ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СООБЩЕСТВО
Летняя жизнь! «Прогулки, чтенье, сон
глубокий»! Заряд душевного и физического
здоровья на долгий учебный год. И подспудная
подготовка: что-то будет дальше, как-то
повернется мой школьный сюжет? Какие новые
установки дадут, что с зарплатой будет, в какую
сторону дети изменились? Да, и не пора ли уже за
письменный стол садиться?
И мы начинаем перемещать учебники, книги, папки,
тетради, приближая к себе то, что понадобится в
этом году, задвигаем подальше прошлогодний
реквизит. И читаем уже не художественную
литературу, а методическую. И пишем не письма, а
планы. И радость уходит заранее. Работа!
Счастье самореализации, возможность
самоутверждения через совместную с коллегами
деятельность доступны не каждому учителю. Не в
том смысле, что никто их ему не принес и не
подарил, а в том, что не каждый отваживается на
попытку естественным образом жить в профессии,
расти, делать ее комфортным пространством своей
жизни.
Речь не о тех, кто, кроме себя, никого не видит и
занимает собой все пространство. О потребности
большинства учителей к искреннему
профессиональному разговору, пониманию,
дополнению. О готовности учителя работать в
творческом сообществе, о его желании и умении
находиться в диалогическом пространстве и
непрестанно строить его. Это ведь труднее, чем
замкнуться в неприятии, отгородиться дверью
класса и делать там что-то «свое». Тогда уж точно
душевный комфорт придется искать на стороне.
Наш материал – о людях, ценящих профессиональный
педагогический разговор. О тех, кто ведет его,
учится вести или помогает ему состояться.
Владислав РЕДЮХИН,
эксперт-консультант аналитического центра
«Концепт»
Москва
Поговорим. Не в реале, так в
виртуале
История гражданина
Интернационального государства учителей,
рассказанная им самим
Когда-то крепостные крестьяне в поисках
свободы бежали за Дон и на Яик. Сегодня в поисках
общения, самоактуализации и возможных партнеров
многие педагоги удирают в Интернет.
…Это неправда, что образование и школа
– самые инертные и косные составляющие социума.
Именно в образовании появляются и развиваются
первые ростки надвигающегося будущего.
Двадцать лет назад, в середине 80-х, вспыхнула
педагогическая звезда “Эврики”. Тогда я как
директор математической школы был втянут в этот
многолетний марафон эвриканских сборов по
городам и весям нашей страны. Не знаю, как
сложилась бы моя личная судьба и
профессиональная деятельность, если бы не
встретился я тогда с С.Соловейчиком, В.Матвеевым,
О.Газманом, Т.Милединой, А.Адамским, Е.Хилтунен,
В.Слободчиковым, Б.Элькониным и другими
замечательными педагогами.
Тогда я понял, что проблемы образования
невозможно решить, находясь в сфере самого
образования. Появились зарубежные контакты,
началась работа с социальными технологиями в
городах и регионах. Увлекся местным
самоуправлением: разработка концепций, программ
социально-экономического развития городов,
реорганизация системы управления, разработка
пакета нормативных документов, подготовка и
обучение муниципальных и государственных
служащих.
Однако вскоре стало ясно, что без участия
общественности все проектируемые изменения в
регионах и на территории неустойчивы. Ребенку от
этих реорганизаций лучше не становится. И я ушел
работать в Центр “Социальное партнерство”
Программы развития ООН.
Довольно непросто организовать взаимодействие
трех секторов: государственного, частного
(коммерческого) и общественного
(некоммерческого). Десятки проектов, сотни
проведенных семинаров и тренингов научили: самая
большая сложность – мировидение, представления
и мышление людей. И мне как педагогу и бывшему
директору школы стали хорошо видны огрехи и
недоработки общего образования.
Если государственный служащий высокого ранга
затрудняется дать определение функции его
ведомства, это обнаруживает некачественное
преподавание алгебры во второй четверти шестого
класса. Отсутствие умения услышать другого
человека в некоторой степени свидетельствует о
личности его бывшего классного руководителя. Сам
о себе – учителе – я тоже много не очень хорошего
вспомнил. Не без греха. Так что причины нынешних
сложностей развития России коренятся в
образовании, в организации работы школы, в
деятельности учителей. Система образования,
понял я, заражена вирусом собственной
неадекватности миру. Так, цикл поиска причин
возникновения школьных проблем замкнулся на
самой школе.
Появилась ностальгия по тем временам, когда я
преподавал, сам имел возможность влиять на
будущее. И я стал искать контакты с учителями. В
реальном социуме это не так уж и просто. Не только
потому, что теперь поездки и телефонные звонки в
другие города стали дороги, но и потому, что школу
объявили самодостаточной – администрация
диктует приоритеты. Но мне кажется, что учителям
остро не хватает общения – личного и
профессионального. Государственное
регулирование властной рукой все более
устраняет те остатки свободы учителей, которые
едва теплятся с 80-х. Не горят глаза учителей
массовой школы, не полыхает пламя социального
энтузиазма в душах большинства их учеников!
Поэтому я часто хожу и пишу на ИнтерГуРу. Там не
все ладится.
Авторитарная педагогика на словах вроде бы
умерла. Но что происходит на форуме? Сколько сил и
времени было затрачено, чтобы сюда наконец-то
стали ходить и писать ученики, младшие коллеги.
Однако учителя не могут удержаться от
высокомерного обращения к ним. Прецедент
выживания учеников с учительского сайта
симптоматичен: идеи живой педагогики некоторые
из нас разделяют только на словах.
Учителя пока неуверенно, на ощупь ищут путь друг
к другу. Я включаюсь, пишу так, как мне видится
нынешняя образовательная ситуация – с позиций
сорока лет педагогического стажа и опыта работы
профессионального консультанта по
оргуправлению.
Будет, будет время, когда не только педагоги, но и
министры, и бизнесмены, и политики будут почитать
за честь называться гражданами ГуРу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|