НАКАНУНЕ ПЕДСОВЕТА
Реструктуризация: минусов больше, чем
плюсов
Наш обозреватель Ольга ДАШКОВСКАЯ
беседует с Мариной ГУРЬЯНОВОЙ, заместителем
директора Института социально-педагогических
проблем сельской школы РАО
Мы продолжаем серию интервью с ведущими
экспертами по вопросам, которые Министерство
образования и науки вынесло на обсуждение
учительской общественности на традиционных
августовских педсоветах.
– Как вы оцениваете итоги
эксперимента по реструктуризации сельской
школы, завершившегося в 2004 году?
– Если говорить о количественных показателях,
сократилось число начальных и основных школ.
Несколько увеличилось количество средних школ,
но не за счет строительства новых, а за счет
укрупнения существующих. По данным
Росгоскомстата, в период с 1995 по 2004 год
общеобразовательных учреждений в сельской
местности России стало на шесть тысяч меньше.
Качественные показатели делятся на позитивные и
негативные. Начнем с хорошего.
Большинство из восемнадцати регионов,
участвующих в эксперименте, худо-бедно, но
улучшили материально-техническое обеспечение
школ, учебно-методическую базу, получили
современное оборудование и мебель. В некоторых
регионах отремонтировали дороги, закупили
автобусы. Во многих местах стали проектировать
модели сельских школ, отвечающих условиям
конкретной территории.
Но при этом практически отсутствуют сведения,
что произошло с качеством образования после
укрупнения школ, как изменились кадровая
политика, финансирование. Предложенные для
массовой практики модели реструктуризации не
проанализированы с позиции здоровьесберегающих
технологий, соблюдения прав детей. Наши
исследования 2005 года показывают, что сельские
педагоги в целом реструктуризации не одобряют.
В правительственном постановлении №
871 представлены два варианта реструктуризации.
Первый – укрупнение сельских школ, создание
ресурсных центров, подвоз учащихся, устройство
пришкольных интернатов.
Второй – сохранение действующей школьной сети,
ее развитие за счет создания новых моделей,
внедрение новой системы финансирования
|
– Насколько оправданна
реструктуризация и каковы ее истинные мотивы?
– Бесспорно, идея продиктована самой
жизнью: демографический кризис, хроническое
недофинансирование, низкая заработная плата
учителей, в связи с этим – отток кадров...
Однако есть весомые основания полагать, что
истинные цели реструктуризации были другими.
Речь идет о том, чтобы через реструктуризацию
сети сельских школ сократить число
деградирующих деревень, содержать которые
муниципальным образованиям из-за дефицита
бюджетных средств становится все труднее.
Фактически же решение важнейшей
социально-экономической проблемы зависело от
воли глав администраций. Некоторые из них
восприняли постановление как сигнал для
закрытия малочисленных школ...
– Расскажите подробнее о негативных
последствиях закрытия школ.
– Увеличилось число случаев, когда дети
оказались «вне образования». Это происходило по
разным причинам. Например, школу закрывали, а
подвоз к ресурсному центру не обеспечивали. Из-за
плохих дорог и отсутствия регулярного
транспорта дети не могли самостоятельно
добраться до места занятий. Или: многие
отказывались жить в пришкольных интернатах, не
желая расставаться с родителями. Наконец, семьям
с детьми предлагали переехать из
неперспективного села в другой населенный пункт,
но у людей не было средств на смену места
жительства.
– Одна из ключевых идей реструктуризации –
укрупнение сельских школ, создание ресурсных
центров и реализация программы «Школьный
автобус». Как эти идеи воплощаются на практике?
– Сам факт реализации программы «Школьный
автобус» бесспорно положителен. Подвоз учащихся
из населенных пунктов – разбросанных,
отдаленных от школы – серьезная проблема
сельского образования. Но как это ни
парадоксально, наши подсчеты показали, что
закрытие сельской школы неэкономично, потому что
затраты на покупку автобусов, бензина и на другие
сопутствующие нужды гораздо больше.
Что же касается крупных ресурсных центров, то в
некоторых случаях они не оправдали надежд,
связанных с повышением качества образования.
Одна из причин в том, что учитель малокомплектной
школы имел возможность индивидуально работать с
детьми. Кроме того, выяснилось, что даже базовая
сельская школа порой заметно проигрывает
городской по материально-техническому
оснащению, кадровому составу. Не случайно в
Перевозском районе Нижегородской области мы
узнали, что родители предпочитают отдавать своих
детей не в ближайшую сельскую, а в городскую
школу.
– Так, может быть, в этом естественное
решение проблемы?
– Сельская среда – самая благополучная для
жизнедеятельности человека, и если там будут
созданы нормальные социальные условия для быта,
труда, для самореализации личности, то более 20%
выпускников сельских школ останутся жить и
работать на селе. Общество и государство в
перспективе получат крепкую семью, будет решена
демографическая проблема, и не придется
закрывать сельские школы.
– Но это завтра. А что делать сегодня для
сохранения сельской школы, особенно в Сибири,
Якутии, на Дальнем Востоке, где программа
«Школьный автобус» со всеми ее достоинствами и
недостатками не может быть реализована из-за
огромных расстояний между населенными пунктами
и сложных климатических условий?
– Наш институт предложил очень
продуктивную модель: «Начальная школа – детский
сад – учительский дом», когда педагог проводит
занятия у себя дома. Или: школы с группами
круглосуточного пребывания детей, позволяющие
временно изолировать детей от неблагополучных
родителей (на селе таких все больше и больше).
Педагоги эти идеи горячо поддержали, стали
использовать в работе.
Проблема в том, что мы сегодня не имеем добротной
нормативной базы. Нет положений о базовой
опорной школе, об общеобразовательном
учреждении «школа – детский сад». Есть документ
об учреждении «начальная школа – детский сад»,
но этого недостаточно. Есть колоссальная
потребность в таком учреждении, как «основная
(или средняя) школа – детский сад».
Но Минюст считает нецелесообразным утверждение
новых положений. А нововведения так и остаются на
бумаге…
В постановлении прописано, что
начальные школы следует сохранять, независимо от
численности и состава.
Под реструктуризацию попадают основные школы, в
которых обучается менее 40 детей, а их в России
сегодня 2859.
Учреждения среднего (полного) образования, где
школьников меньше ста, преобразуются в 9-летку. В
России таких школ 3093
|
– Насколько верно
утверждение о том, что пока стоит школа – живет
село?
– Исследования института показали, что
наличие школы в сотнях тысяч малых деревень
России рассматривается как факт присутствия
государства в жизни людей. И ликвидация школы,
даже малочисленной, финансово-затратной,
воспринимается людьми не иначе как брошенность
села на произвол судьбы.
– Как вы оцениваете моральное самочувствие
сельских учителей, которые, согласно вашим
исследованиям, с тревогой восприняли процессы
реструктуризации малокомплектных школ?
– Педагоги обеспокоены деградацией села,
падением культурного уровня деревенских
жителей. Но их профессиональный уровень
достаточно высок. На вопрос: «В каком состоянии
находится система образования: кризиса, упадка
или поиска новых решений?» – большинство
респондентов выбрали последний вариант.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|