УЧЕБНИКИ N 86
Становление рынка учебной литературы
в Российской Федерации:
роль Инновационного проекта развития
образования
Проект аналитического доклада
Мы продолжаем публикацию проекта
аналитического доклада созданного по
результатам выполнения программ компонента
“Учебное книгоиздание” Инновационного проекта
развития образования (ИПРО). Программы были
осуществлены в 1997 – 2004 годах по займу
Международного банка реконструкции и развития.
Начало публикации смотрите, пожалуйста, в № 80, 81, 82, 83, 84, 85
вкладки “Учебники”.
Бацын В.К., Бутягина К.Л., Вахрушев А.А.
(составление и общая редакция), Воронцов А.Б.,
Медведев А.В., Пахомов Н.Н., Смирнов А.И.
Становление рынка учебной литературы в
Российской Федерации: роль Инновационного
проекта развития образования. Проект
аналитического доклада. М.: Логос, 2004 Издание
подготовлено при содействии НФПК –
Национального фонда подготовки кадров в рамках
Инновационного проекта развития образования
Сравнительный анализ лакун,
обнаруженных в Перечне учебных изданий,
рекомендованных Министерством образования
России на 2000/2001 учебный год, и номинации
победителей Конкурса на издание учебной
литературы
Анализ таблицы показывает, что
номинации победителей конкурса на издание
учебной литературы, проводимого НФПК, в
значительной степени совпали с рекомендациями
экспертного анализа Перечня учебных изданий,
рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации на 2000/01 учебный год. Из 75
лакун, обнаруженных экспертами в Федеральном
перечне, 46 (61%) вошли в качестве номинации
победителей в конкурс учебных изданий. В ряде
предметных областей совпадение было почти
полное. Так, в начальной школе из 26 найденных
экспертами лакун 26 стали номинациями
победителей Конкурса. Довольно велико было
совпадение в основной и средней школе в таких
предметных областях, как «филология»,
«математика» и «информатика», «естествознание».
В предметной области «филология» из 14 найденных
экспертами лакун 10 стали номинациями
победителей Конкурса. Эксперты обнаружили 11
лакун в предметной области «математика и
информатика», из них 7 стали номинациями
победителей Конкурса. В образовательной области
«естествознание» экспертами найдено 10 лакун, из
них в качестве номинаций победителей Конкурса
фигурировали 4. В то же время в таких предметных
областях, как «обществознание» и «технология»,
ни одна из обнаруженных экспертами лакун (соответственно
9 и 5) не стала номинацией победителей в Конкурсе,
хотя соответствующие конкурсы неоднократно
проводились.
Всего в семи турах Конкурса (6, 9 и 11-й туры можно не
принимать во внимание, так как эксперты не
анализировали лакуны в коррекционной педагогике,
электронных изданиях и элективных курсах) в
качестве победителей были объявлены УМК,
учебники и учебные пособия по 144 номинациям. Из
них 47 (33%) учитывали мнение экспертов,
анализирующих наличие лакун в Федеральном
перечне учебных изданий, рекомендованных
Министерством образования Российской Федерации
на 2000/01 учебный год.
Сравнительный анализ стоимости
учебников в России и странах Западной Европы
1 Цена учебников и учебных пособий
Европы рассчитана на примере стоимости
учебников и учебных пособий из коллекции лучших
учебных изданий ГИЦ. Стоимость российских
учебников и учебных пособий определена по прайс-листу
издательств "Дрофа" и "Вентана-Граф" (оптовая
цена, 170 позиций). В скобках приведена цена
российских учебников в розничной торговле при
условии торговой наценки 50%.
2 В соответствии с теорией
паритета покупательной способности соотношение
между курсами национальных валют двух стран
должно тяготеть к соотношению между стоимостью
аналогичных товаров или услуг в этих же самых
странах. В качестве "товара-эквивалента"
экспертами The Economist был выбран производимый
компанией McDonald's сэндвич Биг Мак, который сегодня
можно приобрести примерно в 120 странах. Таким
образом, согласно канонам бургерномики паритет
покупательной способности между двумя
национальными валютами наступает в том случае,
если Биг Маки в этих странах стоят одинаково в
пересчете на одну валюту.
Распределение позиций издательств
в перечне учебных изданий, рекомендованных
Министерством образования Российской Федерации
(курсивом помечены издательства, принимавшие
участие в Конкурсе НФПК)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|