Зато 41% решительно отвергают подобный тезис, демонстрируя недовольство существующей школьной и вузовской системой. Особенно много недовольных среди тех, кому больше 20, кто уже успел начать трудовую деятельность и оценить практическую пользу многочисленных лекций и семинаров. Молодые люди вовсе не лентяи и не тупицы, они хотят получить серьезное образование. 49% из них считают, что учиться и приобретать фундаментальные знания важно. Но 50% предпочитают как можно быстрее, после краткосрочной подготовки, начинать профессиональную деятельность. Учиться, по их мнению, лучше в процессе работы, а не за партой. Самое странное, что побыстрее кончить школу или вуз хотят в первую очередь девушки, обычно более успешные в учебе, а юноши, которым тяжелее сидеть над учебниками, готовы мужественно преодолевать трудности ради “глубоких знаний”. Возможно, женщины проявляют в этом случае элементарную практичность, они меньше думают о престиже – больше о реальной выгоде.

Когда отцы нужны детям

Настоящим образованием молодежь единодушно признает советы, помощь со стороны более опытных коллег. 86% уверены, что только так можно узнать все тонкости профессии, избежать многих ошибок и стрессов. 70% заявляют, что в подобной ситуации куда-то исчезает конфликт поколений: ученик не чувствует давления со стороны старшего наставника, не испытывает ни раздражения, ни протеста. 78% верят, что опытный коллега не помешает личной карьере, а, напротив, поможет. На втором месте – корпоративные курсы (87%), где заслуженные сотрудники данного предприятия делятся опытом с начинающими.
В отношении оценки роли школы опытные работники не менее скептичны, чем их молодые коллеги. Полученное в молодости образование 40% считают неудовлетворительным. 74% советуют молодым начинать с тех специальностей, которые не требуют долгой учебы, а потом постепенно приобретать опыт и расти профессионально. Особенно при наличии опытного наставника. 92% отметили этот способ повышения квалификации как самый эффективный.

По разные стороны баррикад

Речь не о том, чтобы закрыть школы и поставить всех к станку. Просто, по-видимому, существующая образовательная система (а речь идет о многих европейских странах, где проводился опрос) совершенно не отвечает ни запросам реальной экономики, ни ожиданиям граждан. Одно из доказательств тому – высокий уровень безработицы среди молодежи: в среднем по Европе – около 15%.
Бизнесмены и политики привычно ругают школу за неумение подготовить квалифицированные кадры. Бертран Колломб, один из крупнейших производителей строительных материалов в мире, удрученно заметил: «Проблема школы в том, что, все выше поднимая уровень образования, она все дальше уходит от реальности».
Педагоги в свою очередь благородно отказываются воспитывать винтики для бездушной рыночной машины, видя свою миссию в созидании личности, передаче детям многовекового культурного наследия и ценностей человечества. Они обвиняют общество, предпринимателей в пренебрежении гуманистическими идеалами. Словом, налицо отсутствие диалога и взаимопонимания. Что особенно печально, поскольку разрывает человеческую жизнь на учебу и реальную деятельность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru