УЧЕБНИКИ N 86
Акцент на “части С”
Единый государственный экзамен:
Обществознание: справочные материалы,
контрольно-тренировочные упражнения, задания с
развернутым ответом: Учебное пособие для 10–11
классов / С.В.Борисов, Л.Д.Ибрагимова, Е.В.Киприянова,
Л.П.Костыря, О.Н.Полякова. Т.В.Якубовская; под
общей редакцией Л.Д.Ибрагимовой. – Челябинск:
«Взгляд», 2005. – 204 с.
Пособие по обществознанию челябинского
издательства «Взгляд», адресованное выпускникам
и учителям выпускных классов, представляет собой
очередную книгу из серии «Единый
государственный экзамен». В рамках этой серии в
издательстве выходят аналогичные пособия и по
другим предметам школьной программы: к
сегодняшнему дню уже появились книги по химии,
физике и русскому языку.
Даже при беглом знакомстве с учебным пособием
легко заметить, что его создатели стремятся
охватить всю совокупность проблем, связанных с
таким малоприятным для выпускников казусом, как
единый государственный экзамен. Пособие не
похоже на уже ставший привычным сборник с
учебно-тренировочными материалами для
натаскивания школьника к требованиям ЕГЭ. Авторы
постарались собрать под одной обложкой как можно
больше информации, необходимой, по их мнению, для
успешной подготовки к экзамену. Прежде всего
учитель и ученик должны познакомиться с
кодификатором проверяемых элементов содержания
обществоведческого курса, чтобы получить четкое
представление об особенностях содержания и
видов заданий ЕГЭ по обществознанию и «выстроить
для себя систему… эффективной подготовки к
государственной итоговой аттестации». Кроме
того, авторы считают необходимым, чтобы учащиеся
и их наставники узнали как можно больше о
структуре предстоящей экзаменационной работы,
типах заданий и критериях их оценивания.
Другие пять разделов учебного пособия отражают
следующие компоненты содержания курса
обществознания: философский (содержательные
линии «Человек», «Общество», «Познание»),
экономический, социологический,
политологический и правовой. Такое построение
книги несколько отличает ее от аналогичных
изданий, где, как правило, все содержательные
линии курса рассматриваются отдельно. В начале
каждого раздела школьникам предлагают
ознакомиться с вопросами, вынесенными на ЕГЭ, и
словарем понятий и терминов по соответствующей
содержательной линии курса. После этого
выпускник может перейти к выполнению
учебно-тренировочных упражнений по тем вопросам,
которые вызвали наибольшее затруднение на
предыдущих экзаменах. В разделе, посвященном
философской составляющей содержания
обществоведческого курса, авторы предлагают
свои рекомендации по написанию эссе по
обществознанию, поскольку при его создании
большинство учащихся выбирают именно
философскую проблематику. Впрочем, эти
рекомендации могут использоваться в работе над
эссе и по остальным содержательным линиям.
Как свидетельствуют сами авторы, акцент в данном
пособии сделан на тех моментах
обществоведческого курса, которые традиционно
вызывают наибольшие затруднения на ЕГЭ, а также
на заданиях части С, требующих развернутого
ответа. Эссе как раз и является для школьников
той проблемой, которая требует особого внимания
при подготовке к экзамену. В каждом разделе
пособия перечисляются примерные темы эссе по
соответствующим содержательным линиям курса
обществознания. При написании эссе предлагается
использовать «Словарь имен», помещенный в конце
пособия. В нем перечисляются имена и кратко
характеризуются те авторы, высказывания которых
были использованы в качестве тем для эссе. Почти
во всех разделах приводятся примеры
экзаменационного творчества челябинских
школьников, которые комментируются авторами
учебной книги. Правда, при сравнении «примеров
школьных эссе с комментариями» из разных
разделов пособия возникает вопрос, почему в
одном месте это действительно два текста (эссе
конкретного школьника плюс комментарий автора
раздела), в другом месте – просто некий совет
выпускнику, как следует разбирать ту или иную
тему, а в третьем – пример школьного эссе без
всяких комментариев.
Остальные претензии, которые хотелось бы
предъявить к содержанию пособия, в равной
степени касаются и всех других существующих
изданий по данной теме. Но эти вопросы следует
адресовать уже самому школьному обществознанию,
знаменитому «предмету без предмета», и той
сомнительной системе тестов, которая положена в
основу контрольно-измерительных материалов для
ЕГЭ. Вот почему можно говорить о том, что в ряду
прочих изданий, направленных на подготовку
выпускников к сдаче единого госэкзамена, книга
выглядит не хуже остальных своих собратьев.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|