Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО 
 

Летняя жизнь! «Прогулки, чтенье, сон глубокий»! Заряд душевного и физического здоровья на долгий учебный год. И подспудная подготовка: что-то будет дальше, как-то повернется мой школьный сюжет? Какие новые установки дадут, что с зарплатой будет, в какую сторону дети изменились? Да, и не пора ли уже за письменный стол садиться?
И мы начинаем перемещать учебники, книги, папки, тетради, приближая к себе то, что понадобится в этом году, задвигаем подальше прошлогодний реквизит. И читаем уже не художественную литературу, а методическую. И пишем не письма, а планы. И радость уходит заранее. Работа!
Счастье самореализации, возможность самоутверждения через совместную с коллегами деятельность доступны не каждому учителю. Не в том смысле, что никто их ему не принес и не подарил, а в том, что не каждый отваживается на попытку естественным образом жить в профессии, расти, делать ее комфортным пространством своей жизни.
Речь не о тех, кто, кроме себя, никого не видит и занимает собой все пространство. О потребности большинства учителей к искреннему профессиональному разговору, пониманию, дополнению. О готовности учителя работать в творческом сообществе, о его желании и умении находиться в диалогическом пространстве и непрестанно строить его. Это ведь труднее, чем замкнуться в неприятии, отгородиться дверью класса и делать там что-то «свое». Тогда уж точно душевный комфорт придется искать на стороне.
Наш материал – о людях, ценящих профессиональный педагогический разговор. О тех, кто ведет его, учится вести или помогает ему состояться.
Владислав РЕДЮХИН,
эксперт-консультант аналитического центра «Концепт»
Москва

Поговорим. Не в реале, так в виртуале

История гражданина Интернационального государства учителей, рассказанная им самим

Когда-то крепостные крестьяне в поисках свободы бежали за Дон и на Яик. Сегодня в поисках общения, самоактуализации и возможных партнеров многие педагоги удирают в Интернет.

…Это неправда, что образование и школа – самые инертные и косные составляющие социума. Именно в образовании появляются и развиваются первые ростки надвигающегося будущего.
Двадцать лет назад, в середине 80-х, вспыхнула педагогическая звезда “Эврики”. Тогда я как директор математической школы был втянут в этот многолетний марафон эвриканских сборов по городам и весям нашей страны. Не знаю, как сложилась бы моя личная судьба и профессиональная деятельность, если бы не встретился я тогда с С.Соловейчиком, В.Матвеевым, О.Газманом, Т.Милединой, А.Адамским, Е.Хилтунен, В.Слободчиковым, Б.Элькониным и другими замечательными педагогами.
Тогда я понял, что проблемы образования невозможно решить, находясь в сфере самого образования. Появились зарубежные контакты, началась работа с социальными технологиями в городах и регионах. Увлекся местным самоуправлением: разработка концепций, программ социально-экономического развития городов, реорганизация системы управления, разработка пакета нормативных документов, подготовка и обучение муниципальных и государственных служащих.
Однако вскоре стало ясно, что без участия общественности все проектируемые изменения в регионах и на территории неустойчивы. Ребенку от этих реорганизаций лучше не становится. И я ушел работать в Центр “Социальное партнерство” Программы развития ООН.
Довольно непросто организовать взаимодействие трех секторов: государственного, частного (коммерческого) и общественного (некоммерческого). Десятки проектов, сотни проведенных семинаров и тренингов научили: самая большая сложность – мировидение, представления и мышление людей. И мне как педагогу и бывшему директору школы стали хорошо видны огрехи и недоработки общего образования.
Если государственный служащий высокого ранга затрудняется дать определение функции его ведомства, это обнаруживает некачественное преподавание алгебры во второй четверти шестого класса. Отсутствие умения услышать другого человека в некоторой степени свидетельствует о личности его бывшего классного руководителя. Сам о себе – учителе – я тоже много не очень хорошего вспомнил. Не без греха. Так что причины нынешних сложностей развития России коренятся в образовании, в организации работы школы, в деятельности учителей. Система образования, понял я, заражена вирусом собственной неадекватности миру. Так, цикл поиска причин возникновения школьных проблем замкнулся на самой школе.
Появилась ностальгия по тем временам, когда я преподавал, сам имел возможность влиять на будущее. И я стал искать контакты с учителями. В реальном социуме это не так уж и просто. Не только потому, что теперь поездки и телефонные звонки в другие города стали дороги, но и потому, что школу объявили самодостаточной – администрация диктует приоритеты. Но мне кажется, что учителям остро не хватает общения – личного и профессионального. Государственное регулирование властной рукой все более устраняет те остатки свободы учителей, которые едва теплятся с 80-х. Не горят глаза учителей массовой школы, не полыхает пламя социального энтузиазма в душах большинства их учеников!
Поэтому я часто хожу и пишу на ИнтерГуРу. Там не все ладится.
Авторитарная педагогика на словах вроде бы умерла. Но что происходит на форуме? Сколько сил и времени было затрачено, чтобы сюда наконец-то стали ходить и писать ученики, младшие коллеги. Однако учителя не могут удержаться от высокомерного обращения к ним. Прецедент выживания учеников с учительского сайта симптоматичен: идеи живой педагогики некоторые из нас разделяют только на словах.
Учителя пока неуверенно, на ощупь ищут путь друг к другу. Я включаюсь, пишу так, как мне видится нынешняя образовательная ситуация – с позиций сорока лет педагогического стажа и опыта работы профессионального консультанта по оргуправлению.
Будет, будет время, когда не только педагоги, но и министры, и бизнесмены, и политики будут почитать за честь называться гражданами ГуРу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru