Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 86 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

Акцент на “части С”

Единый государственный экзамен: Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: Учебное пособие для 10–11 классов / С.В.Борисов, Л.Д.Ибрагимова, Е.В.Киприянова, Л.П.Костыря, О.Н.Полякова. Т.В.Якубовская; под общей редакцией Л.Д.Ибрагимовой. – Челябинск: «Взгляд», 2005. – 204 с.

Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом

Пособие по обществознанию челябинского издательства «Взгляд», адресованное выпускникам и учителям выпускных классов, представляет собой очередную книгу из серии «Единый государственный экзамен». В рамках этой серии в издательстве выходят аналогичные пособия и по другим предметам школьной программы: к сегодняшнему дню уже появились книги по химии, физике и русскому языку.
Даже при беглом знакомстве с учебным пособием легко заметить, что его создатели стремятся охватить всю совокупность проблем, связанных с таким малоприятным для выпускников казусом, как единый государственный экзамен. Пособие не похоже на уже ставший привычным сборник с учебно-тренировочными материалами для натаскивания школьника к требованиям ЕГЭ. Авторы постарались собрать под одной обложкой как можно больше информации, необходимой, по их мнению, для успешной подготовки к экзамену. Прежде всего учитель и ученик должны познакомиться с кодификатором проверяемых элементов содержания обществоведческого курса, чтобы получить четкое представление об особенностях содержания и видов заданий ЕГЭ по обществознанию и «выстроить для себя систему… эффективной подготовки к государственной итоговой аттестации». Кроме того, авторы считают необходимым, чтобы учащиеся и их наставники узнали как можно больше о структуре предстоящей экзаменационной работы, типах заданий и критериях их оценивания.
Другие пять разделов учебного пособия отражают следующие компоненты содержания курса обществознания: философский (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»), экономический, социологический, политологический и правовой. Такое построение книги несколько отличает ее от аналогичных изданий, где, как правило, все содержательные линии курса рассматриваются отдельно. В начале каждого раздела школьникам предлагают ознакомиться с вопросами, вынесенными на ЕГЭ, и словарем понятий и терминов по соответствующей содержательной линии курса. После этого выпускник может перейти к выполнению учебно-тренировочных упражнений по тем вопросам, которые вызвали наибольшее затруднение на предыдущих экзаменах. В разделе, посвященном философской составляющей содержания обществоведческого курса, авторы предлагают свои рекомендации по написанию эссе по обществознанию, поскольку при его создании большинство учащихся выбирают именно философскую проблематику. Впрочем, эти рекомендации могут использоваться в работе над эссе и по остальным содержательным линиям.
Как свидетельствуют сами авторы, акцент в данном пособии сделан на тех моментах обществоведческого курса, которые традиционно вызывают наибольшие затруднения на ЕГЭ, а также на заданиях части С, требующих развернутого ответа. Эссе как раз и является для школьников той проблемой, которая требует особого внимания при подготовке к экзамену. В каждом разделе пособия перечисляются примерные темы эссе по соответствующим содержательным линиям курса обществознания. При написании эссе предлагается использовать «Словарь имен», помещенный в конце пособия. В нем перечисляются имена и кратко характеризуются те авторы, высказывания которых были использованы в качестве тем для эссе. Почти во всех разделах приводятся примеры экзаменационного творчества челябинских школьников, которые комментируются авторами учебной книги. Правда, при сравнении «примеров школьных эссе с комментариями» из разных разделов пособия возникает вопрос, почему в одном месте это действительно два текста (эссе конкретного школьника плюс комментарий автора раздела), в другом месте – просто некий совет выпускнику, как следует разбирать ту или иную тему, а в третьем – пример школьного эссе без всяких комментариев.
Остальные претензии, которые хотелось бы предъявить к содержанию пособия, в равной степени касаются и всех других существующих изданий по данной теме. Но эти вопросы следует адресовать уже самому школьному обществознанию, знаменитому «предмету без предмета», и той сомнительной системе тестов, которая положена в основу контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ. Вот почему можно говорить о том, что в ряду прочих изданий, направленных на подготовку выпускников к сдаче единого госэкзамена, книга выглядит не хуже остальных своих собратьев.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru