Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Гадание по зачетке

В Европе судьба первокурсника известна на три года вперед

Ребенок благополучно сдал экзамены, поступил в институт. Родителям и учителям кажется, что самый важный рубеж взят, судьба молодого человека определена и устроена на много лет вперед. Однако социологические исследования не подтверждают нашего оптимизма. Поступление в институт лишь один из вариантов вступления во взрослую жизнь, к тому же иногда черновой.

Останутся немногие

По данным европейского социологического исследования (более 6 тысяч выпускников опрашивали на протяжении трех лет), только 93% первокурсников продолжают учиться в высших учебных заведениях спустя два года после окончания школы. 78% из них сохраняют выбранное направление, 16% меняют специализацию.
Лишь 62% студентов, чуть больше половины, успешно переходят на следующий курс, 17% остаются на второй год уже на первом курсе. Именно второгодники в 9 раз чаще, чем их успешные ровесники, меняют первоначально выбранное направление. Особенно это явление распространено среди гуманитариев, экономистов и естественников – каждый 4-й из 10 первокурсников. Студенты технических факультетов более постоянны в своих пристрастиях – 9 из 10 остаются верны избранной профессии. Как ни странно, процент второгодников при этом у них выше, чем у филологов и социологов. Больше всего двоечников среди медиков (только 14% сдают годовую сессию с первого раза) и фармацевтов (27% успеха), но и они, несмотря на неудачи, не торопятся бросать институт. Возможно, это связано с тем, что подобные факультеты, как правило, выбираются более продуманно и осознанно: по данным опроса, еще в школе, за год-два до окончания. Гуманитарии и управленцы, напротив, часто признаются, что поступили на свои отделения по ошибке, случайно, из-за маленького конкурса. А значит, и желания учиться у них меньше.
Девушки, как известно, быстрее, чем юноши, приспосабливаются к новым условиям. И в институте в том числе. К примеру, на управленческих факультетах 54% девушек успешно закончили первый курс, среди юношей таких оказалось около 18%. Только юридический и медицинский факультеты одинаково трудны для обоих полов.
Оказывается, для учебы важна непрерывность. Среди выпускников, попавших в университет сразу после школы, процент успешных студентов выше, чем среди тех, кто потерял год или больше после выпуска.
Те, кто совсем бросил вуз, обычно говорят, что содержание образования не соответствовало их ожиданиям (55% опрошенных), низкие результаты на сессиях не позволят успешно закончить институт (около 50% опрошенных). Трети университетских дезертиров просто надоело учиться, 20% оставляют институт по причине финансовых трудностей. Лишь каждый пятый из бросивших учебу вновь поступает в вуз на следующий год, треть уходит в сферу среднего специального образования. Остальные начинают трудовую деятельность без высшего образования.

Первый курс – он трудный самый

Оставшимся в институте приходится особенно трудно на первом курсе. Большинство чувствует себя неуверенно и тревожно. Только на второй-третий год приходит чувство удовлетворения как своими способностями, успехами, так и содержанием учебы (89% опрошенных).
Впрочем, второкурсникам тоже нелегко живется. 33% жалуются на неумение организовать свою работу, отсутствие интереса к изучаемым предметам (31%), финансовые проблемы (29%). Каждый четвертый не видит смысла в учебе, каждый пятый с трудом с ней справляется. У 13% возникают проблемы со здоровьем.
На разных факультетах студенты загружены в различной степени. Тяжелее всех медикам: они занимаются самостоятельно по 40 часов в неделю. Остальные тратят на домашние задания 20 часов в неделю (30% опрошенных) или даже 10 часов (более 50% опрошенных).
Если говорить о помощи в этот трудный период, то чаще всего это взаимовыручка среди самих студентов, того же курса или старшего (64%), поддержка семьи (34%). 31% может опереться на педагогов, в частности тьюторов. Девушки чаще пользуются советами друзей и родных, юноши больше склонны прислушиваться к преподавателям.

Свободен, но очень занят

На втором году обучения в университете часть молодых людей начинает вести самостоятельную жизнь. Только 16% опрошенных не имеют собственных средств. Треть учится и работает одновременно. 12% имеют постоянную работу, остальные трудятся от случая к случаю, в основном в каникулы. На третьем году обучения 55% студентов все еще живут с родителями, треть – отдельно, остальные стремятся жить с ровесниками в общежитиях, совместно снимаемых квартирах.
Если говорить о свободном времени, то большинство тратит его на занятия спортом. Треть студентов занимаются артистической деятельностью (музыка, танцы, театр). Четверть успевает и здоровье укреплять на стадионе, и посвящать время искусству. Политические дела, профсоюзные интересуют лишь 4% опрошенных. 2% студентов учатся круглосуточно и ничего больше не успевают.
Интересно, почему, несмотря на все вышеперечисленные трудности и проблемы, мы продолжаем считать период студенчества самым беззаботным и свободным в жизни? Наверное, такой же миф, как и “беззаботное счастливое детство”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru