СИТУАЦИЯ
Школа попала под закон
Из-за разграничения межбюджетных
полномочий под угрозой закрытия оказалась
единственная в Пермской области школа для
детей-инвалидов
Официально школа называется “Областная
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа для детей с ограниченными возможностями
здоровья”. Благодаря ей дети с тяжелыми
нарушениями развития, с ДЦП, с ранними
проявлениями аутизма, вынужденные месяцами
лежать в больницах, получили возможность
учиться, получать начальное профобразование,
ходить в кружки и секции.
Школу создал в 1992 году заслуженный педагог РФ (а
тогда просто учитель) Виктор Жданов. С тех пор
было сделано многое: разработана “Концепция
дистанционного обучения детей-инвалидов
Пермской области”, открыты дошкольные
подготовительные отделения на дому, проведены
семинары для учителей, создан проект
“Дистанционное обучение детей-инвалидов”. Был
разработан комплексный план организации
дистанционного обучения детей-инвалидов
Пермской области, который департамент
образования области благополучно утвердил, а
областной школе придал статус площадки для
отработки этого вида обучения. Была создана сеть
филиалов, которые потом стали самостоятельными
школами. Организована локальная сеть со школьным
сервером – как база для технологии сетевого
обучения детей-инвалидов.
Все это время областной департамент образования
по мере сил содействовал работе школы, помогая
деньгами, информацией и методиками, пока в мае
этого года все не закончилось.
Дело в том, что все эти годы школа, не имея своего
помещения, располагалась в общежитии
педагогического училища. В одиннадцати комнатах
умещались 14 компьютеров, два ксерокса,
компьютерный класс, логопедический кабинет,
музыкальная студия, музыкальный театр и
библиотека в 7000 томов. Единственное преимущество
– школа находилась в центре города, и родителям с
больными детьми было удобно туда добираться.
Эта ситуация всех устраивала, пока не случились
изменения в законодательстве о разграничении
межбюджетных отношений.
Законодательная межа пролегла четко через
маленькую школу. Департамент имущественных
отношений предписал департаменту образования
освободить занимаемые областной школой жилые
помещения, так как в них невозможно проводить
обучение детей.
Департамент образования предпочел не спорить, а
максимально быстро провести эвакуацию –
по-другому и не назовешь, поскольку предписание
поступило в конце мая. Директора поставили перед
фактом, родителям предложили на выбор: либо ехать
в городскую школу с тем же профилем и
специалистами (в бывший филиал областной) на
другой конец города, либо переходить на надомное
обучение в обычную школу по соседству.
Впрочем, исполняющий обязанности губернатора
указ о ликвидации школы еще не подписал, но, как
уверяют чиновники, обязательно это сделает со
дня на день.
Виктор ЖДАНОВ, директор школы:
«Меня вызывают и говорят: все, мы вас
закрываем»
– С 1 сентября нас уже не будет. Пока же
родители объединились, засыпали письмами все
инстанции. И областной департамент образования,
и главу администрации, и главу Пермской области,
и заместителя губернатора, и главу
законодательного собрания. Но, откровенно
говоря, надежд у меня нет. Обидно, обидно до слез.
Я почти тридцать лет работаю с инвалидами. Когда
начинал – сам с учителями обходил квартиры:
уговаривали родителей, объясняли, что такие
формы обучения возможны, что их детей можно
учить. Пятьсот квартир так обошли.
Раньше у нас были однопрофильные школы – для
слепых, для глухих, а детей со сложными общими
заболеваниями никто не обучал. Они сидели по
домам. А теперь наша школа стала лидирующей в
этой области. Мы одними из первых в России стали
заниматься надомным и дистанционным обучением.
Конечно, мы почти 12 лет жили в общежитии
педучилища, но ведь раньше вопросов не было!
И вдруг нам отказали в помещении! Никто ничего не
объяснил, просто по телефону сказали – мол,
нельзя обучать в жилых помещениях.
Я обратился в департамент образования. А они,
вместо того чтобы выделить помещение или
придумать что-то еще, вдруг меня вызывают и
говорят: все, мы закрываем школу.
Я в недоумении: как закрываем? Надо же было хотя
бы видимость поиска изобразить, работы! Тогда
стали возникать новые предлоги, потому что фраза
“нельзя найти помещение” не выдерживает
критики. Появились: “оптимизация учреждений”,
“межбюджетные отношения”. Городских детей
должен обучать город, областных – область.
Но у нас никогда не было такой четкой границы.
Школа областная, но много детей обучаются на
дому. Когда мы были единственной школой в
области, то у нас 400 человек на дому обучались. Из
наших филиалов восемь школ создано – три в Перми
и пять в области.
Сейчас у нас шестьдесят учителей, на
дистанционном обучении 37 человек. Еще 130 детей
учителя посещают в больницах.
Я три года убеждал учителей, что все будет хорошо,
школу не закроют, потому что ни у кого, кроме нас,
нет дистанционного обучения. Как я им теперь в
глаза буду смотреть? Мне кажется, что есть просто
нежелание заниматься школой. С ней много проблем,
а если закрыть, то и проблем никаких не будет.
Хотя я думаю, что как раз наоборот.
Илья КЛЕЙМАН, начальник отдела
развития общего и специального образования
департамента образования Пермской области:
«Действовать так нас вынудили
обстоятельства»
– Школа в основном обучала детей на
дому. И в большинстве своем это были дети города
Перми. Поэтому мы сейчас этих детей
индивидуально переводим в городские
образовательные учреждения. Есть аналогичная
городская школа. Она работает с такими же детьми.
И мы стараемся сохранить для них ту форму
образования, которую они получали, и тех
учителей, к которым они привыкли.
– Но эта городская школа находится на
окраине, туда тяжело добираться.
– Разве для детей, индивидуально
занимающихся на дому, это имеет значение? К тому
же всем не угодишь – кто-то живет ближе, кто-то
дальше. Да и в прежней школе занятия в классах
проходили очень редко. Плюс к тому город-
ская школа выделяет автобусы, чтобы подвозить
этих детей на необходимые мероприятия.
Существует также возможность надомного обучения
в общеобразовательной школе. Любой ребенок
невзирая на его проблемы имеет право заниматься
на дому, будучи прикреплен к обычной школе.
Учителя могут ходить к нему и заниматься. Но это
исключительно по желанию родителей. Направлять в
массовую школу этих детей никто не будет.
– Но в общеобразовательной школе
нет специалистов? Ведь у учителей массовой
школы нет опыта работы с такими детьми?
– Безусловно, но блок общеобразовательных
дисциплин они вполне могут преподавать.
– А что будет с учителями областной школы?
– Кроме детей из Перми в школе учились дети,
которые приезжали из области лечиться. Это
отделение будет продолжать работу на базе
другого образовательного учреждения –
областной школы для слабослышащих детей. Часть
учителей просто перейдет в ее штат. Другая часть
перейдет в городскую школу. Ну а некоторые
педагоги действительно лишатся работы. Примерно
процентов 20. Но там много учителей с очень
большим стажем, им уже под семьдесят лет.
– И все же неужели нельзя было выделить
помещение? Пермь же большой город?
– У нас, областного органа управления
образованием, что-то развертывать в Перми для
городских детей нет никакой правовой
возможности. Мы вышли на городской комитет
образования с предложением сохранить эту школу
как структурное подразделение или как
самостоятельную единицу. Но организовывать
школу для 37 человек не отвечало их интересам в
тот момент. Поэтому мы пришли к нынешней модели.
– Что будет с имуществом школы? Там
компьютеры, локальная сеть, библиотека?
– Имущество принадлежит областному
департаменту, и мы его перераспределим в другие
образовательные учреждения. Что до локальной
сети, то, конечно, все, что было, сохранить не
удастся. Но из 37 человек только четверо работали
по дистанционным формам обучения – остальные
обучались на дому.
Поймите, обстоятельства вынудили нас
действовать таким образом, департамент совсем не
собирался ликвидировать школу на этом этапе. Мы
дорожим интересами ведомства и всеми нашими
образовательными учреждениями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|