Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 86 
 

Г.П. НИКОЛАЕВА,
ГОУ НРЦРО
В. Новгород

Из опыта экспертизы учебников серии «МГУ – школе» для 9–11 классов

Расширенная экспертиза (апробация) учебников «Алгебра 9», «Алгебра и начала анализа 10», «Алгебра и начала анализа 11» (авторы С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин) проводилась в образовательных учреждениях Новгородской области (лицее-интернате, гимназии № 2, «Эврика», МОУ СОШ № 2, № 26 г. Великого Новгорода, муниципальном образовательном учреждении № 2 Хвойнинского района, МОУ СОШ № 4, № 8, д. Нагово Старорусского района). Всего в расширенной экспертизе (апробации) участвовали 340 учащихся и 13 учителей математики Новгородской области. Целью экспертизы являлось выяснение оснований для присвоения учебникам грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Такая процедура в нашей области и еще в двух регионах проводилась впервые.
Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, реализуют основные идеи концепции модернизации российского образования, решают главную задачу – обеспечение современного качества школьного математического образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства. Они в достаточной мере формируют общую культуру учащегося в предметной области, целостное научное мировоззрение, знания и умения, развивают умение применять полученные знания, активизируют познавательный интерес к изучаемому предмету.
Учебники содержат весь материал, предусмотренный стандартами, а учебники для 10–11 классов – и стандартами для профильной школы. Считаем, что учебники на оптимальном уровне содержат задания репродуктивного характера; стандартные, типовые задания, как с решениями, так и без них, интересные графические задания; задания творческие повышенной сложности. Они позволяют на хорошем уровне обеспечить преемственность между основной и средней (старшей) школой, школой и вузом. Содержание разно-
уровневых заданий обеспечит возможность уровневой дифференциации обучения. Достаточно хорошо прослеживается реализация межпредметных связей с физикой, геометрией, химией.
К удачно изложенным темам в 10–11 классах относятся: «Действительные числа», «Рациональные уравнения и нера-
венства», «Корень степени n», «Логарифмы». Изложение материала о производной достаточно традиционно, а вот определенный интеграл вводится не как разность значений первообразной в точках а и b, а с помощью интегральных сумм. Это дает учащимся возможность ощутить естественно-исторический путь становления важных понятий курса математического анализа. До формулы Ньютона–Лейбница изучается приближенное вычисление определенных интегралов. В учебнике предусмотрено изучение всех приложений производных и интегралов (исследование функций и построение их графиков, задачи на максимум-минимум, вычисление площадей, ограниченных графиками функций), предусмотренных стандартом (минимумом содержания) для обучения на базовом уровне.
Содержание второй главы учебника для 11 класса существенно отличает учебники серии «МГУ – школе» от аналогичных учебников других авторов. Впервые в школьной практике учащимся столь понятно и подробно излагается материал, связанный с решением сложных уравнений и неравенств. Сложные уравнения и неравенства в учебнике классифицируются не по типам (логарифмические, тригонометрические, иррациональные и т.п.), а по способам действий, которые надо предпринять для их решения. Вводится понятие уравнения-следствия, равносильности уравнений, рассматриваются преобразования, приводящие к уравнению, равносильному данному, и преобразования, приводящие к уравнению-следствию. Обучение переходу от уравнения к равносильной ему системе осуществляется поэтапно.
Во второй главе учебника для 11 класса имеется материал для углубленного изучения математики, связанный с освоением техники решения уравнений, неравенств, систем, имеется два параграфа, выделенных звездочками как не-
обязательные при обучении на базовом уровне. Это «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» и «Уравнения, неравенства и системы с параметрами».
Учебники для 10–11 классов включают все вопросы программы, связанные с исследованием функций и построением графиков, с производной и первообразной и общими методами решения уравнений, неравенств и систем. Здесь углубляются знания учащихся по ранее изученным вопросам до уровня, необходимого для поступления в вузы, предъявляющим повышенные требования к математической подготовке школьников. Имеются дополнения «Элементы теории вероятности» и «Комплексные числа».
Учащиеся 10 классов, прошедшие апробацию учебника, успешно занимаются в 11 классе, а выпускники МОУ СОШ № 2 Хвойнинского района показали высокое качество по математике в ЕГЭ (73,7% – данные из результатов широкомасштабного эксперимента). Учебники нравятся учащимся и педагогам, все участники расширенной экспертизы (апробации) хотели бы по ним работать. На основе нашего анализа сделан вывод: рекомендовать к использованию в образовательном процессе и присвоению грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru