Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 86 
 

Становление рынка учебной литературы в Российской Федерации:
роль Инновационного проекта развития образования

Проект аналитического доклада

Мы продолжаем публикацию проекта аналитического доклада созданного по результатам выполнения программ компонента “Учебное книгоиздание” Инновационного проекта развития образования (ИПРО). Программы были осуществлены в 1997 – 2004 годах по займу Международного банка реконструкции и развития. Начало публикации смотрите, пожалуйста, в № 80, 81, 82, 83, 84, 85 вкладки “Учебники”.

Бацын В.К., Бутягина К.Л., Вахрушев А.А. (составление и общая редакция), Воронцов А.Б., Медведев А.В., Пахомов Н.Н., Смирнов А.И.
Становление рынка учебной литературы в Российской Федерации: роль Инновационного проекта развития образования. Проект аналитического доклада. М.: Логос, 2004 Издание подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования
Приложение 9

Сравнительный анализ лакун, обнаруженных в Перечне учебных изданий, рекомендованных Министерством образования России на 2000/2001 учебный год, и номинации победителей Конкурса на издание учебной литературы

1.gif (46917 bytes)

Анализ таблицы показывает, что номинации победителей конкурса на издание учебной литературы, проводимого НФПК, в значительной степени совпали с рекомендациями экспертного анализа Перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2000/01 учебный год. Из 75 лакун, обнаруженных экспертами в Федеральном перечне, 46 (61%) вошли в качестве номинации победителей в конкурс учебных изданий. В ряде предметных областей совпадение было почти полное. Так, в начальной школе из 26 найденных экспертами лакун 26 стали номинациями победителей Конкурса. Довольно велико было совпадение в основной и средней школе в таких предметных областях, как «филология», «математика» и «информатика», «естествознание». В предметной области «филология» из 14 найденных экспертами лакун 10 стали номинациями победителей Конкурса. Эксперты обнаружили 11 лакун в предметной области «математика и информатика», из них 7 стали номинациями победителей Конкурса. В образовательной области «естествознание» экспертами найдено 10 лакун, из них в качестве номинаций победителей Конкурса фигурировали 4. В то же время в таких предметных областях, как «обществознание» и «технология», ни одна из обнаруженных экспертами лакун (соответственно 9 и 5) не стала номинацией победителей в Конкурсе, хотя соответствующие конкурсы неоднократно проводились.
Всего в семи турах Конкурса (6, 9 и 11-й туры можно не принимать во внимание, так как эксперты не анализировали лакуны в коррекционной педагогике, электронных изданиях и элективных курсах) в качестве победителей были объявлены УМК, учебники и учебные пособия по 144 номинациям. Из них 47 (33%) учитывали мнение экспертов, анализирующих наличие лакун в Федеральном перечне учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2000/01 учебный год.

Приложение 12

Сравнительный анализ стоимости учебников в России и странах Западной Европы


1 Цена учебников и учебных пособий Европы рассчитана на примере стоимости учебников и учебных пособий из коллекции лучших учебных изданий ГИЦ. Стоимость российских учебников и учебных пособий определена по прайс-листу издательств "Дрофа" и "Вентана-Граф" (оптовая цена, 170 позиций). В скобках приведена цена российских учебников в розничной торговле при условии торговой наценки 50%.

2 В соответствии с теорией паритета покупательной способности соотношение между курсами национальных валют двух стран должно тяготеть к соотношению между стоимостью аналогичных товаров или услуг в этих же самых странах. В качестве "товара-эквивалента" экспертами The Economist был выбран производимый компанией McDonald's сэндвич Биг Мак, который сегодня можно приобрести примерно в 120 странах. Таким образом, согласно канонам бургерномики паритет покупательной способности между двумя национальными валютами наступает в том случае, если Биг Маки в этих странах стоят одинаково в пересчете на одну валюту.

Приложение 13

Распределение позиций издательств в перечне учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации (курсивом помечены издательства, принимавшие участие в Конкурсе НФПК)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru