Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2005

Первая тетрадь. Политика образования


СИТУАЦИЯ 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Школа попала под закон

Из-за разграничения межбюджетных полномочий под угрозой закрытия оказалась единственная в Пермской области школа для детей-инвалидов

Официально школа называется “Областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья”. Благодаря ей дети с тяжелыми нарушениями развития, с ДЦП, с ранними проявлениями аутизма, вынужденные месяцами лежать в больницах, получили возможность учиться, получать начальное профобразование, ходить в кружки и секции.
Школу создал в 1992 году заслуженный педагог РФ (а тогда просто учитель) Виктор Жданов. С тех пор было сделано многое: разработана “Концепция дистанционного обучения детей-инвалидов Пермской области”, открыты дошкольные подготовительные отделения на дому, проведены семинары для учителей, создан проект “Дистанционное обучение детей-инвалидов”. Был разработан комплексный план организации дистанционного обучения детей-инвалидов Пермской области, который департамент образования области благополучно утвердил, а областной школе придал статус площадки для отработки этого вида обучения. Была создана сеть филиалов, которые потом стали самостоятельными школами. Организована локальная сеть со школьным сервером – как база для технологии сетевого обучения детей-инвалидов.
Все это время областной департамент образования по мере сил содействовал работе школы, помогая деньгами, информацией и методиками, пока в мае этого года все не закончилось.
Дело в том, что все эти годы школа, не имея своего помещения, располагалась в общежитии педагогического училища. В одиннадцати комнатах умещались 14 компьютеров, два ксерокса, компьютерный класс, логопедический кабинет, музыкальная студия, музыкальный театр и библиотека в 7000 томов. Единственное преимущество – школа находилась в центре города, и родителям с больными детьми было удобно туда добираться.
Эта ситуация всех устраивала, пока не случились изменения в законодательстве о разграничении межбюджетных отношений.
Законодательная межа пролегла четко через маленькую школу. Департамент имущественных отношений предписал департаменту образования освободить занимаемые областной школой жилые помещения, так как в них невозможно проводить обучение детей.
Департамент образования предпочел не спорить, а максимально быстро провести эвакуацию – по-другому и не назовешь, поскольку предписание поступило в конце мая. Директора поставили перед фактом, родителям предложили на выбор: либо ехать в городскую школу с тем же профилем и специалистами (в бывший филиал областной) на другой конец города, либо переходить на надомное обучение в обычную школу по соседству.
Впрочем, исполняющий обязанности губернатора указ о ликвидации школы еще не подписал, но, как уверяют чиновники, обязательно это сделает со дня на день.


Виктор ЖДАНОВ, директор школы:

«Меня вызывают и говорят: все, мы вас закрываем»

– С 1 сентября нас уже не будет. Пока же родители объединились, засыпали письмами все инстанции. И областной департамент образования, и главу администрации, и главу Пермской области, и заместителя губернатора, и главу законодательного собрания. Но, откровенно говоря, надежд у меня нет. Обидно, обидно до слез. Я почти тридцать лет работаю с инвалидами. Когда начинал – сам с учителями обходил квартиры: уговаривали родителей, объясняли, что такие формы обучения возможны, что их детей можно учить. Пятьсот квартир так обошли.
Раньше у нас были однопрофильные школы – для слепых, для глухих, а детей со сложными общими заболеваниями никто не обучал. Они сидели по домам. А теперь наша школа стала лидирующей в этой области. Мы одними из первых в России стали заниматься надомным и дистанционным обучением. Конечно, мы почти 12 лет жили в общежитии педучилища, но ведь раньше вопросов не было!
И вдруг нам отказали в помещении! Никто ничего не объяснил, просто по телефону сказали – мол, нельзя обучать в жилых помещениях.
Я обратился в департамент образования. А они, вместо того чтобы выделить помещение или придумать что-то еще, вдруг меня вызывают и говорят: все, мы закрываем школу.
Я в недоумении: как закрываем? Надо же было хотя бы видимость поиска изобразить, работы! Тогда стали возникать новые предлоги, потому что фраза “нельзя найти помещение” не выдерживает критики. Появились: “оптимизация учреждений”, “межбюджетные отношения”. Городских детей должен обучать город, областных – область.
Но у нас никогда не было такой четкой границы. Школа областная, но много детей обучаются на дому. Когда мы были единственной школой в области, то у нас 400 человек на дому обучались. Из наших филиалов восемь школ создано – три в Перми и пять в области.
Сейчас у нас шестьдесят учителей, на дистанционном обучении 37 человек. Еще 130 детей учителя посещают в больницах.
Я три года убеждал учителей, что все будет хорошо, школу не закроют, потому что ни у кого, кроме нас, нет дистанционного обучения. Как я им теперь в глаза буду смотреть? Мне кажется, что есть просто нежелание заниматься школой. С ней много проблем, а если закрыть, то и проблем никаких не будет. Хотя я думаю, что как раз наоборот.


Илья КЛЕЙМАН, начальник отдела развития общего и специального образования департамента образования Пермской области:

«Действовать так нас вынудили обстоятельства»

– Школа в основном обучала детей на дому. И в большинстве своем это были дети города Перми. Поэтому мы сейчас этих детей индивидуально переводим в городские образовательные учреждения. Есть аналогичная городская школа. Она работает с такими же детьми. И мы стараемся сохранить для них ту форму образования, которую они получали, и тех учителей, к которым они привыкли.
– Но эта городская школа находится на окраине, туда тяжело добираться.
– Разве для детей, индивидуально занимающихся на дому, это имеет значение? К тому же всем не угодишь – кто-то живет ближе, кто-то дальше. Да и в прежней школе занятия в классах проходили очень редко. Плюс к тому город-
ская школа выделяет автобусы, чтобы подвозить этих детей на необходимые мероприятия.
Существует также возможность надомного обучения в общеобразовательной школе. Любой ребенок невзирая на его проблемы имеет право заниматься на дому, будучи прикреплен к обычной школе. Учителя могут ходить к нему и заниматься. Но это исключительно по желанию родителей. Направлять в массовую школу этих детей никто не будет.
– Но в общеобразовательной школе
нет специалистов? Ведь у учителей массовой школы нет опыта работы с такими детьми?
– Безусловно, но блок общеобразовательных дисциплин они вполне могут преподавать.
– А что будет с учителями областной школы?
– Кроме детей из Перми в школе учились дети, которые приезжали из области лечиться. Это отделение будет продолжать работу на базе другого образовательного учреждения – областной школы для слабослышащих детей. Часть учителей просто перейдет в ее штат. Другая часть перейдет в городскую школу. Ну а некоторые педагоги действительно лишатся работы. Примерно процентов 20. Но там много учителей с очень большим стажем, им уже под семьдесят лет.
– И все же неужели нельзя было выделить помещение? Пермь же большой город?
– У нас, областного органа управления образованием, что-то развертывать в Перми для городских детей нет никакой правовой возможности. Мы вышли на городской комитет образования с предложением сохранить эту школу как структурное подразделение или как самостоятельную единицу. Но организовывать школу для 37 человек не отвечало их интересам в тот момент. Поэтому мы пришли к нынешней модели.
– Что будет с имуществом школы? Там компьютеры, локальная сеть, библиотека?
– Имущество принадлежит областному департаменту, и мы его перераспределим в другие образовательные учреждения. Что до локальной сети, то, конечно, все, что было, сохранить не удастся. Но из 37 человек только четверо работали по дистанционным формам обучения – остальные обучались на дому.
Поймите, обстоятельства вынудили нас действовать таким образом, департамент совсем не собирался ликвидировать школу на этом этапе. Мы дорожим интересами ведомства и всеми нашими образовательными учреждениями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru