ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Зачем я столько лет учился?
Каждый второй выпускник считает годы
образования впустую потраченным временем
Первый опыт участия в реальной
экономической жизни, в производстве наши дети
получают, как правило, летом. Это каникулярные
подработки, летние трудовые лагеря, первая
должность, полученная после окончания школы или
института. Мы с тревогой и надеждой следим за
началом карьеры молодых людей, невольно
переосмысливаем собственную: если бы я раньше
знал(а)… Именно в этот период проходит проверку
на прочность и эффективность полученное ранее
образование. Стоило ли тратить 15–20 лучших лет
жизни на сидение за партой, помогут ли наши уроки
выпускникам в их профессиональном росте? Молодые
люди от 15 до 25 лет и опытные работники старше 45
лет приняли участие в международном опросе,
целью которого было установить, как с возрастом
меняются взгляды людей на карьеру, какова их
оценка роли образования в жизненных успехах.
Самоуверенная молодежь
Три четверти молодых людей, независимо
от социального происхождения и уровня
образования, с оптимизмом смотрят в будущее.
Они уверены в своих профессиональных
перспективах, карьерном росте, способности
обеспечить самих себя и семью. Наиболее спокойны
подростки в возрасте 15–17 лет, которые еще не
столкнулись с реальным производством. Люди
старше 20 и те, кто уже имеет опыт работы,
оказались более осторожны в оценках перспектив.
Девушки испытывают тревогу и сомнение в своих
силах гораздо чаще, чем их сверстники мужского
пола.
Тяга к великому не свойственна новому поколению.
35% из них отдают предпочтение государственным
предприятиям среднего размера, которые, с их
точки зрения, достаточно стабильны и
одновременно относительно человечны. Там
сохраняются национальные традиции, каждый
работник заметен, есть возможность карьерного
роста. Крупные межнациональные корпорации и
маленькие фирмы со штатом менее трехсот человек
привлекают небольшую часть потенциальных
работников (15 и 12% соответственно). Вероятно, одни
пугают гигантскими размерами, другие хрупкостью
и беззащитностью перед лицом экономических
монстров.
Молодые люди сегодня не мечтают стать
владельцами собственных предприятий, выбиться в
руководители. 77% рассчитывают на работу в
государственных структурах или в сфере развития
различных средств связи (73%). Былая страсть к
компьютерным технологиям несколько угасла,
сегодня в этой области хотят трудиться только 62%
опрошенных. Примерно столько же потенциальных
медиков (60%) и космонавтов (51%). В ресторанном и
гостиничном бизнесе собираются трудиться 45%
молодых людей, в автомобильном – 48, в
строительстве – 34%.
Практически независимо от выбранной
специальности огромное количество
старшеклассников, недавних выпускников школ и
вузов утверждают, что зря потратили долгие годы
за учебниками и тетрадями. Только 57%, чуть больше
половины, говорят, что полученное (или
получаемое) образование действительно поможет
им в жизни. Зато 41% решительно отвергают подобный
тезис, демонстрируя недовольство существующей
школьной и вузовской системой. Особенно много
недовольных среди тех, кому больше 20, кто уже
успел начать трудовую деятельность и оценить
практическую пользу многочисленных лекций и
семинаров. Молодые люди вовсе не лентяи и не
тупицы, они хотят получить серьезное
образование. 49% из них считают, что учиться и
приобретать фундаментальные знания важно. Но 50%
предпочитают как можно быстрее, после
краткосрочной подготовки, начинать
профессиональную деятельность. Учиться, по их
мнению, лучше в процессе работы, а не за партой.
Самое странное, что побыстрее кончить школу или
вуз хотят в первую очередь девушки, обычно более
успешные в учебе, а юноши, которым тяжелее сидеть
над учебниками, готовы мужественно преодолевать
трудности ради “глубоких знаний”. Возможно,
женщины проявляют в этом случае элементарную
практичность, они меньше думают о престиже –
больше о реальной выгоде.
Когда отцы нужны детям
Настоящим образованием молодежь
единодушно признает советы, помощь со стороны
более опытных коллег. 86% уверены, что только так
можно узнать все тонкости профессии, избежать
многих ошибок и стрессов. 70% заявляют, что в
подобной ситуации куда-то исчезает конфликт
поколений: ученик не чувствует давления со
стороны старшего наставника, не испытывает ни
раздражения, ни протеста. 78% верят, что опытный
коллега не помешает личной карьере, а, напротив,
поможет. На втором месте – корпоративные курсы
(87%), где заслуженные сотрудники данного
предприятия делятся опытом с начинающими.
В отношении оценки роли школы опытные работники
не менее скептичны, чем их молодые коллеги.
Полученное в молодости образование 40% считают
неудовлетворительным. 74% советуют молодым
начинать с тех специальностей, которые не
требуют долгой учебы, а потом постепенно
приобретать опыт и расти профессионально.
Особенно при наличии опытного наставника. 92%
отметили этот способ повышения квалификации как
самый эффективный.
По разные стороны баррикад
Речь не о том, чтобы закрыть школы и
поставить всех к станку. Просто, по-видимому,
существующая образовательная система (а речь
идет о многих европейских странах, где
проводился опрос) совершенно не отвечает ни
запросам реальной экономики, ни ожиданиям
граждан. Одно из доказательств тому – высокий
уровень безработицы среди молодежи: в среднем по
Европе – около 15%.
Бизнесмены и политики привычно ругают школу за
неумение подготовить квалифицированные кадры.
Бертран Колломб, один из крупнейших
производителей строительных материалов в мире,
удрученно заметил: «Проблема школы в том, что, все
выше поднимая уровень образования, она все
дальше уходит от реальности».
Педагоги в свою очередь благородно отказываются
воспитывать винтики для бездушной рыночной
машины, видя свою миссию в созидании личности,
передаче детям многовекового культурного
наследия и ценностей человечества. Они обвиняют
общество, предпринимателей в пренебрежении
гуманистическими идеалами. Словом, налицо
отсутствие диалога и взаимопонимания. Что
особенно печально, поскольку разрывает
человеческую жизнь на учебу и реальную
деятельность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|