УЧЕБНИКИ N 86
Г.П. НИКОЛАЕВА,
ГОУ НРЦРО
В. Новгород
Из опыта экспертизы учебников
серии «МГУ – школе» для 9–11 классов
Расширенная экспертиза (апробация)
учебников «Алгебра 9», «Алгебра и начала анализа
10», «Алгебра и начала анализа 11» (авторы
С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,
А.В.Шевкин) проводилась в образовательных
учреждениях Новгородской области
(лицее-интернате, гимназии № 2, «Эврика», МОУ СОШ
№ 2, № 26 г. Великого Новгорода, муниципальном
образовательном учреждении № 2 Хвойнинского
района, МОУ СОШ № 4, № 8, д. Нагово Старорусского
района). Всего в расширенной экспертизе
(апробации) участвовали 340 учащихся и 13 учителей
математики Новгородской области. Целью
экспертизы являлось выяснение оснований для
присвоения учебникам грифа «Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской
Федерации». Такая процедура в нашей области и еще
в двух регионах проводилась впервые.
Учебники соответствуют обязательному минимуму
содержания среднего (полного) общего
образования, реализуют основные идеи концепции
модернизации российского образования, решают
главную задачу – обеспечение современного
качества школьного математического образования
на основе сохранения его фундаментальности и
соответствия актуальным перспективным
потребностям личности, общества и государства.
Они в достаточной мере формируют общую культуру
учащегося в предметной области, целостное
научное мировоззрение, знания и умения,
развивают умение применять полученные знания,
активизируют познавательный интерес к
изучаемому предмету.
Учебники содержат весь материал,
предусмотренный стандартами, а учебники для 10–11
классов – и стандартами для профильной школы.
Считаем, что учебники на оптимальном уровне
содержат задания репродуктивного характера;
стандартные, типовые задания, как с решениями,
так и без них, интересные графические задания;
задания творческие повышенной сложности. Они
позволяют на хорошем уровне обеспечить
преемственность между основной и средней
(старшей) школой, школой и вузом. Содержание
разно-
уровневых заданий обеспечит возможность
уровневой дифференциации обучения. Достаточно
хорошо прослеживается реализация межпредметных
связей с физикой, геометрией, химией.
К удачно изложенным темам в 10–11 классах
относятся: «Действительные числа»,
«Рациональные уравнения и нера-
венства», «Корень степени n», «Логарифмы».
Изложение материала о производной достаточно
традиционно, а вот определенный интеграл
вводится не как разность значений первообразной
в точках а и b, а с помощью интегральных сумм. Это
дает учащимся возможность ощутить
естественно-исторический путь становления
важных понятий курса математического анализа. До
формулы Ньютона–Лейбница изучается
приближенное вычисление определенных
интегралов. В учебнике предусмотрено изучение
всех приложений производных и интегралов
(исследование функций и построение их графиков,
задачи на максимум-минимум, вычисление площадей,
ограниченных графиками функций),
предусмотренных стандартом (минимумом
содержания) для обучения на базовом уровне.
Содержание второй главы учебника для 11 класса
существенно отличает учебники серии «МГУ –
школе» от аналогичных учебников других авторов.
Впервые в школьной практике учащимся столь
понятно и подробно излагается материал,
связанный с решением сложных уравнений и
неравенств. Сложные уравнения и неравенства в
учебнике классифицируются не по типам
(логарифмические, тригонометрические,
иррациональные и т.п.), а по способам действий,
которые надо предпринять для их решения.
Вводится понятие уравнения-следствия,
равносильности уравнений, рассматриваются
преобразования, приводящие к уравнению,
равносильному данному, и преобразования,
приводящие к уравнению-следствию. Обучение
переходу от уравнения к равносильной ему системе
осуществляется поэтапно.
Во второй главе учебника для 11 класса имеется
материал для углубленного изучения математики,
связанный с освоением техники решения уравнений,
неравенств, систем, имеется два параграфа,
выделенных звездочками как не-
обязательные при обучении на базовом уровне. Это
«Нестандартные методы решения уравнений и
неравенств» и «Уравнения, неравенства и системы
с параметрами».
Учебники для 10–11 классов включают все вопросы
программы, связанные с исследованием функций и
построением графиков, с производной и
первообразной и общими методами решения
уравнений, неравенств и систем. Здесь
углубляются знания учащихся по ранее изученным
вопросам до уровня, необходимого для поступления
в вузы, предъявляющим повышенные требования к
математической подготовке школьников. Имеются
дополнения «Элементы теории вероятности» и
«Комплексные числа».
Учащиеся 10 классов, прошедшие апробацию
учебника, успешно занимаются в 11 классе, а
выпускники МОУ СОШ № 2 Хвойнинского района
показали высокое качество по математике в ЕГЭ
(73,7% – данные из результатов широкомасштабного
эксперимента). Учебники нравятся учащимся и
педагогам, все участники расширенной экспертизы
(апробации) хотели бы по ним работать. На основе
нашего анализа сделан вывод: рекомендовать к
использованию в образовательном процессе и
присвоению грифа «Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|